Конспект открытой НОД «Коммуникация (обучение грамоте)» в старшей группе. Тема: «Слова-звуки»

Татьяна Толмачёва
Конспект открытой НОД «Коммуникация (обучение грамоте)» в старшей группе. Тема: «Слова-звуки»

Тема: "Слова-звуки".

Цель: Формирование понятия гласный и согласный звук.

Задачи:

1. Учить производить звуковой анализ слова,закреплять знания о гласных звуках. Познакомить со словообразовательной ролью гласных звуков.

2. Развивать фонематическое восприятие, умение называть слова с заданным звуком.

3. Воспитывать выдержку, терпение.

Содержание образовательных областей:коммуникация,чтение художественной литературы,социализация.

Демонстрационный материал: картина-схема слова "роза", 3 синие фишки, 3 красные фишки.

Раздаточный материал:картинки-схемы слова "роза";

синие фишки (по 3 на ребёнка);

красные фишки (по 3 на ребёнка);

указки (счётные палочки).

Ход:

1. Звуковой анализ слова "роза";

2. Игра "Найди гласный звук";

3. Игра "Сложи слова";

4. Физкультминутка "Гуси";

5. Игра "Живые звуки";

6. Игра "Какой звук гласный и согласный";

7. Итог.

(стук в дверь)Сюрпризный момент: "появление обезьянки с конвертом".

Воспитатель:-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

Дети:-Обезьянка!

Воспитатель:-А что у неё в руках? Конверт,какой-то. Давайте посмотрим, что обезьянка нам принесла в своём конверте. (воспитатель открывает конверт).Ребята, а обезьянка хочет вам загадать загадки. Посмотрите на эту картинку и скажите какой звук хочет "произнести" обезьянка?

Дети:-Звук "О".

Воспитатель:-Почему?Как вы узнали дети?

Дети:-Потаму, что когда мы произносим звук "О", то делаем губки колечком,как у обезьянки. (Аналогично отгадываются и другие звуки "И"-губки улыбаются; "А"-рот широко открываем; "У"-губки делаем трубочкой.

Воспитатель:- Ребята, а какие бывают звуки?

Дети:- Гласные и согласные.

Воспитатель:- Но мы с вами отгадали у обезьянки, какие звуки?

Дети:- Гласные.

Воспитатель:- Назовите мне согласные звуки.

Дети:- "Б","В","Г","Д","С","Т" и т. д.

Воспитатель:- Каким цветом обозначают гласные звуки?

Дети:-Красным.

Воспитатель:-А согласные?

Дети:- Синим.

Воспитатель:- Молодцы. (проводится игры "Придумай слово заданными звуками в начале слова:"А","О","У","И"и т. д. Дети называют слова заданным звуком)-дети поощряются фишками.

Воспитатель:-Ребята,но обезьянка хочет вам "загадать" ещё одну загадку: Красная- колючая,

Красивая-пахучая.

Дети:-РОЗА.

Воспитатель:-Правильно. Вы справились и со второй загадкой от обезьянки. (Звуковой анализ слова "роза").

Воспитательsadобращает внимание на количество клеток под картинкой) Сколько звуков в слове "роза"?

Дети:- четыре

Воспитатель:- Как вы узнали?

Дети:- Под картинкой нарисовано четыре клеточки.

Воспитатель:- Сколько звуков было в слове "мак", которое мы разбирали раньше?

Дети:- Три звука.

Воспитатель:- Послушайте как я произнесу слово "роза"(разбирают у доски четыре ребёнка)"роза"-какой первый звука слышится в этом слове?

1 ребёнок:- Первый звук "Р".

Воспитатель:- Когда мы его произносим нам что нибудь мешает?

1 ребёнок:- Нам мешает язык.

Воспитатель:- Какой фишкой обозначим звук "Р"

1 ребёнок:- Синей

Воспитатель:-Почему?

1 ребёнок:- Это согласный звук.

Воспитатель:- Произнеси слово"роза" так, что бы все услышали звук"Р".(ребёнок произносит)

Воспитатель (хвалит и предлагает остальным детям у доски аналогично выполнить звуковой состав слова со звуками "О","З","А")

Игра "Сложи слово"

Воспитатель:- Слово спряталось куда-то

Слово спряталось и ждёт

Ну-ка кто из вас ребята

Быстрей всех его найдёт?

(выставляет схему слова"роза" и дети по слогам разбирают это слово"ро"и"за", а также выделяют гласные звуки в этом слове).

Воспитатель сообщает, что в словах всегда столько слогов, сколько гласных звуков. В каждом слоге есть гласный звук.

Физкультминутка "гуси" (на ковре с импровизацией движений)

Гуси серые летели

На лужайку тихо сели

Походили, поклевали

И тихонько побежали. (возвращаются на свои рабочие места-столы).

Игры "Живые звуки" (в игре участвуют четыре ребёнка).

Воспитатель:- Кто сейчас отгадает ещё загадки от обезьянки, тот и будет-живым звуком в слове "роза" (при правильно отгаданных звуках воспитатель надевает на голову ребёнка шапочку из картона под цвет звуков-синие и красные и предлагает "живым звукам" встать так, что бы получилось слово "роза": дети становятся по порядку "Р","О","З","А")

Игра "какой звук гласный и согласный" (воспитатель называет гласные и согласные звуки, а дети поднимают-красную фишку на гласный звук, а синюю фишку - на согласный звук, правильные ответы поощраются маленькими призами)

Итог:Воспитатель:-Понравилось ли вам играть с обезьянкой? (и предлагает маленькую игру с стремя "волшебными" коробочками "оцени себя".Дети подходят к коробочкам (на своё усмотрение) и выбирают фишку такого цвета, которая отражает качество их деятельности в играх и объективно объясняют, почему они взяли ту или иную фишку - каждый. Красная фишка - я очень хорошо работал;

Жёлтая фишка-я плохо работал;

Зелёная фишка-я хорошо работал.

Толмачёва Татьяна Григорьевна

Воспитатель второй квалификационной категории

Публикации по теме:

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытой НОД «Коммуникация (обучение грамоте)» в старшей группе. Тема: «Слова-звуки»
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 14:15
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Спортивное развлечение по мини-баскетболу «Веселый мяч» (с фото сопровождением).
Спортивное развлечение было подготовлено для детей старших групп, где участвовали и дети моей группы - команда "Веселые ребята" нашим инструктором...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Заснеженные ели»
Интеграция ОО : "Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно эстетическое развитие". Задачи :...
Конспект рисования в младше-средней группе по содержанию музыкальной игры: «Зайка...
Конспект рисования в младше-средней группе по содержанию музыкальной игры: «Зайка беленький сидит» Задачи. Учить детей рисовать дерево, ёлку и...
Зимние прогулки. Фотоотчет
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет на тему:"Зимние прогулки". На прогулках наши ребята узнают много интересного...
Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»
Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации проекта: • МДОУ...