Конспект НОД «Фамилию, дети, достойно носите» (ведущие области: «Познание», «Коммуникация»)

Елена Кудерова
Конспект НОД «Фамилию, дети, достойно носите» (ведущие области: «Познание», «Коммуникация»)

Тема: «Фамилию, дети, достойно носите».

Задачи

1. Познакомить детей с историей возникновения фамилий.

Помочь детям осознать степень значения фамилии для человека.

Учить образовывать фамилии от существительных.

Упражнять вупотреблении сложных грамматических конструкций.

Упражнят в употреблении прилагательных обозначающих качества человека.

2. Развивать мышление, интерес к овладению новыми знаниями.

3. Воспитывать у детей уважительное отношение к своей фамилии.

Материалы и оборудование: мультимедиа, презентация шарики по количеству детей, словарь Ожегова, ордена и медали, предметы: ложка, ватман, разноцветнве лепестки из бумаги, вырезанные буквы, ножницы, кисточки, клей ПВА по количеству детей.

Ход

Традиционное приветствие.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

В нашей группе две Алины

Два Максима, три Ирины

- Руки ты максим помой!

Идет один, за ним другой.

- Поленька цветы полей.

Бегут обе, кто быстрей!

- Настя рыбок покорми!

Возле рыбок сразу три!

Как же нам их различать?

Дети: Нужно фамилию назвать.

Воспитатель: Ребята, а что такое фамилия? Предположения детей.

Воспитатель: Узнать, что обозначает слово фамилия, нам поможет словарь, который есть в нашей библиотеке.

Воспитатель подводит детей к полке, где стоит словарь Ожегова и зачитывает:

«Фамилия от слова семья, семейство, фамилия это имя семьи»

Воспитатель: Значит, о чем мы будем сегодня говорить? О фамилиях.

1. - А хотите узнать, как появились фамилии?

- Фамилии они как звезды) появились давным – давно (слайд №1. Сначала фамилий не было. Люди жили в небольших селениях и все знали друг друга по именам: «Вот здесь живет Добрыня, а это изба Марьи». Потом по указу царицы Екатерины Великой фамилии решили дать всем семьям на Руси. Но где взять столько фамилий сразу? Вот тут - то и проявилась смекалка русского народа.

2. - Фамилии давали по названию предметов, например Кольтцов (слайд № 2). От названия, какого предмета образована эта фамилия? Какая фамилия может быть от названия этого предмета?

Достает предметы: ложка, шарик, ножик, чашка и т. п.

3. - Фамилии давали и по имени: Петр - Петров (слайд № 2). Какую фамилию можно образовать от имени Иван -, Николай -, Федор - … А у кого из ребят в нашей группе фамилия образована от имени?

4. - Также фамилии давали и по названию растений (слайд № 2). Какая фамилия образовалась от слова ромашка? Ромашковы, Ромашкины.

- А как называется наш детский сад? Василек. В нашем «Васильке» мы все одна семья. Какая фамилия может быть от названия «Василек»? Васильковы, Василечкины…

- Молодцы!

5. - Наши предки были трудолюбивыми людьми. Они пахали землю, выращивали хлеб, ловили рыбу. Свои фамилии они получили по названию труда, которым они занимались Так искусному гончару дали фамилию Гончаров (слайд №3, удачливому купцу -, меткому стрельцу, храброму богатырю, а хорошему кузнецу?

- Наши предки очень ценили свои фамилии и старались их прославить.

- Раньше Кузнецовыми называли только тех, кто работал кузнецом. С тех пор прошло много лет. И Кузнецов сейчас может работать не кузнецом, а строителем или поваром. У нас в д/саду работает Кузнецова Елена Валерьевна – она воспитатель. А вы знаете людей с такой фамилией?

- В нашем городе есть известный художник Виталий Владимирович Кузнецов (слайд № 4)

Чем известен художник Кузнецов? А что еще он создал? Герб нашего города. Виталий Владимирович известен не только в нашем городе, но и в Иркутске, в России.

6. - А фамилии, каких известных людей вы знаете? Овечкин, Зайцева, Медведев, Щеглов, Пугачева….

Воспитатель: Ребята, послушайте, Медведев, Зайцева, как думаете от какого слова образовались эти фамилии? Многие фамилии происходят от названия животных (слайд №2)

Воспитатель: Да! Моя фамилия Соколовская и образовалась она от названия

птицы – сокол. Я горжусь своей фамилией. Мой дед Соколовский…. погиб, защищая нашу Родину во время войны. Он получил ордена за отвагу. У нас в семье храниться похоронка (воспитатель демонстрирует письмо, в не написано где погиб дедушка. Мне ее отдала бабушка, а я отдам ее своим детям, внукам, чтобы они помнили подвиг деда и гордились своей фамилией.

Обращается к Данилу Волкову.

- Данил, а как звучит твоя фамилия? Как думаешь. От какого слова она образовалась?

Воспитатель:

Перед вами лототрон

Фамилий разных полон он.

- Возьмите по одному шарику, посмотрите, кто нарисован на карточке и подумайте, какая фамилия получится от названия вашего животного, птицы или рыбы.

Воспитатель: Что бы достойно нести свою фамилию надо быть здоровым. А что бы быть здоровым нужно что делать? Зарядку.

Физминутка «Зарядка»

7. Воспитатель: Есть такие люди однофамильцы. Как думаете, что это слово обозначает однофамильцы? У них одна фамилия, но они могут не знать друг друга и жить в разных городах.

- А кто – нибудь из вас знает людей, у которых такая же фамилия, как и у вас? Ответы детей.

- Лиза, какая у тебя фамилия? А у твоей мамы, папы, сестры Юли? А что ты знаешь о своей фамилии? Ответ ребенка.

- А я знаю иркутского художника, у которого такая же фамилия, как у тебя Лиза. Это Александр Сергеевич Шипицын (слайд №5) Он профессор, работает в Иркутске в университете. А еще он любит писать картины, которые можно увидеть в картинной галерее Иркутска, нашего города и в коллекциях других стран, таких как Германия, Франция, Англия, Япония.

8. Воспитатель: Ребята, на какой улице находится наш детский сад? (слайд №6) Эта фамилия хорошо известна в нашем городе. Что вы знаете о человеке, который носил эту фамилию? Сергей Гришкевич спас жизнь двадцати трем пассажирам рейсового автобуса, в котором ехал вооруженный боевыми гранатами убийца.

Эту фамилию раньше не знал ни кто, а теперь знают все люди в нашем городе. И чтобы помнили о нем, у поста Гаи стоит памятник (слайд № 7)

Воспитатель: Не важно какая у вас фамилия Иванов, Петров или Ромашкин, важно, чтобы вы гордились своей фамилией. (слайд№1)

9. Воспитатель: Ребята, давайте составим цветок из качеств, которыми мы должны обладать, чтобы достойно носить свою фамилию. На столе лежат буквы. Нужно выбрать букву, приклеить ее к лепестку и подумать какое качество начинается на эту букву.

Дети выполняют задание, подходят к мольберту, перечисляют качества и прикрепляют лепесток.

Итог

Воспитатель: Этот цветок вы повесите в группе. Он будет вам напоминать о томкакими качествами мы должны обладать, чтобы достойно носить свою фамилию.

Фамилию дети достойно носите

Ее уважайте, ее берегите

Трудом упорным старайтесь прославить

И детям оставить.

Прикреплённые файлы:

failiyu-deti-dostoino-nosite_s7g19.pptx | 3652,43 Кб | Скачан: 169
 
Публикации по теме:

«Я и мое имя». Конспект организованной образовательной деятельности Конспект организованной образовательной деятельности «Я и моё имя» для детей старшей группы[/b] Цели: • познакомить детей со статьёй Конвенции.

Композиторы. Альбом для демонстрации детям.Композиторы. Альбом для демонстрации детям. На занятиях по музыкальному воспитанию много времени мы уделяем слушанию. И, конечно, когда речь заходит о музыкальном произведении, невозможно.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект НОД «Фамилию, дети, достойно носите» (ведущие области: «Познание», «Коммуникация»)
Опубликовано: 3 февраля 2013 в 10:51
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....