Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Край родной, навек любимый»

Людмила Размочаева
Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Край родной, навек любимый»

Конспект НОД

«Край родной, навек любимый»

Разработала Размочаева Людмила Петровна, воспитатель МБОУ СОШ №12, г. Сургут

ОО «Познание», (ФЦКМ)

Интеграция ОО: Коммуникация, Социализация, Здоровье, Музыка.

Тема.

Край родной, навек любимый

.

Цель. Продолжать знакомить детей с коренными жителями родного края. Способствовать развитию патриотических чувств.

Задачи. Расширить знания детей о народах севера, их быте, деятельности.

Продолжать развивать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Воспитывать у детей интерес, уважение к людям разных национальностей.

Словарная работа: чум, каюр, хорей, нарты, унты, малица, сах, лабаз, коренные, ханты, манси.

Предшествующая работа: знакомство с Россией через цикл бесед: «Маленькая родина всё равно большая»

Оборудование и материалы к занятию: интерактивная доска, «столик удивления», письмо, карточки, фото о жизни людей севера, кукла в национальной одежде, меховая одежда, макеты (фото) чума, нарт, меховая игрушка.

НОД

1. Вводная часть. Минуты вхождения в день.

Воспитатель. Вот и наступил новый день. Я рада всех вас вновь видеть. Стихотворное приветствие :

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Все на месте?

Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Пусть этот день подарит вам возможность дружно и весело провести его, познать много интересного и полезного для вас.

Мотивация

Воспитатель. Дети сегодня, когда утром я пришла в группу, на нашем «столике удивления» я нашла под салфеткой эти предметы. Вот и письмо есть.

Воспитатель читает письмо.

Дорогие дети мы, коренные жители поселка Русскинская, приглашаем вас к нам на праздник «Вороний день». Но чтобы быть гостями на нашем празднике, вам надо знать, кто мы, как мы живём. Нам будет приятно знать, что вы знакомы с нашим бытом, с нашими праздниками, с играми. Мы вам будем рады.

Жители посёлка Русскинская.

Воспитатель. Дети, а вы хотите побывать на празднике «Вороний день»?

Но нам поставили условия. Вы готовы выполнить эти условия?

Выслушать ответы детей.

Воспитатель. Тогда приступим.

2.Основная часть

Воспитатель. Посмотрите, что это за предмет?

Достаётся кукла в национальном костюме.

Воспитатель. О чём может рассказать нам эта кукла?

При затруднении помочь наводящими вопросами.

Да, это кукла в национальном костюме ханты. В нашем округе живут люди разных национальностей. А коренными считаются кто?

Выслушать ответы детей.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси. Внешне они невысокого роста, смуглы, с узкими глазами.

Воспитатель. Посмотрите на это удивительное фото.

Какие замечательные дети изображены на ней. Чем они отличаются от вас.?

Дети рассказываю.

Правильно, дети, одежда разная, обувь другая. Из чего она сделана?

Ответы детей уточняются, дополняются.

Воспитатель. Какой климат на севере? Бывает ли зимой солнце?

Ответы детей

Да, дети, очень холодно, продолжительная зима, солнечных дней мало. Поэтому одежда должна хорошо сохранять тепла. Этим свойством обладает шкуры животных. Посмотрите на куклу. Как красив её наряд с вышивкой бисером, кусочками ткани, тесьмой. Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах, платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы).

Мужчины носят штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь, или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).

Воспитатель. Что еще лежит на нашем «столике удивления»? А поможет вам правильно назвать этот предмет отгадка на загадку.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла

Не единого угла.

Выслушать ответы 5-6 детей

Воспитатель. А отгадка изображена на нашей доске. (фото)

Приглашенный ребёнок берёт со стола макет чума.

Правильно. Чум - конический шалаш из жердей, покрываемый оленьими шкурами. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег.

В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и для приготовления пищи.

После установки чума, женщины застилает постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры. У самого основания шестов складывают малицы и другие мягкие вещи. Днем всё это сворачивается, а на ночь хозяйка раскладывает постель.

Летний чум обычно строят меньше зимнего. Установка чума - дело всей семьи.

Большое значение в быту имеет сибирский кедр, с которого собирают огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины. Ханты используют изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянную посуду, ложки, корыта, ковши, а также простейшую мебель.

Воспитатель. Рядом с чумом стоит избушка на сваях. Кто знает, что это за избушка на «курьих ножках»?

Выслушать ответы детей.

Воспитатель. – это лабаз. (фото)-Здесь хранится всё самое ценное для хозяев. А почему лабаз строят таким высоким?

(выслушать ответы детей)

Правильно. Сваи нужны, чтобы сюда не могли забраться животные и грызуны. Приставная лесенка всегда убрана и ставится только, если нужно забраться в лабаз.

Ханты привыкли жить своими стойбищами. За ними закреплены родовые земли. В наше время имеют телевизоры, они ставят спутниковые тарелки и пользуются в тайге спутниковыми телефонами.

Воспитатель. Раз, два, три, четыре, пять, приглашаю вас играть.

Динамическая пауза в стихах

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель. Продолжаем. Что еще есть на нашем «столике удивления»?

Один из детей под салфеткой берёт меховую шапку,удочку.

О чем нам может рассказать этот предмет?

Предположительный ответ детей – охотой и рыбной ловлей.

Воспитатель. Верно. А какие животные водятся в нашем краю?

Дети. Соболь, норка, лиса, песец, заяц, медведь.

Как можно назвать этих животных? Пушные звери. А выделанные шкурки животных называют пушниной. Пушнина добывается охотой и используется для производства меховых изделий. Каких?

Ответы детей.

Воспитатель. Перечислите мне какая рыба водится в наших реках?

Ответы детей.

Из рыб ловят: хариус, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксун, сырка. Рыбу чаще всего едят варенной в виде похлебки. Основными видами продуктов питания у ханты мясо, рыба, ягоды. Растительной пищи практически не потребляют. Источниками мяса были крупные звери, вроде лося и оленя. Воспитатель. Главным богатством у народов Севера считается кто?

Ответы детей

Проверяем. (Слайд с изображением оленя). Верно.

Воспитатель. Какую пользу приносят еще олени? Ответы детей дополняются.

Олень – это жизнь. Из оленьих шкур шьют покрышки для чума, одежду и обувь, мясо и кровь животного употребляется в пищу, из кости изготавливают детали упряжки, наконечники стрел, накладки для лука, крюки для люлек и пр. Из рогов молодых оленей изготавливают лекарство. Олени, запряженные в нарты, используются как транспортное средство.

Воспитатель. Олени легко переносят холод, быстро бегаю, едят мох, который сами выкапывают из-под снега, его называют ягель или олений мох.

А сейчас я вам предлагаю «Мозговой штурм». Я начну, а вы продолжите. Готовы? ([/i]дети утвердительно отвечают.)

И так начнём.

Как называются санки, в которые впрягают оленей и собак. Я вам предлагаю маленькую подсказку. Ответ на мой вопрос вы можете прочитать. Я предлагаю вам три варианта ответа, а вы выберите правильный.

С Н Е Г О К А Т

ТЮБИНГ

НАРТЫ

Дети должны выбрать слово – нарты.

Ездовые нарты — узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения мускульной силой человека. Может использоваться как прицеп снегохода.

А человек, который управляет оленями называется…. Погонщик упряжной нарты называется КАЮР

А в руках он держит палку, с помощью которой управляет оленями. Палка называется…ХОРЕЙ.

Молодцы. Хорошо справились и с этим заданием.

Воспитатель. Главные средства передвижения охотника по тайге - лыжи.

Воспитатель. Расскажите, а какие средства передвижения имеют ханты сейчас?

Выслушать 2-3 ребёнка.

Что же у нас еще осталось на «столике удивления»?

Дети берут игрушку медведь.

В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Медведь – таёжный дух. «Лгуну медведь лапой вырвет язык», есть поговорка у народов ханты. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник или Медвежьи игрища. Ханты считают, что убитый во время охоты медведь остается "живым". Медведя вносят в дом и обряжают – глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. Выставляется угощение – хлеб, рыба, ягоды, вино. На медвежьих игрищах исполняются песни, танцы, сценки, кукольные представления. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят.

Первым праздником по календарю является Вурна Хатл или

Вороний день. Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова.

Воспитатель. В феврале-марте проводится – День оленя или День оленевода – это новая традиция. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.

Воспитатель. Ханты неукоснительно придерживаются правил: «Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».

Я вас научу хантыйской игре «Хейро».

Играющие становятся в круг, идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шаг говорят

«Хейро»

(«Солнце»).

Ведущий - «солнце» сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда «солнце» встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

«Закончи предложение».

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше знакомство с жизнью коренных жителей нашего округа. И так закончите предложение.

1. Сегодня я узнал….

2. Сегодня мне было трудно….

3. Я доволен своей работой, потому что…

4. Я хочу поблагодарить….

Воспитатель. А вас всех благодарю.

Список литературы

1. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. :.ТЦ, Сфера,2005

2.КамратоваН. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6лет – Просвещение,2007.-224с.

Публикации по теме:

Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе «Звёздочка» утро Образовательные области (интеграция обр. областей).

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Деревья и листья
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Край родной, навек любимый»
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 20:57
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...