Папки-передвижки

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как увидеть воздух»

Алевтина Черемная
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как увидеть воздух»

Конспект НОД «Как увидеть воздух» старший возраст.

Цель: формировать представления о значении воздуха в жизни человека и растений,

о взаимодействии живой и неживой природы,

Задачи: 1) познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

2) показать взаимосвязь живой и неживой природы (воздух - человек, воздух - растения)

3) развитие познавательного интереса ребёнка, его мышления, умения логически мыслить, обобщать, производить опыты.

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Как увидеть воздух“» размещена в разделах

4) обогащение словаря путём образования прилагательных от существительных.

5) развитие речевого дыхания.

Материал: воздушные шары на каждого ребёнка, прозрачные стаканы, стаканчики с водой на каждого ребёнка, соломинки, зеркала, надувные игрушки и шары.

Иллюстрации: рисунок дома - природы, рисунок обычного дома, буквы на картоне.

Ход нод:

Вое-ль: Где живёт человек? Что его окружает? (рассматривают первую картинку)

А кто живёт в этом доме? Как можно назвать этот дом?

Дом - природы. Обратите внимание: на обоих рисунках много неокрашенного, пустого места. Почему? Как вы думаете, что это? Пустота? Если затрудняетесь, я вам помогу, у вас на столах лежат буквы. Если все эти буквы расставить по порядку, то вы узнаете отгадку. (дети составляют слово «воздух»).

Вое -ль: А для чего нам нужен воздух? Ответы детей (расти, дышать, жить и т. д.)

Вое -ль: Да мы им дышим. Давайте сначала вдохнём глубоко - глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? Так что же такое воздух? Может кто - то ответит.

Входит Почемучка: Привет, малыши! Я - Почемучка. Почему вы тут собрались?

Вос-ль: Собрались мы, чтобы поговорить о воздухе.

Почемучка: О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может его и вовсе нет? Лично я его никогда не видел этот воздух, а вы ребята? (ответы детей).

Вос-ль: Погоди, погоди Почемучка! Я тоже никогда не видела воздух, но знаю что он вокруг нас всегда.

Почемучка: А я вам не верю. Вы докажите, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Вос-ль: Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Почемучке, что воздух всё -таки есть. Но сначала скажите мне, а почему мы не видим воздух? Почему его называют невидимкой? Воздух прозрачный значит, через него всё видно, (ответы детей)

Вос-ль: А что ещё бывает прозрачным? Найдите мне прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окнах, стаканы, банки). Через стекла видны деревья на улице. Другие дома, значит они (какие) прозрачные.

А сейчас мы пройдем в лабораторию и докажем почемучке, что воздух есть и он вокруг нас. Опыты:

Вое -ль: (берёт в руки стакан) ребята, как вы считаете, это пустой стакан? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что — нибудь? (поочереди показать пустой стакан каждому ребёнку).

Почемучка: Что вы пристали со своим стаканом. Каждому ясно, что в нём ничего нет. Можно в него что - нибудь налить, что - нибудь положить.

Вос-ль: Говоришь стакан пустой. А вот мы сейчас проверим.

(У каждого ребёнка стакан и банка с водой, предлагает детям повторить его действия)

Опыт 1. Поворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду. Обратить внимание детей, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей обсудить)

Делаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Вос-ль: А хотите узнать может ли вода вытеснить воздух? Сейчас попробуем.

Опыт 2. предложить опустить стакан в воду, но стакан теперь держать не прямо, а немного наклонить. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они появились? Воздух выходит из стакана, а на его место занимает вода.

Воспитатель ещё раз возвращается к тому, что воздух невидимый, прозрачный, но он есть

Почемучка: Подумаешь воздух! А я вот тоже вспомнил, как можно увидеть воздух.

(берёт стакан с водой и опускает в него соломинку. В это время воспитатель тоже каждому ребёнку раздаёт стаканы с водой и соломинки)

«Однажды в Цветочном городе меня угостили вкусной водой и дали трубочку - соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было! (обращается Почемучка к детям). Давайте дуйте в соломинку. У вас такое получится. Буря в стакане воды. (в это время Почемучка беседует с детьми, и вместе выполняют задания).

А вот если дуть сильно- сильно. Что получится? (вода выльется из стакана, почему)

Вос - ль: Ну- ну расшумелись. Давайте-ка лучше подумаем, какой ещё бывает воздух? (подбор определений) Если на улице мороз - морозный воздух, тепло - тёплый, после дождя -влажный, свежий, бодрящий, ароматный, цветочный.

Вос-ль: А я ещё придумала! Пускание мыльных пузырей. А как вы думаете, что внутри мыльных пузырей?

Почемучка: Известно что, мыло.

Вос-ль: Неужели и вы ребята думаете, что внутри пузырей мыло? (ответы детей и ещё раз подтвердить - что воздух внутри)

Почемучка: Воздух, мыло какая разница! Вот вы лучше скажите мне и я, и вы. И все люди дышат через нос. Подышите своими замечательными носиками. Отлично. У медведя, у лисы и у зайца есть нос. А как дышат растения? Куда они спрятали свои замечательные носы? (ответы детей).

Вос-ль: У растений нет носиков. Зато на листьях есть маленькие отверстия - дырочки, их трудно увидеть. Вот через эти отверстия они и дышат, и рябина, и одуванчики, и клён.

Почемучка: Значит и растениям нужен воздух? Всем - всем? А как узнать, что я дышу? Может я просто рот открыл?

Вос-ль: А это очень просто. Сейчас возьмём зеркало подставим его ко рту и посмотрим что будет. Оно запотело. Значит ты дышишь. Зеркало было холодным и чистым, а изо рта идёт тёплый воздух и зеркало запотело от вашего дыхания. _Дети тоже самостоятельно проделывают каждый со своим зеркалом. В конце вывод - мы дышим).

А теперь проверим, как долго мы можем не дышать. Закройте нос и рот и не дышите. Трудно?

Вывод: без воздуха жить нельзя.

Почемучка: А я знаю, где много воздуха, в шариках. Они называются воздушные. Вос-ль: А чем мы надуваем шарики? (ответы детей) Почемучка: Чем - чем, я просто дышал и всё.

Вос-ль: Погоди, мы решили, что дышим воздухом, значит и шарики надуваем воздухом. Это даже тебе и наши ребята сказали. (Раздаём детям шарики и все надуваем свои шарики)

Вос-ль: А если сильно надуть шарик, что может с ним случиться? Воздух весь не поместится в шарик, и шарик лопнет, (игры с шариками)

Если опустить шарик (шарик не завязан) шарик полетит, воздух как бы будет его толкать вперед, и он быстро полетит до тех пор, пока из шарика не выйдет весь воздух. (Фейерверк)

Вос-ль: Ребята, как вы думаете можно ли услышать воздух? (резиновые игрушки) А где ещё есть воздух? (игрушки, мячи) С детьми ещё ищем в комнате игрушки, где есть воздух.

ВЫВОД: Воздух прозрачный, невидимый, но он всегда есть в комнате. Воздух нужен всем и без воздуха жить нельзя.

Публикации по теме:

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.

Экспонаты для «Музея воздуха»Экспонаты для «Музея воздуха» В ходе реализации проекта "Воздух невидимка" мы создали мини "Музей воздуха", с целью привлечения к экспериментальной деятельности детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как увидеть воздух»
Опубликовано: 17 сентября 2014 в 18:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД