Конспект НОД для старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Живая природа и ее свойства. Растения»

Юлия Ломакина
Конспект НОД для старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Живая природа и ее свойства. Растения»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами живой природы.

Задачи:

- Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь.

- Научить различать и отбирать предметы, относящиеся к живой и неживой природе.

- Познакомить с понятием «живая природа» и ее свойствами, путем проведения экспериментов.

- Учить самостоятельно делать выводы по результатам экспериментов.

- Продолжать прививать интерес к экспериментированию и познавательно- исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление.

- Учить работать в подгруппах, выслушивать чужое мнение внимательно, не перебивая.

Ход занятия:

Игра «Живая и неживая природа».

Дети встают в круг.

Воспитатель: - Дети, вы помните, что все, что сделано руками человека - это рукотворный мир. А все, что нас окружает, но не сделано руками человека – это природа. Сегодня я хочу поговорить с вами о природе, которая не создана руками человека, она бывает живая и неживая. Попробуйте угадать, какая природа называется «живая» и поставьте карточки с ее изображением в верхний ряд, «неживую» же природу прошу поставить в нижний.

(Воспитатель раздает всем по одной картинке. Затем дети по очереди располагают картинки на доске. С живой природой ставят на верхнюю полоску, с неживой - на нижнюю)

- Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки: человек, животные кошка и собака, птицы дятел и скворец, рыбы сом и щука, деревья береза и ель, цветы тюльпан и роза - все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.

- А солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе, т. к. у них нет способности к росту, питанию, дыханию.

- И сегодня у нас с вами пойдет разговор о живой природе, то есть о том, что изображено вверху. Мы поговорим о живой природе, а точнее о ее части. Мы поговорим о растениях. Так как растения вы отнесли к живой природе, то мы с помощью экспериментов выясним, без чего не возможно их жизнь.

Опыт 1: «Как вы думаете, растут ли растения зимой

Воспитатель: - Как вы думаете, растут ли растения зимой? Мы с вами проведем для этого длительное наблюдение- эксперимент. Поставим в бутылку с водой ветку березы, осины и сирени, а затем понаблюдаем за ними.

- Как вы думаете, что произойдет через некоторое время (Ответы детей)

(См. «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет»

О. А. Воронкевич, с. 13)

Вывод: Зимой дерево находится в состоянии покоя, питательные соки не идут от корня к листьям, поэтому листья не готовы полноценно раскрыться.

Это произойдет только весной.

Опыт 2: «Живительная сила воды»

Воспитатель: - Как вы думаете, могут ли у старого растения появиться зеленые листья?

(См. т. ж. с. 14)

Вывод: Листочки у моркови и свеклы появились под воздействием воды, потому что вода обладает живительной силой для растений.

Опыт 3: «Как прорастают семена? Как растет растение

Воспитатель: - Как вы думаете, какие условия нужны для прорастания семян?

(Ответы детей) Для того, чтобы дать правильный ответ, я предлагаю выложить семена фасоли на влажную тряпочку в три одинаковые прозрачные емкости, а потом поставить одну емкость на подоконник, другую в темный шкаф, а третью на улицу, на мороз (температура наружного воздуха ниже нуля)

(См. т. ж. с. 15, 20)

Вывод: - Лучше семена развиваются в емкости, которая находится в теплом и светлом месте (на подоконнике). Семена набухнут, появятся корешки и проклюнутся листочки. Корешки всегда будут стремиться вниз, а стебельки и листочки – вверх - к свету. Мы делаем вывод, что растению необходима вода, тепло и свет. И для того, чтобы убедиться, что растению необходим свет, проведем еще один эксперимент.

Опыт 4: «Живая коробка»

Воспитатель: - Хотите убедиться, что для развития растения необходим свет? (Да) Тогда положим клубень картофеля в закрытую картонную коробку, в которой заранее проделаем сбоку (по направлению к свету) круглое отверстие. Появятся побеги на картофеле, как вы думаете? (Ответы детей). Куда они будут стремиться? (К свету)

(См. т. ж. с. 21)

Вывод: Побегам картофеля необходим солнечный свет. По этой причине ростки картофеля начали расти и тянуться к свету.

Опыт 5: «Как растение впитывает воду

Воспитатель: - Давайте возьмем веточку сельдерея и цветущую ветку белой гвоздики и поставим их в воду с чернилами. Как вы думаете, что произойдет? (Ответы детей)

Вывод: Вода движется по стеблю растения от корней к листьям, насыщая клетки растения.

(См. т. ж. с. 18)

Воспитатель: - Предлагаю насыпать сухой горох в стакан и залить водой так,

чтобы гороха был полный стакан, а вода покрыла бы горох и доходила бы до краев стакана. Закроем стакан крышкой. Как вы думаете что произойдет потом и почему (Ответы детей)

Вывод: Горошины разбухли, потому что впитали в себя воду.

(См. т. ж. с. 22)

Опыт 6: «Какая горошина взойдет раньше - сухая или набухшая?»

Воспитатель: - Давайте в одинаковые емкости с землей высадим сухую и разбухшую горошины. Где появятся первые всходы, как вы думаете? (Ответы детей)

Вывод: Разбухшая горошина взойдет раньше, поэтому семена необходимо готовить к посадке – замачивать, это ускоряет прорастание.

(См. т. ж. с. 22)

Опыт 7: «Что же необходимо растению для роста

Воспитатель: - Возьмем в теплом помещении три одинаковые емкости с посаженным семенем фасоли: в первой будет плодородная почва, свет, вода (будем регулярно поливать растение). Во второй все будет так же, но лишим ее света. В третьей все будет также, плодородная почва, свет, но лишим ее влаги (полива). Что произойдет (Ответы детей)

Вывод: Лучше всех будет развиваться растение, у которого были не только тепло, почва, но и свет и вода.

(См. т. ж. с. 23)

Работа за столами.

А теперь я прошу вас занять места за столами и на одной половине листа нарисовать пень.

Как можно определить возраст спиленного дерева?

На другой нарисуйте росток фасоли и назовите его части.

Конспект НОД для старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Живая природа и ее свойства. Растения»

Заключение.

Мы узнали сегодня, что такое природа (нерукотворная часть окружающего нас мира). Узнали, что необходимо растениям и их семенам для роста. Поняли, что вода поднимается по стеблям растения, неся с собой питательные вещества. Убедились, что без плодородной почвы, солнечного света, воды и тепла невозможна жизнь растений.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект комбинированного занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Бумага и ее свойства»Конспект комбинированного занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Бумага и ее свойства» Конспект комбинированного занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности. Теме «Бумага и ее свойства». Цель: учить.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Свойства веществ» (старшая группа) Цель: формировать представление о свойствах твердых и жидких веществ; развивать экологическое сознание; развивать способность к преобразованию.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи: - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности во 2 мл. группе «Свойства воздуха» Культурная практика : Познавательно-исследовательская деятельность. Тип исследования: Опыты. Комментарий: Сформировать у детей представление.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Необыкновенные свойства воды» Управление образованием Администрации Истринского муниципального района Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойства воды» Интеграция образовательных областей: Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Коммуникация, Труд. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Свойства и признаки воды» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Воздух»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Воздух» Познавательно исследовательская деятельность. Воздух. Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, его ролью в жизни человека.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Научная лаборатория
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект НОД для старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Живая природа и ее свойства. Растения»
Опубликовано: 18 марта 2016 в 21:17
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект во 2 младшей группе «Весна — красна»
Цель: формирование представлений о весенних природных явлениях через разные виды деятельности. Задачи:  Расширять представления детей о...
Сценарий к выпускному «Радуга надежды»
Выпуск 2018 «Радуга надежды» Ведущий 1. Дорогие гости! Сегодня всех нас ждет необычное и волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся...
Презентация на тему: «Дети блокадного Ленинграда»
Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР плана фашистской Германией СССР «Барбаросса». В нём...
Презентация на тему: «Оказание первой помощи при попадании инородного тела в...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» С. ЧУГУЕВКА ЧУГУЕВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ...
Использование мнемотехнологий в детском саду. Из опыта работы
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание...