Получи документы

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как жили люди на Руси».

Дамира Сафонова
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как жили люди на Руси».

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«КАК ЖИЛИ ЛЮДИ НА РУСИ»

Цель: Формировать интерес у детей старшего дошкольного возраста к культуре и обычаям своего народа.

Задачи:

1) Развивать в разговорной речи детей пословицы и поговорки о русском быте.

2) Активизировать словарь детей названиями русского быта:

самовар, ухват, печь и т. д.

3) Воспитывать любовь к Родине, ее традициям и обычаям.

Интеграция образовательных областей:

Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „Как жили люди на Руси“,» размещена в разделах

«Коммуникация» - Активизировать в разговорной речи у детей пословицами и поговорками о русском быте, обогатить словарь детей новыми словами.

«Познание» - Формировать у детей представления о традициях русского народа.

«Художественное творчество» - Совершенствовать навыки и приемы лепки с соленым тестом.

«Социализация» - Воспитывать чувство коллективизма и товарищества.

«Здоровье» - Привлекать детей к здоровому образу жизни.

«Музыка» - Развивать танцевальные движения, песенное творчество.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, записи русских народных мелодий, песен о России, макет «Горница», предметы быта: икона, рушники,чугунок,сундук,ухват, кочерга, половик, самовар, ложки деревянные и т. д.

Словарь: Красный угол, горница, изба и т. д.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»(1Валерия)

Воспитатель за руку заводит детей в зал

В: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина! Родина – значит родная, как мать и отец. Давайте подойдем к карте. Посмотрите, какая она – наша Родина.

Д: Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Россия самая большая страна в мире.

В: А всегда ли наша Родина была такая?

Д: Она была меньше. Здесь жило мало людей.

В: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Д: Это люди, которые жили много-много лет назад.

В: Правильно, наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как зарождалась наша Русь, как развивались на Руси ремесла и быт.

(Дети садятся на стульчики.) Просмотр презентации.

В: Селились славяне по берегам рек, озер, рядом с лесом. Они очень придирчиво относились к выбору места.

В: Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Нужна была река, богатая рыбой; нужны были щедрые леса; земля, чтобы сеять хлеб.

В: Если мужчины вспахивали землю, сеяли зерно, женщины – убирали урожай, делали они это серпом.

В: Жили славянские семьи в избе. Главным частью избы являлся Красный угол, где в углу обязательно есть иконы. Красный – означает красивый.

В: Дети сами мастерили себе кукол, они могли быть из соломы, ткани или дерева. Женщины-славянки были большие мастерицы: они пряли пряжу, вязали, шили одежду и украшали ее вышивкой. А еще плели коврики, кружева и красивые полотенца-рушники. Всю одежду хранили в сундуках.

В: Также на Руси издавна плели из соломы или лозы: кувшины, коробочки и конечно же лапти.

В: Но в избе главное место было у русской печи. Посмотрите, сколько их в наших русских народных сказках.

В: Предметы русского быта.

В: Славяне не только любили трудиться, но и веселье устраивали - деревенские посиделки.

В: Так более 1000 лет назад образовалось русское государство – Русь.

В: Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, к нашим предкам? А для этого у нас есть «машина времени» (встаем вокруг машины).

Звучит музыка 2 Спайс «Назад в будущее»

В: Ребята, посмотрите, мы с вами стоим перед жилищем наших далеких предков-избой.

(звучит музыка 3 Иван Купала «Лето», появляется Хозяюшка)

Х: В доме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу.

Приходите, кто с добром,

Мы всегда вас в гости ждем.

Здравствуйте, гости дорогие.

Д: Здравствуй, хозяюшка. Мы прибыли из далекого будущего на вас посмотреть, да себя показать.

Х: Ну что ж, расскажу я вам о нашем житье-бытье. Посмотрите, рядом со входом лежит клубок. У ваших предков был такой обычай:

На новоселье хозяин дома «втягивал» за нить всех домочадцев. Давайте и мы последуем этому обычаю. (Хозяйка разматывает клубок, дети держаться за веревочку, хозяйка наматывает клубок,обходя дом, дети идут за ней). Ваши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была открыта для гостей, а на столе всегда стояла какая-нибудь еда. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было главным на столе: «Черная гора, а всем мила?».

Д: Хлеб!

Х: Вырастить хлеб – большой труд. Пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко, насыпал туда зерно, шел по вспаханному полю и разбрасывал зерна в стороны.

В: Дети, а мы знаем пословицы о хлебе.

Д: 1. Хлеб – всему голова.

2. Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается.

3. Нет хлеба – нет обеда.

4. Хлеб – батюшка, водица – матушка.

5. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Х: Что пожнешь, то и смолотишь!

Что смолотишь, то и смелешь!

Что смелешь, то и съешь!

Будет хлеб – будет и праздник!

Х: Ребята, а еще ваши предки – славяне не только умели трудиться, но и веселиться и песни петь любили.

В: А наши ребята хороводную песню знают и сейчас нам покажут.

(Дети встают в круг и исполняют песню и танец) «А я по лугу…»

Х: Ой, ребятушки, позабыла я. Тесто-то у меня давно подошло, пироги стряпать пора. А гостей-то у меня много, может вы мне, ребята, поможете?

В: Конечно, хозяюшка! Наши ребята любят трудиться! (подходим к столи-кам, лепим)

Звучит музыка 4 Иван Купала «Кострома» на всем занятии.

(Дети лепят за столом из соленого теста). Готовые пирожки хозяйка ставит в печь.

В: Хозяюшка, а наши ребята стихи приготовили.

Дети читают стихотворения:

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля,

Все напомнит нам о самом важ-ном-

Только здесь родимая земля!

Х: Приглашает поиграть в «РУЧЕЕК»

В: А еще ребята приготовили песню.

(Выходят все дети, поют песню «Моя Россия»)

Хозяюшка достает пироги из печи и угощает детей пирогами.

В: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Прощаемся с хозяюш-кой. Звучит музыка 5 Спайс.

В: Вот и закончилось наше путешествие. Где мы были? Что мы видели?

Что узнали?Понравилось вам путешествие?

Уходим в группу. Звучит музыка 6 Иван Купала «В роще»

Публикации по теме:

«Поклонимся великим тем годам» В канун такого самого большого празника нашего народа -День Победы (9 мая). Чтобы наше подрастающее поколение всегда знала и помнила о тех.

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как жили люди на Руси».
Опубликовано: 3 февраля 2013 в 21:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД