Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Кукла из бабушкиного сундука»

Оксана Плинская
Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Кукла из бабушкиного сундука»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по образовательным областям: социализация, коммуникация, художественное творчество (труд) на тему: «Кукла из бабушкиного сундука».

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем войти в мир прекрасного.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ОБУЧАЮЩИЕ:

- Продолжать знакомить с историей жизни народа на Руси, его традициями, обычаями.

- Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы-оберега – «День-ночь».

- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).

- Научить детей и взрослых изготавливать традиционные народные куклы: формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).

- Развивать мелкую моторику рук.

- Закрепить знания о профессии экскурсовода.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Обогащать речь детей с помощью русского народного фольклора.

- Развивать связную речь.

- Развивать внимание, творческие способности и индивидуальное самовыражение при создании куклы – оберега.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых, прививать чувство эмпатии, отклика на эмоции воспитателя.

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: колыбель, колыбельная, берегиня, оберег, экскурсоводы, музей, лоскутное, тряпичная.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение сказки «Василиса Премудрая», чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле; заучивание старинных колыбельных песен, скороговорок, разучивание пальчиковых игр; игры с куклами, беседы о любимых игрушках.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Экспонаты музея «Бабушкина кукла»; «Русская изба»; сундучок с тряпичными куклами; заготовки из ткани для изготовления куклы.

Хозяйка встречает гостей в русской избе:

- Добрый день красны девицы да добры молодцы. Рада встречи с вами.

Сегодня к нам пожаловали гости, а гостям всегда рады.

- А какими словами принято встречать гостей?

Ответы детей: «Здравствуйте», «Добрый день», «Добро пожаловать», «Проходите, пожалуйста!».

Хозяйка: Как много хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили ласковые улыбки и сияющие глаза гостей. Ведь недаром в народе говориться: «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».

Хозяйка: А теперь: Уши слушают - и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят,

Ноги-руки не мешают,

А голова хорошо думает.

О чем я сегодня поведу речь, вы узнаете, отгадав загадку:

«Есть ноги, но не ходит,

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

но сама радоваться не может.

Что это?».

Ответ детей: кукла.

Хозяйка: Скажите, пожалуйста, а для чего нужны куклы?

Ответы детей. Чтобы играть

Хозяйка: Кукла – это игрушка, подарок, сувенир.

Хозяйка: - Ой, ребята, а ведь у меня в избе тоже есть кукла Ваня. А где же он находиться?

Ответ детей: В колыбельке.

Хозяйка: - А что такое колыбелька?

Ответ детей: детская кроватка, в которой спит младенец.

Хозяйка: - А как называются песни, которые поют мамы детям, укладывая их спать?

Ответ детей: Колыбельные.

Хозяйка: - Молодцы. Давайте сейчас Милана покачает Ванечку и споет колыбельную песенку.

Девочка поет колыбельную для Ванечки.

Хозяйка: Вот и Ванечка уснул. А я приглашаю вас на экскурсию в музей.

А что такое музей?

Ответ детей:

А вы были в музеях? Какие вы знаете музеи?

Хозяйка:

- А у нас тоже в саду есть мини-музей. А какие экспонаты находятся в нем, вы узнаете, отгадав загадку:

«Что все это значит,

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь –

Будет спать,

День, и два и три, и пять».

Хозяйка: О ком говориться в загадке, о какой игрушке?

Ответ детей: О кукле.

Хозяйка: Правильно, о кукле. А разговор нынче пойдет о кукле из прошлого – из бабушкиного сундучка.

Приглашаю всех гостей в замечательный мини-музей,

Пусть посмотрят дети на разные куклы эти.

Экскурсию для вас проведут и про экспонаты расскажут Алина и Степа.

Приглашаю гостей и детей в мини-музей.

И экскурсоводов – детей.

Алина:

Народные куклы забавны и просты,

Их в магазинах вам не найти.

Закрутками называются,

Из ткани собираются.

Степан:

Давным-давно на Руси была такая присказка:

«В каждом доме, в каждой хате,

На крылечке, на полатях,

Кукла сидит, во все стороны глядит».

Сейчас детям куклы покупают для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы-обереги, которые делали с надеждой, с большой любовью и была она защитницей от всех бед и несчастий. Ее так и называли – «БЕРЕГИНЯ». Сейчас мы вам расскажем о некоторых куклах – оберегах.

Алина:

Самую первую куколку - «пеленашку» - мама делала доченьке, когда та еще качалась в колыбельке, и эта кукла принимала на себя все напасти.

Степа:

В подарок на именины делали куклу Ангелочка – это очень симпатичная кукла – оберег, которая бытовала во многих местах России. Она оберегала хозяина от неприятностей.

Алина:

Куклы «мартинички» - они являлись символом «закликания» весны, в которых участвовала молодежь и дети. Кукол вязали из ниток парами: белые – символ уходящей зимы, красные – символ весны и жаркого лета.

Хозяйка: А ты, Влад, какую закличку знаешь?

Ребенок:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Хозяйка: Молодец.

Хозяйка благодарит за интересный рассказ детей.

- Ребята, а о каких куклах вам рассказали ребята? Как они называются?

Ответы детей: Обереги (пеленашки, ангелочек, мартинички).

Хозяйка:

А вот я достаю из бабушкиного сундучка куклу еще одну куклу– оберег, которая называется «День-ночь». Она была обязательна в каждом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной, первый проснувшийся домочадец сразу устанавливал куклу-день. Такой оберег защищал дом от плохих сил.

Гости наши званые, гостьюшки желанные.

Чтоб нам было дальше веселей,

На мастер-класс приглашаю гостей

В мастерскую бабушкиной куклы, где мы с вами сделаем такой же оберег.

Но прежде, чем мы доберемся в мастерскую, мы должны пройти препятствия, проговаривая при этом чистоговорки. Итак, в путь.

Са-са-са, на траве лежит роса.

Чи-чи-чи- прилетели к нам грачи.

Дети и гости проходят в группу. (располагаются за столами, проводится мастер-класс).

Хозяйка: приглашает гостей за столы.

Практическая часть

- А сейчас мы постараемся самостоятельно изготовить эту куклу-оберег.

Для работы нам понадобятся:

- лоскутки ткани в форме круга белого и темного цвета.

- А как вы думаете? почему темная и светлая ткань?

Ответы детей.

Хозяйка: Молодцы,

- шарики из ваты для головы куклы;

- резиночки.

А теперь рассмотрим этапы изготовления куклы (рассматривание схемы).

1. Последовательное формирование головы куклы и шарика синтепона или ваты. Необходимо равномерно расправлять складки ткани и плотно перевязывать резинкой в области шеи.

2. Формирование рук куклы.

Ответы детей.

Хозяйка: А сейчас давайте поиграем нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Куколка»

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Хозяйка: Мы с вами изготовили какую куклу-оберег?

Ответы детей.

Хозяйка: Давайте эти куклы-обереги подарим нашим гостям.

Дети дарят куклы гостям.

Хозяйка: Ребята, пока мы занимались работой, Ванечка небось проснулся, нужно идти к нему.

Давайте попрощаемся с гостями и пойдем поиграем с Ваней.

Дети прощаются с гостями и вместе с Хозяйкой уходят в избу.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Кукла из бабушкиного сундука»
Опубликовано: 2 октября 2013 в 12:34
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...