Конспект НОД «Идет волшебница Зима». Составление описательных рассказов по картине на основе схем Т. А. Ткаченко

Людмила Калиянц
Конспект НОД «Идет волшебница Зима». Составление описательных рассказов по картине на основе схем Т. А. Ткаченко

Образовательная область «Коммуникация»

Конспект НОД «Идет волшебница – Зима». Составление описательных рассказов по картине на основе схем Т. А. Ткаченко

(рассказывание о временах года)

Цель:

1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы Т. А. Ткаченко.

2. Развивать монологическую речь.

3. Учиться строить высказывания с причинно-следственной связью (потому что).

4. Закрепить и обобщить знания об изменениях в природе зимой.

5. Уточнить и обобщить представления у детей об условиях жизни растений, животных и людей зимой.

6. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Материалы к занятию:

1. Репродукции картин с зимним пейзажем.

2. Схемы для составления описательного рассказа Т. А. Ткаченко.

3. Работы детей по ИЗО-деятельности по блоку «Зима» для украшения группы.

Предварительная работа:

1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т. А. Ткаченко.

2. Экскурсия в зимний парк с целью наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа.

3. Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой.

4. Рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения»

5. Рассматривание пейзажных картин о зиме в творчестве разных художников: И. И. Шишкин «На севере диком», Н. П. Глущенко «Зимний день», С. Ф. Шишко «Парк зимой» и др.

6. ИЗО-деятельность: рисование «Зима в парке», «В лесу родилась елочка», аппликация «Новогодняя открытка», аппликация «Снежинки».

7. Чтение из книги «Четыре времени года» (сост. С. А. Веретенникова, А. А. Лыков): В. Архангельский «Летят снежные пушинки»», Н. Павлова «Деревья зимой», Л. Толстой «Зайцы», А. Клыков «Зимой под водой», Г. Скребицкий «Митины друзья», «Маленький лесовод», «В зимнюю стужу», В Бианки «Синичкин календарь», О. Иваненко «Сосулька».

8. Заучивание наизусть: С. Маршак «Январь», Е. Трутнева «Елка», «Первый снег», И. Суриков «Зима», М. Познанская «Снег идет», С. Есенин «Белая береза».

Ход занятия:

Группа украшена репродукциями картин о зиме художников-пейзажистов и работами детей по ИЗО-деятельности по блоку «Зима»

Девочка в образе Зимы (на голове корона из снежинок, на плечах белая накидка) входит в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая гостья к нам пришла!

Девочка-Зима: Ребята, вы меня узнали? Да, я – Зима!

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады вы

Проказам Матушки-зимы.

А пришла я узнать, любят ли меня дети, и что они знают о зиме.

Воспитатель: Зима, мы с ребятами долго тебя изучали, все приметы, все явления зимы узнавали, гуляли и наблюдали за изменениями в природе зимой, праздновали зимние праздники – Новый год и Рождество, много рисовали зимних картин (показывает на выставку работ детей, учили много стихов о зиме.

Девочка-Зима: Вот и настал ваш черед порадовать меня своими знаниями да умениями. Я, Зима, - гордая и холодная, растопить мое ледяное сердце сможет только тот, кто похвалит меня лучше всех, расскажет обо мне самые красивые истории.

Воспитатель: Ну, это наши ребята смогут, правда, ребята? Ты, Зима, проходи, садись с нами, и послушай, а мы уж постараемся тебя порадовать.

Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы действительно рассказы получились красивые и понравились нашей гостье, я повешу несколько зимних пейзажных картин и нашу схему-помощницу

(вешает картины и схему). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме. Но сначала вспомним, что обозначает каждое окошко схемы.

Первое окошко – солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).

Второе окошко – небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром)

Третье окошко говорит нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны)

В четвертом окошке – жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)

В пятом окошке – одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)

Шестое и седьмое окошко напоминают нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть).

Восьмое окошко рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. Кто расскажет о них? (самый веселый зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Еще зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много интересного вы рассказали о зиме. И, благодаря схеме, рассказ получается правильный и хороший. Мы сейчас объединим все ваши высказывания вместе и желающие смогут рассказать матушке - Зиме свои рассказы самостоятельно.

Но сначала отдохнем чуть-чуть и сделаем физкультминутку на снежной полянке (дети встают врассыпную по группе) и ты, Зима, становись с нами, поиграй (проводится 2 раза).

Солнце землю греет слабо, …. руки вверх и вниз

По ночам трещит мороз …руки на пояс, наклоны в стороны

Во дворе у Снежной Бабы … руки на пояс, поворот вокруг себя

Побелел морковный нос. … дети показывают нос

В речке стала вдруг вода … прыжки на месте

Неподвижна и тверда. …. прыжки на месте

Вьюга злится, снег кружится, … дети кружатся

Заметает все кругом ….имитируют движения руками

Белоснежным серебром. … то же

Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли на снежной полянке. А теперь послушаем рассказы детей о зиме. Вы можете выбирать картину, которая вам понравилась больше других. Только не забудьте дать ей название. А начать свой рассказ можно со слов «Наступила зима…» или «Вот пришла зима…»

(Проводится рассказывание о зиме по схеме, один ребенок рассказывает, дети могут дополнять, заслушиваются 3-4 рассказа)

Воспитатель: Спасибо, ребята, рассказы ваши получились очень красивые, я думаю, что Зиме они понравились, правда? А вам самим какой рассказ понравился больше всего (проводит анализ)

А напоследок я вам загадаю зимние загадки:

Он все время занят делом,

Он не может зря идти,

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег)

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала

(Снежинка)

Появляются зимой,

Повисают бахромой. (Сосульки)

Схватил за щеки, кончик носа,

Раскрасил окна все без спросу,

Но кто же это? Вот вопрос!

Все это делает….(Мороз)

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их (Рукавички)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня (Зима)

Воспитатель: Ну вот,Зима, все, что мы о тебе знали, все рассказали. Тебе понравились наши рассказы?

Девочка-Зима: Очень понравились, спасибо, ребята. Ваши рассказы растопили мое ледяное сердце, и мне пора уходить в лес, чтобы не растаять. Но зима еще не закончилась, и мы с вами встретимся на снежной полянке (уходит).

Публикации по теме:

План работы кружка «Абвгдейка»План работы кружка «Абвгдейка» Из серии материалов "Обучение грамоте старших дошкольников". Еще недавно я работала со старшими дошкольниками и вплотную занималась темой.

Схема для составления дошкольниками описательных рассказов.Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД "Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы". И только.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД «Идет волшебница Зима». Составление описательных рассказов по картине на основе схем Т. А. Ткаченко
Опубликовано: 11 сентября 2013 в 17:38
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...