Конспект открытой НОД «Коммуникация (обучение грамоте)» в старшей группе. Тема: «Слова-звуки»

Татьяна Толмачёва
Конспект открытой НОД «Коммуникация (обучение грамоте)» в старшей группе. Тема: «Слова-звуки»

Тема: "Слова-звуки".

Цель: Формирование понятия гласный и согласный звук.

Задачи:

1. Учить производить звуковой анализ слова,закреплять знания о гласных звуках. Познакомить со словообразовательной ролью гласных звуков.

2. Развивать фонематическое восприятие, умение называть слова с заданным звуком.

3. Воспитывать выдержку, терпение.

Содержание образовательных областей:коммуникация,чтение художественной литературы,социализация.

Демонстрационный материал: картина-схема слова "роза", 3 синие фишки, 3 красные фишки.

Раздаточный материал:картинки-схемы слова "роза";

синие фишки (по 3 на ребёнка);

красные фишки (по 3 на ребёнка);

указки (счётные палочки).

Ход:

1. Звуковой анализ слова "роза";

2. Игра "Найди гласный звук";

3. Игра "Сложи слова";

4. Физкультминутка "Гуси";

5. Игра "Живые звуки";

6. Игра "Какой звук гласный и согласный";

7. Итог.

(стук в дверь)Сюрпризный момент: "появление обезьянки с конвертом".

Воспитатель:-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

Дети:-Обезьянка!

Воспитатель:-А что у неё в руках? Конверт,какой-то. Давайте посмотрим, что обезьянка нам принесла в своём конверте. (воспитатель открывает конверт).Ребята, а обезьянка хочет вам загадать загадки. Посмотрите на эту картинку и скажите какой звук хочет "произнести" обезьянка?

Дети:-Звук "О".

Воспитатель:-Почему?Как вы узнали дети?

Дети:-Потаму, что когда мы произносим звук "О", то делаем губки колечком,как у обезьянки. (Аналогично отгадываются и другие звуки "И"-губки улыбаются; "А"-рот широко открываем; "У"-губки делаем трубочкой.

Воспитатель:- Ребята, а какие бывают звуки?

Дети:- Гласные и согласные.

Воспитатель:- Но мы с вами отгадали у обезьянки, какие звуки?

Дети:- Гласные.

Воспитатель:- Назовите мне согласные звуки.

Дети:- "Б","В","Г","Д","С","Т" и т. д.

Воспитатель:- Каким цветом обозначают гласные звуки?

Дети:-Красным.

Воспитатель:-А согласные?

Дети:- Синим.

Воспитатель:- Молодцы. (проводится игры "Придумай слово заданными звуками в начале слова:"А","О","У","И"и т. д. Дети называют слова заданным звуком)-дети поощряются фишками.

Воспитатель:-Ребята,но обезьянка хочет вам "загадать" ещё одну загадку: Красная- колючая,

Красивая-пахучая.

Дети:-РОЗА.

Воспитатель:-Правильно. Вы справились и со второй загадкой от обезьянки. (Звуковой анализ слова "роза").

Воспитательsadобращает внимание на количество клеток под картинкой) Сколько звуков в слове "роза"?

Дети:- четыре

Воспитатель:- Как вы узнали?

Дети:- Под картинкой нарисовано четыре клеточки.

Воспитатель:- Сколько звуков было в слове "мак", которое мы разбирали раньше?

Дети:- Три звука.

Воспитатель:- Послушайте как я произнесу слово "роза"(разбирают у доски четыре ребёнка)"роза"-какой первый звука слышится в этом слове?

1 ребёнок:- Первый звук "Р".

Воспитатель:- Когда мы его произносим нам что нибудь мешает?

1 ребёнок:- Нам мешает язык.

Воспитатель:- Какой фишкой обозначим звук "Р"

1 ребёнок:- Синей

Воспитатель:-Почему?

1 ребёнок:- Это согласный звук.

Воспитатель:- Произнеси слово"роза" так, что бы все услышали звук"Р".(ребёнок произносит)

Воспитатель (хвалит и предлагает остальным детям у доски аналогично выполнить звуковой состав слова со звуками "О","З","А")

Игра "Сложи слово"

Воспитатель:- Слово спряталось куда-то

Слово спряталось и ждёт

Ну-ка кто из вас ребята

Быстрей всех его найдёт?

(выставляет схему слова"роза" и дети по слогам разбирают это слово"ро"и"за", а также выделяют гласные звуки в этом слове).

Воспитатель сообщает, что в словах всегда столько слогов, сколько гласных звуков. В каждом слоге есть гласный звук.

Физкультминутка "гуси" (на ковре с импровизацией движений)

Гуси серые летели

На лужайку тихо сели

Походили, поклевали

И тихонько побежали. (возвращаются на свои рабочие места-столы).

Игры "Живые звуки" (в игре участвуют четыре ребёнка).

Воспитатель:- Кто сейчас отгадает ещё загадки от обезьянки, тот и будет-живым звуком в слове "роза" (при правильно отгаданных звуках воспитатель надевает на голову ребёнка шапочку из картона под цвет звуков-синие и красные и предлагает "живым звукам" встать так, что бы получилось слово "роза": дети становятся по порядку "Р","О","З","А")

Игра "какой звук гласный и согласный" (воспитатель называет гласные и согласные звуки, а дети поднимают-красную фишку на гласный звук, а синюю фишку - на согласный звук, правильные ответы поощраются маленькими призами)

Итог:Воспитатель:-Понравилось ли вам играть с обезьянкой? (и предлагает маленькую игру с стремя "волшебными" коробочками "оцени себя".Дети подходят к коробочкам (на своё усмотрение) и выбирают фишку такого цвета, которая отражает качество их деятельности в играх и объективно объясняют, почему они взяли ту или иную фишку - каждый. Красная фишка - я очень хорошо работал;

Жёлтая фишка-я плохо работал;

Зелёная фишка-я хорошо работал.

Толмачёва Татьяна Григорьевна

Воспитатель второй квалификационной категории

Публикации по теме:

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытой НОД «Коммуникация (обучение грамоте)» в старшей группе. Тема: «Слова-звуки»
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 14:15
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...