Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Изучение птичьего пера».

Оксана Викторовна Важенина
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Изучение птичьего пера».

Конспект нод для детей старшего дошкольного возраста «Изучение птичьего пера».

Воспитатель МКОУ «Сергинская СОШ им. Героя Советского союза Н. И. Сирина» Важенина О. В.

Задачи:

Образовательные;

-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, умение их различать, группировать; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что»; продолжать учить детей составлять краткий описательный рассказ о птицах опираясь на схемы. Активизировать в употреблении в речи прилагательных, глаголов.

Коррекционные;

Развивать наблюдательность; Зрительное восприятие; Поощрять выдвижение гипотез; Подвести к планированию своей деятельности; Способствовать умению делать выводы; Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки

Воспитательные:

Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Карточки с изображением птиц

Организационный момент.

1. Кинессиология – упражнение «Сова».

Положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.

2. Мотивация.

Воспитатель:

- Ребята, к нам пришло видеописьмо от ребят из другого детского сада, давайте внимательно прослушаем. (Видеослайд)

3. Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи».

Воспитатель:

- Для того, чтобы ответить на вопрос ребят «Для чего птицам перья?», я предлагаю вам стать орнитологами. (Слайд)

4. Словарная работа:

При помощи слайдов знакомить детей со словом орнитолог – специалист изучающий птиц и их распространение.

- Топ, топ, хлоп, хлоп

Вокруг себя повернись,

И в орнитологов превратись.

5. Д/игра «Угадай, что за птица»

Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, какие птицы живут в нашем родном краю.

Игра: педагог показывает детям картинку с изображением птицы, каждый ребенок называет. (Синица, воробей, ласточка, снегирь, лебедь, утка и т. д.).

Воспитатель:

- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие птицы).

- Перечислите зимующих птиц. (Синица, снегирь, сова, сорока, голубь).

- Назовите как называют птиц, которые улетают от нас в теплые края. (Перелетные).

- Перечислите перелетных птиц. (Утка, гусь, лебедь, ласточка, журавль).

- Ребята, сформулируйте, почему некоторые виды птиц улетают в южные края?

- Потому что, нечем питаться, они могут погибнуть от голода.

- Верно, первыми от нас улетают насекомоядные, потому что насекомые вымирают, вторыми, плодоядные, т. к. заканчиваются ягоды, а третьими встают на крыло водоплавающие, водоемы замерзают и питаться птицам нечем.

Игра «Рассели птиц».

Дети берут карточки с изображением перелетных и зимующих птиц, летают под музыку, как музыка остановилась, перелетные птицы встают у солнца, а зимующие – у снежинки.

Воспитатель:

- Действительно верно то, что вы уже многое знаете о птицах.

- Катя, чем птицы отличаются от других животных? (У птиц есть крылья).

- Правильно, птицы отличаются от других животных тем, что могут летать. У них есть 2 крыла, 2 ноги, клюв, тело покрыто перьями.

- А чтобы правильно ответить на вопрос детей из другого садика, «Для чего нужны птицам перья?» нам необходимо исследовать птичье перо. Предлагаю вам провести различные опыты. Согласны? Отлично!

Основная часть.

- Посмотрите, я разделила доску на 2 части. В левой части мы с вами будем отмечать, что общего у всех перьев, а в правой – чем они отличаются.

- Ребята, посмотрите, какие красивые перья лежат на столе. Эти перья нам птицы подарили. Карина, какое перышко смотрит на тебя? Выбери себе! Максим, а тебе какое нравится? Бери скорее!

- Как ты думаешь, андрей, от какой птицы у тебя перо? (Это перо от петуха, остальные перья куриные).

- Давайте еще раз внимательно посмотрим на перья. Чем похожи перья друг на друга? (палочка, волосики).

- Правильно, у всех перьев одинаковое строение. Посмотрите, в центре пера проходит стержень и прикрепленное к нему опахало, которое состоит из бороздок.

- Давайте повторим эти слова и запомним их. (СтерженЬ, опахало).

- Так какой мы с вами можем сделать вывод?

- Верно, у всех перьев одинаковое строение.

- Я предлагаю этот признак обозначить вот таким значком (рисует схематично перо).

- Для того чтобы провести следующий опыт нам понадобятся другие перья. Они тоже лежали на столе, но пока я проветривала группу, порыв ветра разнес их по ковру, помогите мне, пожалуйста, их собрать.

- Объясните, почему они разлетелись? (потому что легкие).

- Точно. Давайте попробуем дунуть на перышко, что произошло? (Почему).

- А как еще можно доказать, что перо легкое?. (Взвесить на весах).

- Попробуем? Артем, опусти на чашу весов свое перышко. Что нибудь изменилось? (Нет). Чаша весов даже не покачнулась.

- Так какой мы с вами можем сделать вывод? (Перья легкие, воздушные, поэтому называют их пуховыми).

- Как вы думаете, каким значком можно обозначить этот признак легкости, воздушности. (Воздушный шарик). Почему? (потому что он тоже легкий).

- Есть у перьев еще что-то общее? Нет, тогда перейдем к различиям.

- Чем отличаются перья друг от друга? (Цветом, величиной, одни гладкие, другие пушистые).

- Действительно перья разного цвета (педагог рисует маркером 2 кляксы). Разной величины – маленькие и большие (рисует большой и маленький круг). Гладкие и пушистые (рисует прямоугольник с полосками и черточки по кругу, типа солнца).

- Давайте внимательно рассмотрим большое птичье маховое перо на свет. Что вы видите? (Плотно друг к другу, соединены).

- Видите ли вы просветы между бороздками? (Нет). Рассмотрим с помощью луп.

- Действительно, они как будто приклеились друг к другу. А знаете почему?

- Потому что между бороздками есть выступы и крючочки, которые плотно соединяются между собой. Люди на основе пера придумали молнии для одежды и обуви. (Показ работы молнии).

- Но иногда крючочки разъединяются, появляется брешь. Оказывается, птицы могут починить свое перо. Легко и быстро «застегнуть» эту брешь клювом, как замочком «молнии». А мы с вами сделаем пальчиками. Вот так!.

- Такие большие перья называются маховыми и рулевыми. Почему, как вы думаете?

- Точно, спасибо, Максим, с помощью этих перьев птица машет, рассекает воздух, и поворачивает тело в нужное направление, летит вверх или вниз, влево или вправо.

- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

Динамическая пауза.

- Покажите на веере, как это происходит. (Дети под музыкальное сопровождение раскрывают веера, и летают, приземлились веера складывают).

- Ребята, а как вы думаете, для чего птице нужны маленькие и пушистые перышки?

- Конечно же, они нужны им для сохранения тепла тела и называются они пуховыми. А где человек применяет пуховые перья? (В одежде, в подушках, в одеялах, в матрацах и т. д.).

- Ребята, а вы слышали такие выражения: «мокрая курица» или «вышел из воды сухим, как гусь», «Как с гуся вода».

- А можете объяснить, что они обозначают?

- Тогда я вам предлагаю провести еще один опыт.

- Берите миски с водой!

- Посмотрите, на тарелке лежат 2 перышка. Что нужно сделать, чтобы узнать, почему говорят «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь?»

(Обмакнуть перья в воду и проверить).

- Правильно! Давайте немного подержим перья в воде, достаем, что вы видите? (педагог вместе с детьми делают выводы).

- Действительно, одно перо почти сухое, а другое намокло и слиплось.

- Как вы думаете, какое перо гусиное, а какое куриное?

- Правильно, гусиное перо сухое, а куриное – мокрое.

- Так почему же говорят: «Как мокрая курица» и «Вышел из воды сухим, как гусь» (одни перья намокают, а другие – нет).

- Потому что, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.

- У всех водоплавающих птиц есть специальная железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не утонуть.

- Так какой мы с вами можем сделать вывод?

- Правильно, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.

- Я предлагаю этот признак обозначить таким знаком (капелька воды капелька воды, зачеркнутая крест накрест).

- Ну, что ж! Посмотрите, сколько мы с вами узнали интересного о птичьих перьях. И я думаю, что теперь, опираясь на эту схему, вы сможете составить интересный рассказ о них. Запишем в форме видеописьма и отправим как ответ детям в другой детский сад.

- Кто хочет попробовать?

- давайте я начну рассказ, а вы продолжите: «Тело птицы покрыто перьями, которые состоят из стержня, опахало и бороздок. Перья у птиц очень легкие, разноцветные, большие и маленькие, гладкие и пушистые, впитывают или отталкивают воду. Перья очень важны для птицы, потому что именно перья позволяют птицам летать!».

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и самостоятельно добыли много новых знаний и поделились знаниями с другими детьми.

- А теперь:

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись

И в детей превратись!».

3. Продуктивная деятельность. Обведение птиц по контуру стержнем пера. Закрашивание птиц с помощью тычка.

- Напоследок я хочу вам еще что - то интересное о птичьих перьях рассказать: в старину, когда человек еще не изобрел ручек и карандашей, люди писали перьями, обмакивая их в чернила. А вы хотите попробовать пописать настоящими перьями?

- Тогда выберите себе силуэты с изображением птиц, возьмем перо, стержень обмакиваем в гуашь, и начинаем обводить по контуру наших пернатых друзей.

Ход работы:

1. Обвести по контуру гуашью силуэт птицы;

2. Тычок окунуть в воду набрать гуашевую краску;

3. Наносить аккуратно на силуэт птицы;

4. Стараться наносить краску равномерно.

5. Заключительная часть занятия:

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город» Цель: Формировать у детей представление о родном городе посредством.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Солнце и планеты» Цель: закрепить знания детей о строении солнечной системы. Оборудование: глобус, рисунки с изображением планет Солнечной системы на каждого.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Домашние животные» Тема. Домашние животные (второе занятие). Цель: продолжаем расширять словарь по данной теме; работаем с картинно-графическим планом.

Библиотека изображений:
  • Фразеология
  • Фразеология
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Изучение птичьего пера».
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 18:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллективное творчество «Осенние мотивы» (фотоотчет)
Осень – прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество. Детям младшего дошкольного возраста очень нравится создавать коллективные работы знакомых...
Мастер-класс «Виноград из цветных салфеток»
Уважаемые коллеги! Столько винограда созрело в наших садах! Мы с детками и рассматривали его и пробовали на вкус разные сорта. Осталось только увиденное и...
Фотоотчёт с выставки поделок «Чудеса своими руками»
Здравствуйте, мои друзья! Рада видеть вас всех я! Ну-ка, дружно, не зевайте, На вопрос мой отвечайте. Что нам осень принесла? Фрукты, овощи? ( Да!...
«Октябринка-феечка-дождинка». Экологическая сказка. Глава 10
А вот и новая глава про феечку Октябринку. После её прочтения можно побеседовать с детьми о перелётных птицах. Зима-зимушка на хвосте Даша и бабушка шли...
Фотоотчет «Путешествие по осени»
Наступило прекрасное время года – осень. Она привлекает всех необычными красками и звуками. Как будто какой-то художник не пожалел яркие цвета и раскрасил...