Конспект НОД. «Как жили москвичи в древности»

Оксана Дашкова
Конспект НОД. «Как жили москвичи в древности»

Конспект НОД. «Как жили москвичи в древности»

Тема: Как жили москвичи в древности

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная.

Программное содержание: познакомить детей с условиями жизни и бытом москвичей в древние времена, дать представление о том, в каких домах жили москвичи, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели и как веселились; расширить кругозор детей, развить любознательность, воспитать интерес к истории России.

Словарная работа: обогащение словаря детей – лучина, изразцы, топить по-черному, летник, опашень, кафтан (душегрея, кокошник.

Материал: стихи Н. Кончаловской из книги «Наша древняя столица», иллюстрации с постройками древней Москвы, деревянная мебель: столы, скамейки, сундук; посуда деревянная (неокрашенная): бочонок, ложки, миски; металлическая рюмка, стаканчики; изображение одежды: сарафан, рубаха, платки, бусы; музыкальные инструменты: ложки, бубенцы, бубен, дудочка, трещотки; еда: каша гречневая, соленые огурцы, хлеб круглый, свекла, морковь, квас, мед, молоко.

Музыкальное сопровождение: русская народная плясовая мелодия;космическая музыка.

Предварительная работа: беседа о Москве.

I. Организационный момент.

Дети заходят в зал, становятся полукругом (перед ними на мольбертах иллюстрации с домами и другими зданиями старой Москвы).

«Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину».

В-ль: Ребята, на мольберте висит интересная картина (иллюстрация). Я прочту вам стихотворение, и вы поймете, что за город на ней изображен.

«Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!»

В-ль: Правильно, это Москва. Столица России. Проходите и присаживайтесь на стульчики. (Перед нами на мольбертах иллюстрации с домами и другими зданиями старой Москвы).

В-ль: Дети, назовите свою малую Родину?

А какое название село Красноусольский имело раньше? («Богоявленск»)

В-ль: Правильно, молодцы! А в какой республике мы живем? (Башкортостан)

В-ль: А столица Башкортостана? (Уфа)

В-ль: А в какой стране мы живем? (Россия)

А столица России? (г. Москва)

В-ль: Дети, я вас знакомила с башкирским народом, как жили они в древности. А сегодня я вам расскажу о старой Москве. И мы отправимся в путешествие по ней. Закройте глаза. На машине времени мы перенесемся в прошлое.

(Дети закрывают глаза. Фонограмма «РРК-Воскрешение».)

В-ль: Вот мы и прилетели в прошлое.

II. Познавательная деятельность.

1. Рассматривание слайдов современных домов и слайдов древних сооружений москвичей.

В-ль: В каких домах вы живете? (Домах высоких, бетонных, кирпичных, деревянных, с большими окнами.)

В-ль: Как вы думаете, в каких домах москвичи жили раньше? (Деревянных)

Ребенок: «Был похож наш город древний

Не на город, на деревню».

2. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы.

В-ль: Раньше дома были деревянные невысокие, окна – маленькие, в домах было темно.

А как отапливаются ваши дома, ребята? (С помощью газа и дров).

Чем освещаются? (Электричеством)

Как вы думаете, как отапливались дома раньше? (С помощью печей)

В-ль: Отапливались дома печами. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черными от дыма и копоти.

Ребенок: «В этих избах печи были.

Без трубы, не как теперь.

Их по-черному топили,

Дым клубился в окна, в дверь».

В-ль: Богатые люди украшали свои печи изразцами. (Показ слайдов и иллюстраций). Окна в их домах расписывались фигурами зверей и птиц, растительным орнаментом. В бедных домах стекол не было, окно закрывалось дощечками, кусками тряпки, куском кожи. Освещались дома лучинами – деревянными палочками. (Показ слайдов) Поэтому в домах часто случались пожары.

Ребята, чем богатые украшали свои печи? (Изразцами)

Дети, чем освещались дома? И что же происходило часто?

Ребята, мы с вами отправимся в гости в крестьянский дом. (Проходят по залу туда, где стоят накрытые столы, сундук)

Ребенок: «Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок.

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные.

А на крышах петушки –

Золотые гребешки»

В-ль: Какая мебель у вас дома? (диван, стул, стулья, стекла, шкафы и т. п.)

Такая мебель есть сейчас у каждой семьи.

В-ль: А в давние времена в домах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали, сундуки для хранения вещей (сундук считался главной мебелью).

«И стоит, покрыт ковром,

Ларь с хозяйкиным добром».

В-ль: По праздникам на стол стелили скатерть ручной работы. На скамьи стелили половики, их ткали из льна и шерсти.

В-ль: Ребята, где хранится одежда у вас?

А вот раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки.

В-ль: Ребята, а какую одежду вы носите? (джинсы, куртки, юбки, платьице и т. п.)

В-ль: А в те времена носили длинную и широкую одежду. Чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче.

«Вот в какой чудной одежде

Москвичи ходили прежде.

И бояре, и дворяне.

Горожане и крестьяне.

Кто в сорочках и в штанах,

Кто в коротких зипунах.

И такие франты были,

Длинный охабень носили,

Рукавами до земли

Пыль на улице мели.

А зимой, в мороз, в Москве

Надевали шубу, две,

А боярыня, бывало

По три шубы надевала».

(Показ слайдов древней одежды: летник, душегрея, кофта, опашень и совр. одежда)

В-ль: Давайте заглянем в хозяйкин сундук, посмотрим, что же в нем хранится. (Достает сарафан, рубаху, платок пуховый, платок павловский, бусы. Дети одеваются)

«Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

Ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли».

В-ль: какая посуда у вас есть дома? (металлическая, стеклянная, хрустальная, фарфоровая и т. д.)

А где она хранится? (в шкафу)

В-ль: (подходим к другим столам) Раньше посуда была простая – деревянная и глиняная, у людей побогаче – расписная.

А у самых богатых была и металлическая, ее покупали у иноземных купцов. Стояла посуда на столе. А самая дорогая – на отдельном столике, накрытом красивой скатертью.

В-ль: Ребята, а что вы любите есть дома, что готовят вам ваши мамы? (суп, салаты, каши, торт, запеканка и т. д.)

В-ль: А в далекие давние времена пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб. Еще росли гречиха, просо, ячмень – из них варили кашу.

У москвичей были огороды, росли овощи – морковь, репа, свекла, капуста, огурцы.

Огурцы, капусту – солили в бочках деревянных.

У кого была корова, тот пил молоко, ел творог, сметану, масло.

В лесу собирали грибы и ягоды.

В реках ловили рыбу. Занимались охотой. Пили квас и мед.

(Дети пробуют все, что есть из продуктов.)

В-ль: Дети, а что вы делаете дома, когда бывают гости? А что делают взрослые? (накрывают на столы, поют, танцуют).

В-ль: Сейчас танцуют современные танцы и слушают магнитофонную музыку, а раньше танцевали русские народные пляски, танцы и пели русские народные песни, колыбели. Играли на народных инструментах.

(Дети переходят на свободное место, рядом на стульях разложены инструменты)

В-ль: Ребята, а вы знаете эти музыкальные инструменты? Что вам из них знакомо? (дудка, трещотка, бубен, ложки). А теперь нам пора немного отдохнуть.

В-ль: Давайте мальчики возьмите музыкальные инструменты и будете играть на них, а девочки возьмут платочки и спляшут, споют хоровод «Во сыром бору тропина».

В-ль: Вот так древние москвичи развлекали себя хороводами. А сейчас я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Достань платочек». Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно было, только высоко подпрыгнув. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок. (После игры дети садятся на стульчики)

В-ль: А теперь, ребята, нам пора возвращаться назад домой, в настоящее. Закрываем глаза и садимся поудобнее. (Фонограмма "РРК-Воскрешение")

III. Рефлексия.

В-ль: Дети, вот и закончилось наше путешествие по древней Москве. Вам, думаю, понравилось. Где же мы с вами сегодня были?

В каких домах жили москвичи?

Какую одежду носили?

Какую пищу ели?

Как они веселились?

А как вы думаете, ребята, трудно тогда жилось людям или нет? Правильно.

А как живется нам сейчас?

Что нужно сделать, чтобы жить еще лучше?

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект НОД. «Как жили москвичи в древности»
Опубликовано: 30 января 2014 в 20:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...
Фотоотчет «Открытка ветерану»
Ежегодно, в нашем детском саду, проводится конкурс "Открытка ветерану". Этот конкурс проводит Молодежный Совет, ОАО «ЭнСер», профсоюз «Урал Аз» с целью...
Открытка «9 мая» Мастер класс
Открытка «9 мая» мастер класс 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с днем Победы ! По традиции мы с детьми готовим поздравительные открытки. Представляю...
Ширма «Я и мои эмоции»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Дошкольное детство – крохотный отрезок в жизни человека, но он имеет большое значение. В этот...
Фотоотчет станции из квеста «Космос»
Фотоотчет станции из квеста "Космос" Уже прошла неделя "Космос", но я бы хотела поделиться с Вами итоговым мероприятием недели "Космос" - квест...