Папки-передвижки

«Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности

Любовь Удова
«Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности

Тема: «Вода-водица»

Программные задачи

ОО «Познавательное развитие»:

Продолжать формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях ближайшего окружения;

Продолжать учить, называть свойства воды;

Обогащать сенсорный опыт детей с помощью дидактических игр;

Продолжать развивать аналитические способности, называть сенсорные признаки;

Продолжать развивать внимание, память, тактильные ощущении.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Публикация «„Вода-водица“, НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Воспитывать дружеские отношения между детьми в игровой деятельности, а так же прививать умение сообща трудиться, заниматься;

Расширять знания детей о труде взрослых (ученые, результат их труда и общественная значимость, прививать чувство благодарности);

Формировать основы безопасного поведения в природе;

Формировать понятие, что в природе все взаимосвязано (животный, растительный мир, вода).

ОО «Речевое развитие»:

Продолжать учить детей использовать средства речевого общения для высказывания собственного отношения к окружающему миру;

Обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме;

Продолжать совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложениях (существительные с прилагательными и глаголами);

Закреплять умение отвечать простыми и сложными предложениями;

Развивать умение поддерживать беседу.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при прослушивании музыкального произведения.

ОО «Физическое развитие»:

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;

Продолжать развивать у детей знания о здоровом образе жизни.

Цель:

Закреплять знания детей о свойствах и значении воды для всего живого;

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания детей о свойствах воды (вода является жидкостью, растворителем, отсутствие собственной формы, прозрачность, отсутствие вкуса, запаха);

Уточнить знание детей о назначении воды в нашей жизни и жизни всего живого.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

Обогащать словарь детей существительными, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Культуру поведения;

Аккуратность при работе с водой и прочими материалами.

Предварительная работа:

«Голубая планета» - рассматривание глобуса;

Беседы с детьми о свойствах и значении воды;

Отгадывание загадок по теме;

Чтение сказки Н. А. Рыжова «Как люди обидели речку»;

Знакомство с профессиями ученый, лаборант, посредством иллюстраций и слушания стихотворений;

Знакомство с оборудованием для экспериментов:

Проведение опытов;

Подвижная игра «Море волнуется раз»;

Слушание звуков природы;

Коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме».

Оборудование:

Магнитная доска;

Макет тучки;

Изображение капельки;

Запись «Звуки природы»;

Пластиковые стаканчики;

Одноразовые ложки;

Коктельные трубочки;

Соль, сахар, сок, молоко;

Песок, акварельные краски;

Карта-схема свойства воды;

«Ящик ощущений» и карточки для игры «Найди пару».

Словарь:

опыты;

ученые;

лаборатория;

экспериментирование.

Ход

Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих гостей.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день к нам в группу пришли гости. Что нужно сделать, когда встречаешься с друзьями, гостями?

Дети: Поздороваться.

Воспитатель: Ребята, перед тем как начать наше занятие предлагаю вам совершить небольшое сказочное путешествие (дети закрывают глаза и под звуки музыки проводится психоэмоциональная разгрузка).

- «Закройте глаза. Мы отправляемся на прогулку в весенний лес. Сегодня необычно хорошее утро. Ярко светит солнце, и его лучи нас согревают. Весенний лес сказочно красив. Мы любуемся им и вдыхаем аромат первых весенних цветов. Озорной ручеек весело плещется среди камней. Мы лежим на мягком зеленом ковре из травы и весенних цветов… (раздаются раскаты грома…Ребята, быстро возвращаемся в группу, чтобы не промокнуть под дождем…откройте глаза и медленно встаньте.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась еще одна гостья (воспитатель обращает внимание детей на тучку, из которой появляется Капелька).

- Посмотрите внимательно на Капельку и скажите, какая она, какое у нее настроение?

Дети: Капелька грустная, печальная.

Воспитатель: А грустная она потому, что только появилась и совсем о себе ничего не знает: кто она, какая она, из чего состоит, нужная она или нет? И ей очень хочется узнать ответы на все эти вопросы.

Воспитатель: Ребята, а вы сможете рассказать Капельке о ней?

Дети: Да.

Воспитатель: …., расскажи, где живет Капелька, (в тучке);…. Из чего состоит Капелька (из воды);… Где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране, луже и т. д.);. Кому нужна вода? (людям, животным, растениям и т. д.);… для чего нужна вода? (без нее не может обойтись ничего живое, вода необходима в быту).

Воспитатель: (обращается к Капельке) Вот видишь, Капелька, как много ребята знают о тебе, о твоей важности и пользе. Но это еще не все о чем мы хотим тебе рассказать.

Ребята знают свойства, которыми обладает вода, и они хотят не просто рассказать о них, а еще и показать. Для этого нам необходимо переместиться в научную лабораторию. Давайте расскажем нашим гостям, что такое лаборатория? (лаборатория - это место где ученые-исследователи проводят опыты и эксперименты, узнают что-то новое). А кто такие ученые? (ученые - это люди, которые с помощью опытов узнают что-то новое о каких-то предметах явлениях).

Ребята, сейчас я предлагаю вам стать учеными-исследователями и показать нашим гостям, что вы еще знаете о воде (дети одевают халаты).

Воспитатель: Уважаемые коллеги, чтобы узнать какое задание каждый из вас будет выполнять, предлагаю вам сыграть в интересную игру, которая называется «Найди пару». Вам необходимо подойти к «Волшебному ящику» и выбрать на ощупь одну карточку. Достать ее и посчитать, сколько капелек на ней изображено (все дети по очереди достают карточки, считают количество капелек). А сейчас вам необходимо найти свое рабочее место за столом. Для этого найдите среди карточек на столах точно такую же, как у вас в руках (дети занимают места за столами). Не торопитесь, не толкайтесь, будьте внимательными (дети занимают места за столами).

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (не шуметь, быть внимательным, не выкрикивать) и подготовим наши руки и пальцы к работе.

«Пальчиковая гимнастика - Помощники»

Посуду моет наш Антошка.

Вымыл вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран.

Практическая часть

ОПЫТ №1 – «Вода - это жидкость»

Воспитатель: Ребята, посмотрите у … есть стаканчик с песком…перемести песок из этого стакана в пустой. Что происходит с песком?

Ребенок: Он сыпется, пересыпается.

Воспитатель: А теперь тоже самой проделай с водой. Что происходит с водой?

Ребенок: Она льется.

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Она льется потому, что она жидкая.

ВЫВОД: так как вода жидкая, может течь и переливаться ее называют жуткостью. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

ОПЫТ №2 – «Вода не имеет формы»

Воспитатель: Посмотрите у …на столе кроме пластикового стаканчика стоит еще несколько предметов. Обратите внимание на их форму (дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная).

Воспитатель:…перелей воду в один стаканчик, а потом в другой, в третью форму. Посмотри, что происходит с формой воды?

Ребенок: Вода меняет свою форму.

ВЫВОД: Вода не имеет форму, а приобретает ее в зависимости от того в какую форму ее наливают (в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.)

ОПЫТ №3 – «Вода прозрачная, бесцветная»

Воспитатель: Посмотрите у …на столе два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю… опустить коктельную трубочку в стакан с водой. А теперь – в стакан с молоком. – …что ты заметили?

Ребенок: в стакане с водой трубочка видна, а в стакане с молоком нет.

ВЫВОД: В стакане с молоком трубочка не видно, а в стакане с водой трубочка видна. Это происходит потому, что вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу Капельку. Что в ней изменилось?

Дети: она немного повеселела.

Воспитатель: А повеселела она потому, что много интересного о себе узнала. Ребята предлагаю вам немного отдохнуть.

«Физкультурная минутка – голубая река»

Если речка голубая

Пробудилась ото сна.

И бежит в полях, сверкая,

Значит, к нам пришла весна.

ОПЫТ №4 – «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель: Посмотрите у …на столе два стакана, один с водой, другой с соком … опустить коктельную трубочку в стакан с водой и попробуй ее на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Ребенок: у воды нет вкуса.

Воспитатель: …а теперь попробуй на вкус жидкость в другом стаканчике. Что это? Какой у него вкус?

Ребенок: это сок и на вкус он сладкий.

ВЫВОД: чистая вода не имеет вкуса, она безвкусная жидкость.

ОПЫТ №5 – «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: У …на столе стоит стакан с водой, … понюхай воду в стаканчике. Пахнет ли она чем-то?

Ребенок: у воды нет запаха.

Воспитатель: …а теперь возьми дольку лимона и выдави его в стакан с водой. Что изменилось в воде?

Ребенок: вода приобрела запах, аромат.

ВЫВОД: чистая вода не имеет запаха, но она может изменить свой запах если в нее добавить какой-то компонент.

ОПЫТ №6 – «Вода может быть растворителем»

Воспитатель: У …три стакана с чистой водой, без вкуса, цвета и запаха. А еще у …. На столе стоит сахар, песок и краски. … попробуй растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

Ребенок: сахар растворился в воде, и вода стала сладкой. Песок не растворился в воде, а осел на дно стакана. Краска растворилась в воде и окрасила ее.

ВЫВОД: Вода может быть растворителем, но не для всех веществ. Вода может менять цвет и вкус

Воспитатель: Вот и завершились наши исследования. Хочется еще раз напомнить, что вода нужна всем. Вода – это жизнь! Поэтому ее надо беречь! А как это можно сделать? (рассуждения детей).

А как там наша гостья Капелька? Посмотрите, ребята, Капелька веселая-веселая стала. Вы молодцы, ребята много интересного и полезного ей рассказали. Давайте еще раз напомним Капельке, что мы о ней знаем (дети показывают схемы и говорят о свойствах воды).

Заключение

Воспитатель: Ребята, а в заключение нашего занятия я для вас и наших гостей хочу показать фокус (показ фокуса, в этот момент готовится сюрприз, капелька убирается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша гостья вернулась к маме-Тучке, а для вас в знак благодарности оставила сюрприз (раздача угощений).

На этом мы завершаем наше занятие.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Снег и его свойства»Конспект НОД по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Снег и его свойства» Цель:развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом Задачи: Образовательные: • расширять представления детей.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух». Цель: формировать представления.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Что отражается в зеркале» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства магнита» Продолжение темы:«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».Поговорим оМАГНИТЕ II.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной.

Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство познавательного развития Моей целью работы над проектом было: развивать познавательный интерес детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Мир вокруг.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Конспект познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки Чуковского «Айболит» Примерный конспект познавательно – речевой игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки К И Чуковского.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы Из опыта работы воспитателя высшей категории Шарафутдиновой Г. А. МБДОУ ДС КВ № 443 г. Челябинска Дошкольный возраст – это период активного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности
Опубликовано: 19 октября 2015 в 12:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД