МААМ-картинки

Конспект НОД «Кладовая Земли» для ознакомления детей с полезными ископаемыми (2 фото)

Наталья Зинец
Конспект НОД «Кладовая Земли» для ознакомления детей с полезными ископаемыми

1. Организационный момент:

Цель: Расширять знания о природе. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Методы и приё мы: чтение отрывка сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы»,

сюрпризный момент (шкатулка из камня,

музыкальное сопровождение («Рассвет над Москвой – рекой», М. Мусоргский,

вопросы воспитателя (почему называют полезными, какую пользу принося людям, рассматривание иллюстраций (фотографии с изображением пещер, сталагмитов, сталактитов, подземных ископаемых).

Публикация «Конспект НОД „Кладовая Земли“ для ознакомления детей с полезными ископаемыми» размещена в разделах

Оборудование: каски, фонарики, в контейнерах песок, глина, торф, уголь, нефть, декоративные камни.

Воспитатель читает отрывок из сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы». Во время чтения звучит спокойная мелодия и появляется шкатулка.

Воспитатель обращает внимание на шкатулку, это подарок Хозяйки медной горы. Воспитатель задаёт вопросы о содержании шкатулки. Выслушивает предположения детей.

Пытается открыть шкатулку, а она не открывается. Для того, чтобы открыть шкатулку воспитатель предлагает совершить научную экспедицию к недрам Земли.

Предлагает стать учёными - исследователи, отправится в научную экспедицию. Воспитатель уточняет меры безопасности: громко не разговаривать, идти друг за другом.

Предлагает надеть каски и взять фонарики.

Рассматривают картинки с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов, полезных ископаемых, декоративных камней.

Рассказ воспитателя о подземном мире.

Воспитатель предлагает выйти из пещеры снять оборудование.

Воспитатель предлагает рассмотреть образцы, принесённые из пещеры – глину, песок, нефть, торф, уголь.

Задаё т детям вопрос: Почему ископаемые назвали полезными? (приносят пользу людям).

Воспитатель напоминает детям, что они учёные и предлагает детям опытническую деятельность, чтобы понять какую пользу приносят людям – проходят в лабораторию.

2. Основная часть занятия.

Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми. Дать первоначальные сведения об использовании полезных ископаемых человеком.

Методы и приё мы:

опытно – экспериментальная деятельность (нефть добавили в воду, торф и уголь опускать в воду, сжать в руке, полить водой, рассматривание под лупой, песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду)

загадки о глине, песке, угле.

Игра: «Мы – песчинки»

Материалы – стаканы с водой, кусочки угля и торфа, лупы, нефть в бутылочке, листы бумаги, простые карандаши, влажные салфетки, две бутылки с отрезанным горлышком, в горлышко положена вата, в одну добавлена глина, в другую песок, миски с песком и мелом,

влажные салфетки.

Иллюстрации с изображением добычи нефти, угля, шахтеров, танкера, глины, песка.

Воспитатель просит загадать ребёнка загадку. Ребёнок загадывает загадку о нефти.

Опыт № 1 воспитатель капает немного нефти в миску с водой и предлагает детям понаблюдать, что получилось. Нефть растеклась по поверхности воды. Нефть не перемешивается с водой. Это несёт вред для живых организмов живущих в воде.

Показ опыта сопровождается рассказом воспитателя о нефти.

Вывод: нефть полезна людям, но требует осторожности в обращении.

Опыт № 2 Воспитатель сидит вместе с детьми за столами.

Воспитатель просит ребёнка загадать загадку

Воспитатель задаё т детям вопрос: зачем человеку нужен уголь?

Рассказывает про уголь.

Воспитатель предлагает взять кусочек угля и рассмотреть его. Порисовать на листе бумаги. Воспитатель обращает внимание детей, какой уголь красивый – чёрный, блестит, сверкает на солнце.

Ребёнок загадывает загадку про торф.

Возьмите кусочек торфа, рассмотрите и сравните их. Дети рассматривают торф и уголь под лупой.

В торфе видны растения – мхи, разные веточки, листья. Он образуется на болотах.

Польют водой: торф впитывает воду, а уголь нет, вода стекает.

Предлагает сравнить уголь с простым карандашом. Что общего. Стержень карандаша – графит – тоже родственник угля, очень мягкий камешек. Настолько мягкий, что оставляет след на бумаге.

Вывод: торф и каменный уголь полезны, и важны для человека.

Воспитатель предлагает ребёнку загадать загадку о глине, о песке.

Педагог рассказывает о песке и глине.

Проведём опыт № 3 «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду»

воронки. В каждую воронку положили вату. В одной - песок, в другой – глина. Наливаем в обе воронки воду доверху. Дети наблюдают, за действиями воспитателя. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Она обладает связующим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Конспект НОД «Кладовая Земли» для ознакомления детей с полезными ископаемыми

Воспитатель предлагает детям поиграть. Объясняет ход игры.

Игра: дети превращаются в песчинки. Каждый стоит отдельно, не прикасаясь к друг другу. Подул ветер, песчинки разлетелись. (участники игры разбегаются).

Дошкольники изображают частички глины. Они стоят группами, взявшись за руки. Подул ветер – глина на месте. Подул сильный ветер, комочки глины медленно перемещаются. (дети передвигаются группами, руки не разжимают).

Воспитатель задаё т вопрос детям: Где применяется глина?

Воспитатель подводит итог, что песок и глина тоже важны для человека.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что делали в лаборатории, с чем познакомились? Выслушивает ответы детей. (познакомились с природными ископаемыми, нефтью, углём, торфом, песком и глиной, выяснили, что все они полезны для человека.)

Воспитатель предлагает пройти к столам.

Опыт №4

Воспитатель предлагает провести творческую работу с песком и мелом.

Цветной мел смешиваем с песком, песок стал розовым. На столах у детей уже готовый цветной песок разного цвета. Воспитатель предлагает насыпать песок, в бутылочку чередуя цвета. Объясняет и показывает.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Вывод: бутылочка с цветным песком похожа на камни.

На столе две одинаковые бутылки с отрезанными горлышками, в них вставлены

3. Заключительная часть занятия :

Цель: Познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.

Методы и приё мы: беседа о декоративных камнях

Показ коллекции камней

Чтение отрывка из сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Музыкальное сопровождение «Рассвет над Москвой – рекой» М. Мусоргского

Сюрпризный момент подарок от Хозяйки Медной горы.

Воспитатель рассказывает о том, что есть ещё волшебные камни.

Воспитатель напоминает детям о камнях, принесённых из пещеры. Предлагает их рассмотреть и потрогать, обратить внимание на цвет и форму камней. Какие они – гладкие или шершавые? Предлагает рассмотреть разные камешки. В древности люди делали из таких камней амулеты: считалось, что это защитит их от бед и болезней. Люди давно научились делать из этих камней ювелирные изделия.

Дети трогают камни, определяют какие они на ощупь – гладкие или шершавые? Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней и украшений.

Камни очень красивы, долговечны, необычно блестят.

Наши предки наделяли камни сверхъестественной силой. Первобытные люди изображали на них магические знаки. Они считали, что такой камень защищал человека, лечил его, помогал в трудных ситуациях.

Позже появились люди - ювелиры. Они из камней делали украшения – серьги, бусы, кольца, браслеты. Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье.

Воспитатель напоминает детям о том, что в Алтайском крае есть завод по обработке декоративного камня, изделия этого завода выставлены в музеях страны.

Воспитатель читает отрывок из сказки, звучит музыка:

«Есть, у нас дорогая тятина памятка – малохитова шкатулка. Вот где каменья! Век бы на них глядела. … Танюшка побегала много-мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги навесила….А камни-то ровно ещё краше стали. Так и горят разными огоньками, и светло от них, как при солнышке».

Обращает внимание детей на то, что шкатулка открылась.

Воспитатель и дети рассматривают, что лежит в шкатулке.

Воспитатель раздаёт детям подарок от Хозяйки Медной горы – по цветному камешку.

Фото «Кладовая Земли»
Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли»Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли» Изготовили: педагог дополнительного образования Укачкова Надежда Васильевна методист Терёхина Алена Александровна Дидактическая игра по.

Итоговое интегрированное занятие, «Загадки весны» Цель: выявить знания детей в образовательных областях Задачи -Способствовать умению детей связывать сезонные изменения в природе с регионом проживания -Побуждать детей высказывать свои предположения.

Конспект НОД «Кладовая Прикамья» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель второй квалификационной категории:.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей средней группыКонспект НОД по патриотическому воспитанию детей средней группы Предварительная работа. Ходили в библиотеку, к памятнику павшим в Великой Отечественной войне. Сделали Георгиевскую ленту. Оборудование.

Конспект НОД «Матушка Природа — кладовая здоровья» Программное содержание: •Актуализировать знания детей о разнообразии лекарственных растений Нижегородской области. •Закреплять знания.

Конспект занятия в средней группе «Кладовая здоровья» «Кладовая здоровья» Задачи: Образовательные: - расширять знания детей о явлениях неживой природы (воде); - уточнить представление о значении.

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулканаОрганизованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулкана Цель: дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога. Задачи: • Познакомить.

Педагогический проект в старшей группе Тема: «Ребята О Зверятах» Познакомить детей с жизнью животных. Видео Педагогический проект в старшей группе ГБДОУ №119 Тема: «РЕБЯТА О ЗВЕРЯТАХ» Автор проекта: воспитатель Щитченко Наталья Петровна. Участники.

Среднесрочный проект для детей средней группы «Зубные помощники» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки Информационный среднесрочный проект для детей средней группы «Зубные помощники» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки,.

Выставка поделок «Осенняя кладовая» в средней группе. Совместное творчество детей и родителей (фотоотчет)Выставка поделок «Осенняя кладовая» в средней группе. Совместное творчество детей и родителей (фотоотчет) Предлагаю вашему вниманию выставку поделок "Осенняя кладовая". Каждый год в сентябре в нашем саду проводится выставка поделок из природного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Кладовая Земли» для ознакомления детей с полезными ископаемыми
Опубликовано: 7 ноября 2015 в 05:54
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД