Конспект НОД. «Как жили москвичи в древности»

Оксана Дашкова
Конспект НОД. «Как жили москвичи в древности»

Конспект НОД. «Как жили москвичи в древности»

Тема: Как жили москвичи в древности

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная.

Программное содержание: познакомить детей с условиями жизни и бытом москвичей в древние времена, дать представление о том, в каких домах жили москвичи, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели и как веселились; расширить кругозор детей, развить любознательность, воспитать интерес к истории России.

Словарная работа: обогащение словаря детей – лучина, изразцы, топить по-черному, летник, опашень, кафтан (душегрея, кокошник.

Материал: стихи Н. Кончаловской из книги «Наша древняя столица», иллюстрации с постройками древней Москвы, деревянная мебель: столы, скамейки, сундук; посуда деревянная (неокрашенная): бочонок, ложки, миски; металлическая рюмка, стаканчики; изображение одежды: сарафан, рубаха, платки, бусы; музыкальные инструменты: ложки, бубенцы, бубен, дудочка, трещотки; еда: каша гречневая, соленые огурцы, хлеб круглый, свекла, морковь, квас, мед, молоко.

Музыкальное сопровождение: русская народная плясовая мелодия;космическая музыка.

Предварительная работа: беседа о Москве.

I. Организационный момент.

Дети заходят в зал, становятся полукругом (перед ними на мольбертах иллюстрации с домами и другими зданиями старой Москвы).

«Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину».

В-ль: Ребята, на мольберте висит интересная картина (иллюстрация). Я прочту вам стихотворение, и вы поймете, что за город на ней изображен.

«Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!»

В-ль: Правильно, это Москва. Столица России. Проходите и присаживайтесь на стульчики. (Перед нами на мольбертах иллюстрации с домами и другими зданиями старой Москвы).

В-ль: Дети, назовите свою малую Родину?

А какое название село Красноусольский имело раньше? («Богоявленск»)

В-ль: Правильно, молодцы! А в какой республике мы живем? (Башкортостан)

В-ль: А столица Башкортостана? (Уфа)

В-ль: А в какой стране мы живем? (Россия)

А столица России? (г. Москва)

В-ль: Дети, я вас знакомила с башкирским народом, как жили они в древности. А сегодня я вам расскажу о старой Москве. И мы отправимся в путешествие по ней. Закройте глаза. На машине времени мы перенесемся в прошлое.

(Дети закрывают глаза. Фонограмма «РРК-Воскрешение».)

В-ль: Вот мы и прилетели в прошлое.

II. Познавательная деятельность.

1. Рассматривание слайдов современных домов и слайдов древних сооружений москвичей.

В-ль: В каких домах вы живете? (Домах высоких, бетонных, кирпичных, деревянных, с большими окнами.)

В-ль: Как вы думаете, в каких домах москвичи жили раньше? (Деревянных)

Ребенок: «Был похож наш город древний

Не на город, на деревню».

2. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы.

В-ль: Раньше дома были деревянные невысокие, окна – маленькие, в домах было темно.

А как отапливаются ваши дома, ребята? (С помощью газа и дров).

Чем освещаются? (Электричеством)

Как вы думаете, как отапливались дома раньше? (С помощью печей)

В-ль: Отапливались дома печами. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черными от дыма и копоти.

Ребенок: «В этих избах печи были.

Без трубы, не как теперь.

Их по-черному топили,

Дым клубился в окна, в дверь».

В-ль: Богатые люди украшали свои печи изразцами. (Показ слайдов и иллюстраций). Окна в их домах расписывались фигурами зверей и птиц, растительным орнаментом. В бедных домах стекол не было, окно закрывалось дощечками, кусками тряпки, куском кожи. Освещались дома лучинами – деревянными палочками. (Показ слайдов) Поэтому в домах часто случались пожары.

Ребята, чем богатые украшали свои печи? (Изразцами)

Дети, чем освещались дома? И что же происходило часто?

Ребята, мы с вами отправимся в гости в крестьянский дом. (Проходят по залу туда, где стоят накрытые столы, сундук)

Ребенок: «Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок.

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные.

А на крышах петушки –

Золотые гребешки»

В-ль: Какая мебель у вас дома? (диван, стул, стулья, стекла, шкафы и т. п.)

Такая мебель есть сейчас у каждой семьи.

В-ль: А в давние времена в домах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали, сундуки для хранения вещей (сундук считался главной мебелью).

«И стоит, покрыт ковром,

Ларь с хозяйкиным добром».

В-ль: По праздникам на стол стелили скатерть ручной работы. На скамьи стелили половики, их ткали из льна и шерсти.

В-ль: Ребята, где хранится одежда у вас?

А вот раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки.

В-ль: Ребята, а какую одежду вы носите? (джинсы, куртки, юбки, платьице и т. п.)

В-ль: А в те времена носили длинную и широкую одежду. Чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче.

«Вот в какой чудной одежде

Москвичи ходили прежде.

И бояре, и дворяне.

Горожане и крестьяне.

Кто в сорочках и в штанах,

Кто в коротких зипунах.

И такие франты были,

Длинный охабень носили,

Рукавами до земли

Пыль на улице мели.

А зимой, в мороз, в Москве

Надевали шубу, две,

А боярыня, бывало

По три шубы надевала».

(Показ слайдов древней одежды: летник, душегрея, кофта, опашень и совр. одежда)

В-ль: Давайте заглянем в хозяйкин сундук, посмотрим, что же в нем хранится. (Достает сарафан, рубаху, платок пуховый, платок павловский, бусы. Дети одеваются)

«Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

Ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли».

В-ль: какая посуда у вас есть дома? (металлическая, стеклянная, хрустальная, фарфоровая и т. д.)

А где она хранится? (в шкафу)

В-ль: (подходим к другим столам) Раньше посуда была простая – деревянная и глиняная, у людей побогаче – расписная.

А у самых богатых была и металлическая, ее покупали у иноземных купцов. Стояла посуда на столе. А самая дорогая – на отдельном столике, накрытом красивой скатертью.

В-ль: Ребята, а что вы любите есть дома, что готовят вам ваши мамы? (суп, салаты, каши, торт, запеканка и т. д.)

В-ль: А в далекие давние времена пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб. Еще росли гречиха, просо, ячмень – из них варили кашу.

У москвичей были огороды, росли овощи – морковь, репа, свекла, капуста, огурцы.

Огурцы, капусту – солили в бочках деревянных.

У кого была корова, тот пил молоко, ел творог, сметану, масло.

В лесу собирали грибы и ягоды.

В реках ловили рыбу. Занимались охотой. Пили квас и мед.

(Дети пробуют все, что есть из продуктов.)

В-ль: Дети, а что вы делаете дома, когда бывают гости? А что делают взрослые? (накрывают на столы, поют, танцуют).

В-ль: Сейчас танцуют современные танцы и слушают магнитофонную музыку, а раньше танцевали русские народные пляски, танцы и пели русские народные песни, колыбели. Играли на народных инструментах.

(Дети переходят на свободное место, рядом на стульях разложены инструменты)

В-ль: Ребята, а вы знаете эти музыкальные инструменты? Что вам из них знакомо? (дудка, трещотка, бубен, ложки). А теперь нам пора немного отдохнуть.

В-ль: Давайте мальчики возьмите музыкальные инструменты и будете играть на них, а девочки возьмут платочки и спляшут, споют хоровод «Во сыром бору тропина».

В-ль: Вот так древние москвичи развлекали себя хороводами. А сейчас я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Достань платочек». Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно было, только высоко подпрыгнув. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок. (После игры дети садятся на стульчики)

В-ль: А теперь, ребята, нам пора возвращаться назад домой, в настоящее. Закрываем глаза и садимся поудобнее. (Фонограмма "РРК-Воскрешение")

III. Рефлексия.

В-ль: Дети, вот и закончилось наше путешествие по древней Москве. Вам, думаю, понравилось. Где же мы с вами сегодня были?

В каких домах жили москвичи?

Какую одежду носили?

Какую пищу ели?

Как они веселились?

А как вы думаете, ребята, трудно тогда жилось людям или нет? Правильно.

А как живется нам сейчас?

Что нужно сделать, чтобы жить еще лучше?

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект НОД. «Как жили москвичи в древности»
Опубликовано: 30 января 2014 в 20:55
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...