Лучший педагог года

Конспект НОД «Колокола России» по духовно-нравственному воспитанию

Наталья Сундукова
Конспект НОД «Колокола России» по духовно-нравственному воспитанию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок» г. Николаевска

Непосредственно-образовательная деятельность,

направленная на визуализацию духовно – нравственных традиций

«Колокола России»

Подготовила и провела: воспитатель Сундукова Н. А.

Цель:развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД „Колокола России“ по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах

образовательные:

-формировать знания о колоколах и колокольных звонах России;

-познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания;

-отметить, какое значение имеют колокола в русской истории и культуре в прошлом и в настоящем времени.

воспитательные:

-воспитывать у детей интерес к историческому и культурному прошлому русского народа;

-формировать желание быть продолжателем русских традиций.

развивающие:

-развивать умение решать познавательные задачи в наглядно-образном и наглядно-действенном плане;

-совершенствовать умение использовать объяснительную речь, речь-доказательство, разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты, крылатые выражения, малые фольклорные формы).

Словарь: колокол, колокольня, колокольный, колокольчик; звон, звонарь, звонница, звонить; набат, благовест, бубенец, царь-колокол.

Оборудование: выставка разных колокольчиков, иллюстрации колоколов, рисунки-раскраски, аудиозапись колокольных звонов, мультимедийный проектор, краски,заготовки колокольчиков, вода, кисти, разрезные картинки колокола 2 шт.

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций из альбома «Колокола России»;

-разучивание пословиц, скороговорок, загадок, легенд, стихов;

-лепка сувенирных колокольчиков из пластилина и соленого теста;

-раскраски «Колокольчики»;

-экскурсия в Храм Святой Троицы;

-слушание звонов России на аудиокассете;

Ход НОД:

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Воспитатель: о чем это стихотворение (высказывания).А для чего нужны колокола и колокольный звон? Без чего не бывает храма, церкви? А хотите узнать? Я приглашаю вас в фильм-путешествие «Колокола России». Занимайте места в зрительном зале.

Воспитатель: скажите, кто бывал в церкви с мамой и папой. Что вы там видели, что запомнили (высказывания детей).

Воспитатель:в нашем городе есть Храм Святой Троицы. И мы с ребятами не так давно совершили экскурсию в наш Николаевский Храм Святой Троицы.

1 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с экскурсией)

Воспитатель: православные Храмы. Храм — красивое здание.

2 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением Храмов)

Храм отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. Чем же? (предположения детей.). Люди во все времена строили Храмы и колокольни из любви к Богу. Колокола зовут людей в Храм для общения с Богом. В храмах молятся иконам Господа Иисуса Христа, его матери - Пресвятой Богородице, святым и просят у них помощи в разных делах, просят здоровья, и Господь Бог помогает всем хорошим людям, тем, кто не делает зла своим близким и друзьям.

У входа в Храм или над его входом есть башня, которая называется колокольня.

3 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колокольни)

Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить (Ответы детей).

Как называют человека, который звонит в колокола? (Ответы детей).

Воспитатель: человека, звонящего в колокола, называют звонарь.

4 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением звонаря)

Подумайте, что обозначает слово колокол. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики.

Воспитатель: у каждой вещи есть своя история происхождения. Я хочу рассказывать удивительную историю о судьбе колоколов.

Колокола появились на Руси еще в древние времена. По преданию, в 15 веке один монах, живший в Италии, заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик.

5 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением цветка- колокольчика)

И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.

6 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колоколов разного вида)

На Руси вообще колокола считали живыми существами. Имя давали, даже были при крещении мать и отец.

Благовест - извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести.

Набат - о пожаре и других бедствиях.

Всполошный – извещал о бунте, или если подступал враг.

Вечевой - собирал жителей на собрание на главную площадь города.

Давайте послушаем, как звучат колокола. (слушаем колокольный звон)

- Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!

Кто догадался, что в загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение).

- На что похож колокол? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).

7 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колокола в картинке).

У колокола есть тело — сам колокол, пояс — это самое широкое место колокола, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; язык — металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс.

Дидактическая игра "Собери колокол".

Цель игры: закрепить знания детей о составных частях колокола.

Материал: 2 разрезанных колокола (на подгруппу детей, их составляющие: уши, матица, верхний пояс, нижний пояс, язык.

Ход игры:

Детям раздают разрезанные карточки. Из составных частей составляют целое. Дети отвечают на вопросы воспитателя:

1. С чего начинается колокол? (С ушка.)

2. Что является основой колокола? (Плечи, матица.)

3. Где располагается орнамент? (На верхнем, нижнем поясах.)

4. Что раскачивают у колокола? (Язык.)

Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать?

(предложить подумать и высказать свое мнение).

- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.

Отчего же зависит звук колокола?

Язык у колокола, как смычок у скрипки. Чем толще язык, тем и звук будет глубже, ниже. Чем тоньше язык – звук будет выше. Язык для колокола подбирали индивидуально.

Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.

- А как вы думаете, где размещают колокола?

(На высоких колокольнях или в звонницах).

- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (предложить подумать, поразмышлять).

Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она - "Иван Великий", т. е колокольня Ивана Великого.

8 слайд. (обратить внимание детей на экран).

- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение).

- Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра.

(Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).

Знакомство с "Царь-колоколом".

- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?

(предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).

9 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением Царь-колокола).

- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил.

Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства?

(предложить подумать, поразмышлять).

Какими словами можно рассказать о нем? (величественный, могучий. огромный, громкий).

Игра: «Какой колокольчик звучит?» (5-6 инструментов).

Дети под музыку легко бегут по кругу, у каждого в руке маленький колокольчик, по сигналу дети останавливаются, ставят на пол колокольчик и поворачиваются в круг спиной, говорят слова:

Дили- дили- дили -дон!

Слышится со всех сторон.

Весело играем мы,

Звонче, колокол, звени!

Воспитатель: у меня для вас есть подарок - бумажные колокольчики. Предлагаю украсить их красивыми орнаментами, узорами. А потом мы издадим свою книгу о колоколах в своей группе.

Рефлекся. Что нового мы сегодня узнали интересного, что понравилось, запомнилось больше всего?

Колокол русский, народный,

Колокол Церкви святой!

Чуден твой голос свободный,

Люб отголосок мне твой.

Прикреплённые файлы:

kolokola-rosi_jj2ho.ppt | 5882 Кб
 
Публикации по теме:

Интегрированная НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку» Тема. Путешествие в Африку. Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, углублять представление.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Доброта спасёт мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ясли-сад №9 «Солнышко» с. Яркое Поле Кировского района Республики Крым.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию детей в старшей группе «Маковое зёрнышко» Выполнил: воспитатель старшей группы «Б» МК ДОУ Павловский д/с №8 Бережная О. А. Цель: формировать представление детей о доброте, как о.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Конспект НОД по духовно — нравственному воспитанию в средней группе «Наша дружная семейка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№65 «КОСМОНАВТ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Жизнь дана на добрые дела» Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела» Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела» Елена Евгеньевна Барукова Воспитатель Туманненской ООШ Конспект.

Конспект НОД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по моей Родине» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (Духовно-нравственное воспитание). Задачи приоритетной образовательной.

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Город игрушек» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение городского округа Балашиха детский сад № 52 «Малинка» НОД «Город.

НОД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Хочешь, есть калачи-не сиди на печи» Цель:Воспитание духовно-нравственных качеств ребёнка через устное народное творчество. Задачи: Приобщать дошкольников к русской культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Колокола России» по духовно-нравственному воспитанию
Опубликовано: 22 мая 2017 в 14:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД