Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»

Надежда Петрова
Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»

Образовательная область: Познание

Форма деятельности: путешествие

Цель деятельности:

Углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценностей, развивать умение объяснять свое понимание их содержания и значения (пословицы, рассказы);

совершенствовать диалогическую и монологическую речь, культуру речевого общения в различных ситуациях общения (в ходе всего занятия);

познакомить с новыми чувашскими словами, обозначающими общечеловеческие ценности (пожелания на чувашском языке сапайлах, илемлех);

обогащение знаний фольклорных произведений народов Чувашии (пословицы, рассказы);

активизировать использование слов, характеризующих нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный);

уточнить понимание сложных взаимоотношений в рассказах, мотивов поведения героев;

развивать интерес к историческому прошлому своего народа (легенда о букваре);

повышать интерес к изучению родного края;

развивать способность самостоятельно и целенаправленно размышлять, логически рассуждать (пословицы, рассказы, оценка занятия);

обобщать и систематизировать знания о предметном мире как результате трудовой деятельности (изделия чувашского декоративно-прикладного искусства);

расширять знания детей о людях, прославивших республику: И. Я. Яковлев;

воспитывать любовь к родному краю.

Материалы и атрибуты:- компьютер, проектор, экран, буквы, изделия декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, рассказы «Конь», «Лентяй и Лодырь», «Яблонька», легенда «Золотая книга чувашей», аудиозапись «Жаворонок»

Методы и приемы:

художественное слово (пословицы, легенда, использование ИКТ, разыгрывание сценок, музыкальное сопровождение – чувашская мелодия, чувашский танец, рассматривание слайдов, путешествие.

Предварительная работа с детьми: беседы (о ценностях, знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре и т. д., чтение произведений И. Я. Яковлева (о трудолюбии, дружбе, добре, разыгрывание мини-сценок по творчеству Яковлева (создавались и обыгрывались различные проблемные ситуации, знакомство с компьютером.

Словарная работа: закрепление в речи детей слова тухъя, маниста, сурпан; слова, характеризующие нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный);

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят, встают в круг, здороваются на чувашском языке.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас праздник — встреча с букварем И. Я. Яковлева. Посмотрите, я сегодня в красивом чувашском платье, какие красивые узоры на нем.

(рассматривание узоров на платье)

Как вы думаете, узоры на платье что могут обозначать?

Знаком ли вам какой-нибудь элемент узора?

Скажите, где вы видите узор солнца? Где они расположены (на груди, на рукавах, внизу платья)

Ответы детей:

Воспитатель: (звучит музыка) Да, я с вами согласна. Это действительно узоры солнца. Чувашский народ издавна славился своим мастерством, трудолюбием и дружбой. У этого народа была книга, которая учила добру, дружбе, трудолюбию. Прошло время. Нежданно-негаданно напали на чувашский народ злые племена, хотели похитить самое дорогое, что у них было – Золотую Книгу, но не нашли ее, потому что те, кто охранял эту книгу, положили ее в Золотую шкатулку и зарыли в землю, а сами погибли в бою.

(выключается музыка)

Воспитатель: Книга была уникальна тем, что в ней были собраны древние чувашские народные мудрости. К сожалению, книга была утеряна безвозвратно.

Один великий человек – И. Я. Яковлев решил восстановить эту книгу и вернуть ее народу. Сейчас я познакомлю вас с этим замечательным человеком. Присаживайтесь, пожалуйста.

(показ слайдов на экране о Яковлеве и букваре).

И. Яковлев любил свой народ и хотел, чтобы он был грамотным, он обучал всех чуваш письменности, чтению и просвещал их. (слайд с букварем)

И. Яковлев ходил по деревням, собирал по крупицам у чувашских старцев пословицы, поговорки, легенды, притчи, истории. И записывал их в свою книгу, так слово за словом, пополнялась эта книга. (слайд с букварем)

В результате долгих поисков народной мудрости был создан первый чувашский букварь. (слайд с букварем)

Этот букварь и стал новой золотой книгой чувашей.

Подведение итога

Воспитатель: Народ благодарен этому человеку за то, что он просветил чувашский народ, сдружил чуваш и русских. «Русские, чуваши, татары- все одно - люди» - говорил И. Я. Яковлев.

Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю вам пройтись по страницам этой уникальной и мудрой книги. А вы хотели бы побывать на страницах этого букваря?

Ответы детей:

Воспитатель: (звучит музыка) А попасть нам на эту страницу поможет волшебная тропинка, а тропинка-то не простая, она с буквами. Проходите на первую страницу. Присаживайтесь. (выключается музыка)[/i](показ слайдов на компьютере).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на странице букваря находятся буквы

и слова, они старинные, русские и чувашские.

Воспитатель: У чувашей не было своего алфавита, они не знали букв. Все буквы и слова в этом букваре составил И. Я. Яковлев. (показ чувашских букв)

Посмотрите, эти буквы отличаются от русских.

И. Я. Яковлев был умным, придумал для чуваш свою азбуку, теперь они могут читать и писать на своем родном языке.

Воспитатель: (звучит музыка) Ребята, а теперь я приглашаю вас пройти на следующую страницу – страницу «Народной мудрости». (выключается музыка) На этой странице мы с вами узнаем о пословицах, поговорках, созданных чувашским народом. А вы знаете ребята, какие-нибудь пословицы?

Ответы детей:(рассказывают пословицы)

Воспитатель: А кто расскажет?

Ответы детей:

Воспитатель: Я рада, что вы знаете пословицы о дружбе, добре, трудолюбии.

Воспитатель: А послушайте пословицу, которая есть в букваре Яковлева, послушайте. Не запасайся деньгами, а запасайся друзьями

Ответы детей:

(Обсуждение пословицы)

-Ребята, почему именно друзьями надо запасаться?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, потому что именно друзья выручат из беды, помогут в любой трудной ситуации.

Воспитатель: (звучит музыка) Продолжим наше путешествие по страницам букваря. (выключается музыка) Эта страница тоже интересная. И. Я. Яковлев писал рассказы для чувашских детей, которые учат честности, трудолюбию, добру и уважению к человеку. Он писал очень маленькие рассказы, но они имели очень большой смысл. Хотите послушать?

Ответы детей:

Рассказ называется «Конь»

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор – чей конь? Стали они коня друг у друга рвать. Дай мне, мой конь. Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня, и конь стал ничей.

- Почему мама забрала коня?

А что надо было сделать? (вместе играть, дружно)

«Лентяй и Лодырь»

Жили Лентяй и Лодырь. Лег Лентяй под Яблоню и говорит : «Ах, если бы мне яблоко попало прямо в рот». А лодырь ему отвечает: «Как тебе не лень такие вещи говорить!»

Воспитатель: А сейчас наши дети, Саша и Дима разыграют рассказ из букваря И. Я. Яковлева «Лентяй и Лодырь»

(разыгрывают сценку)[/i](Обсуждение рассказов)

Воспитатель: Ребята, а вам встречались такие люди?

Ответы детей:

Воспитатель: Ведь мы с вами не такие?

Ответы детей:

Воспитатель: Мы с вами дружные, трудолюбивые. Вот и чувашский народ трудолюбивый. Он славится мастерством, трудолюбием. И мы с вами можем в этом убедиться, подойдите, посмотрите, какую красоту создал чувашский народ. Можете потрогать, рассмотреть. (подходят к столу, где тухъя, вышивка, куклы в национальных костюмах).

Какая кропотливая работа, здесь и вышивка, и тухъя, и монетки-то как звенят,как бы приглашают нас потанцевать. Позвените монетками. Ах, как весело звенят, так и хочется в пляс пуститься. Я вас приглашаю потанцевать.

(звучит чувашская музыка, танцуют).

Подведение итога

Воспитатель: У вас поднялось настроение?

Ответы детей:

Воспитатель:(выключается музыка) Глядя на вас, душа моя радовалась, вот И. Я. Яковлев говорил: «Чувашский народ сберег три бесценных сокровища: сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок».

Воспитатель: (звучит музыка) Следующая страница этой уникальной книги научит нас добру, дружбе и заботе. (выключается музыка) Послушайте одну притчу «Яблонька».

Посадил старый дед яблоньку. А ему говорят: «Зачем ты сажаешь яблоню, ты стар и болен. Может так получиться, что ты не попробуешь ни одного яблока с этого дерева». А он им в ответ: «Я не попробую, попробуют мои внуки, дети и другие люди и вспомнят меня добрым словом».

Воспитатель: Вот и И. Я. Яковлев оставил после себя эту мудрую книгу, чтобы люди умели читать и писать, передавали свои знания из поколения в поколения.

Воспитатель: Пришло время возвращаться обратно со страниц этого уникального букваря. (звучит музыка)

(подходят в то место, откуда начиналась деятельность, выключается музыка)

-Ребята, понравилось ли вам путешествие по страницам букваря?

-Чем оно понравилось?

-Что больше всего запомнилось?

-Что интересного для себя узнали?

Закончилось наше путешествие. Пришло время прощаться. А теперь на прощание пожелаем нашим гостям и друг другу всего светлого и доброго на чувашском языке.

Прикреплённые файлы:

jakovlev-2_2qfuo.ppt | 8196 Кб | Скачан: 135
 
Публикации по теме:

Д. Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель: Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворение. Задачи: Учить детей запоминать и выразительно.

Проект по теме «Транспорт» для второй младшей группы Проект на тему: «Транспорт» Время проведения проекта – IV неделя февраля. Участники проекта: дети второй младшей группы № 10, воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 10:34
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...