Конспект НОД «Черное золото Ямала» (познавательно-исследовательская деятельность)

Ольга Татаринова
Конспект НОД «Черное золото Ямала» (познавательно-исследовательская деятельность)

Конспект НОД «Черное золото Ямала»

(познавательно-исследовательская деятельность)

Задачи:

• Развивать у детей самостоятельность мышления, осмысленность в практическом применении знаний.

• Учить детей выделять новые незнакомые качества, свойства природных объектов, по-новому смотреть на то, что раньше казалось обычным и хорошо знакомым.

• Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действия человека.

• Активизация словаря: полезные ископаемые, нефть, лаборатория, опыты, свойства.

Оборудование: две больших колбы с водой и нефтью, по две колбочки маленькие на каждого ребёнка, палочки, бумажные салфетки, пипетки, пуховые птичьи перья.

Ход занятия:

- Ребята. Мы с вами живем в очень красивом и богатом крае, который называется ЯМАЛ.

А как вы думаете, почему люди называют ЯМАЛ «удивительным краем»?

Потому что у нас удивительная природа, самые длинные северные ночи зимой и белые ночи летом, а еще на Ямале можно увидеть северное сияние. Наш северный край богат нефтью и газом. А вы знаете, как впервые люди нашли нефть?

Давным-давно один китайский император повелел бурить землю в поисках соли. Когда бамбуковые трубы опустили вглубь на несколько десятков метров, вдруг ударил фонтан черной жидкости, которая имела одно важное свойство - горючесть. Ее так и назвали - нефть, что в переводе на русский - горючее ископаемое. Люди стали использовать нефть для освещения и обогрева своих жилищ. А спустя много лет, люди научились перерабатывать нефть на специальных заводах и получать из нее большое количество ценных веществ, главные из которых - топливо для разных машин - бензин, керосин, солярка. Также нефть применяется при изготовлении пластмассы, резины, искусственных тканей и т. д.

-Ребята, а вы видели нефть?

- Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим её и проведём с ней некоторые опыты. Давайте мы с вами пройдём в нашу лабораторию.

- Ребята, как вы думаете, какого цвета бывает нефть? (ответы детей)

- А теперь посмотрите на это замечательное вещество, которое добывают на наших месторождениях.

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть одну каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета.

Опыт 2. Запах нефти.

Две колбочки: первая с водой, вторая с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить, какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?

Вывод: Нефть имеет резкий запах.

Опыт 3. Прозрачность.

Две колбочки: первая с водой, вторая с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 4. Жидкость.

Две колбочки: первая с нефтью, вторая - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку.

-Нефть льётся? Почему?

Вывод: Нефть - жидкое вещество, поэтому нефть качают насосами из глубин земли и это свойство используют при транспортировке нефти из одного места в другое.

Физкультминутка.

-Мы качалки, мы насосы - дети приседают

Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперёд, согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам - руки прямые в стороны,

На заводы отправляем - плавные движения руками

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

- Наберите в пипетку нефть и капните её в тарелочку с водой.

- Что вы видите?

Нефть плавает по поверхности; капельки не расходятся.

Вывод: Нефть не растворяется в воде.

Опыт 6. Маслянистость нефти.

Капнуть детям на указательный палец левой руки каплю воды, на правую каплю нефти. Дети растирают между пальцами одной руки воду, а другой нефть, высказывают свои ощущения при растирании.

Вывод: Нефть скользкая, маслянистая. а вода - нет.

Опыт 7. Птицы и нефть.

- Возьмите перо. Подбросьте его, какое оно?

- Пёрышко белое, пушистое, легкое, воздушное, невесомое.

- Наберите в пипетку нефть и капните на перо несколько капель. Что вы видите?

- Пушинки слиплись.

- Будет оно также легко падать и почему?

- Перо стало тяжёлым, оно не полетит.

- Сможет птица летать с такими перьями?

- Птица с такими перьями летать не сможет, она погибнет.

- Да, перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит, птица не может взлететь, и просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.

Вот, поэтому наши нефтяники, при добычи нефти, соблюдают осторожность берегут природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев, животных. Эта земля долгое время будет мертвой. Это – экологическая катастрофа.

-Буровые мастера,

И строители дорог!

Как земля наша щедра!

Нефть - её горючий сок,

Газ - её горючий дух!

Если нефтью Обь залить -

Язь, прости! Осётр, прощай!

Можно ль родину любить,

Не щадя родимый край?

Пусть же будут нефть и газ,

Лес и речка с серебром!

Чтобы внуки, вспомнив нас,

Помянули нас добром!

(Ю. Шесталов)

Публикации по теме:

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Зимняя прогулка.Зимняя прогулка. Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Научная лаборатория
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект НОД «Черное золото Ямала» (познавательно-исследовательская деятельность)
Опубликовано: 18 марта 2013 в 09:08
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...