МААМ-картинки

Конспект НОД «Лес — наше богатство» (подготовительная к школе группа)

светлана сотниченко
Конспект НОД «Лес — наше богатство» (подготовительная к школе группа)

Цель:

Расширять знания о родном крае, его богатстве. Прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.

Задачи:

• Уточнить представление детей о значении леса в жизни человека, познакомить с некоторыми свойствами древесины;

• Закрепить представления о правилах поведения в лесу;

• Воспитывать чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

Материал к занятию:

Публикация «Конспект НОД „Лес — наше богатство“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Карта республики Коми; картины с изображением деревьев, леса (бор, роща, тайга, смешанный лес); медали «Знатоки леса», 4 ветки: ели, сосны, пихты; модель – лес; янтарь.

Ход занятия:

Педагог подходит к ребятам, интересуется, как они понимают слово «богатство».

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Ответы детей (книги, здоровье, хлеб, деньги, игрушки. вещи, знания, золото).

- А лес, можно назвать богатством? Сейчас мы с вами попробуем убедиться в этом.

Педагог приглашает детей прогуляться по лесу (между мольбертами, на которых стоят картины с изображением бора, рощи, тайги, смешанного леса).

- Ребята, леса занимают большую часть территории нашей республики (подходят к карте республики Коми). На севере, где меньше солнечного тепла, растут ели и сосны, реже пихта. Ближе к Уральским горам лиственница и кедр. Леса эти густые, труднопроходимые – называются тайгой.

- Найдите, на какой картине изображена тайга? (дети подходят к мольбертам с картинами).

- Значительную часть нашей республики занимают сосновые леса. В таких лесах сухо, светло. Сосны стоят далеко друг от друга.

- Найдите на картине сосновый бор.

- Приятно побродить по такому лесу, подышать свежим смолистым воздухом.

- Продолжим прогулку по лесным просторам нашего края. На юге республики Коми растут березы, осины. Найдите березовую рощу, смешанный лес.

- Ребята, а для кого лес является домом? (для животных, птиц, растений, грибов).

- Что полезного находит человек в лесу? (ягоды, грибы, плоды, лекарственное сырье, орехи).

- Почему на отдых люди стремятся в лес? (лес притягивает своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животного и растительного мира).

- Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами)

-Каким воздухом лучше дышать? (Чистым)

-Часто лес называют «легкими планеты», можете ли вы объяснить смысл этого выражения?

-Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники (показ кустарника, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик появится только через 7-8 лет.

-Прочитаем слово «фитонциды». А что это такое?

-Это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев.

Они убивают болезнетворных микробов. Бактерицидными свойствами обладает также и смола хвойных деревьев. Если в дереве образуется трещина, то вытекающая смола зак4рывает ранку, и таким образом предохраняет растение от проникновения вредных микроорганизмов.

-Дети, а вы знаете о том, что деревья умеют шептаться, если тихо – тихо сесть возле дерева, то можно услышать, как оно рассказывает истории о себе.

(Дети с картинками в руках рассказывают о деревьях)

Я – Добрая сосна. У меня длинные узкие хвоинки. Мой ствол вверху покрыт тонкой оранжевой корой, внизу кора толстая и коричневая. Моя ценная древесина используется для строительства, для изготовления дверей и рам, мебели, домашней утвари. Под Москвой в селе Коломенское из отборных сосновых бревен был срублен царский дворец, в нем 270 больших комнат и три тысячи окон, называли его «сосновым дивом».

Из моей древесины делают бочки, спички. Из хвоинок и веточек готовят корм для животных. Из соснового угля получают лекарство – «Активированный уголь», его принимают при отравлениях. Сосновая смола, миллионы лет пролежавшая в земле – это янтарь. Из него делают украшения. Знаменитая Янтарная комната сделана из резного янтаря.

Я - красивая ель. Я похожа на сосну, и не похожа. У меня мягкая, легкая, блестящая, очень светлая древесина. Мои листья – тоже хвоинки, но они короче и более колючие. Я живу до 250 лет. У меня мягкая, легкая, блестящая, очень светлая древесина, из нее делают - бумагу, картон, искусственные ткани, скрипки и другие струнные инструменты.

Я – Стройная Пихта. Я хвойное, высокое дерево с коричневой или темно – серой гладкой корой. Мои листья - хвоинки душистые, мягкие, плоские. Шишки темно – зеленые, цилиндрические. Из моей древесины делают бумагу. Из коры получают пихтовый бальзам, их хвои и веток - пихтовое масло. В моей хвое содержится много витамина «С», особенно зимой, и в это время года лучше всего использовать ее для приготовления витаминных настоев.

Я - Сибирский кедр – царь тайги. Я символ силы, здоровья, чистоты. И долголетия. Я Кедр – кормилец, кедр – целитель. Из кедровых семян (орешков) готовят целебное кедровое масло. Из моей древесины делают мебель, музыкальные инструменты. В кедровых шкафах моль одежду не ест: ароматный, смолистый запах отбивает у нее «аппетит».

Я – Белоствольная Береза.

В старину обо мне в народе пели песни, как о дереве – «о четырех делах».

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – крик утешать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Я выполняла в бедных крестьянских домах роль электричества, освещая избы лучиной, давала деготь, без которого на все лады скрипел и пищал колесный транспорт того времени, лечила больных своими целебными соками, почками, фитонцидами листьев, а банными вениками и метлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену. Из моей древесины делают музыкальные инструменты, фанеру, мебель, лыжи, посуду.

Я- Пугливая Осина. Живу я до 100 лет. Моя кора гладкая, древесина белая с зеленоватым оттенком. Мои листья округлые,острые на вершине, широкие, но на очень тоненьком и гибком черенке, которому очень трудно удержать лист прямо; вот почему моя листва постоянно «дрожит» на самом легком ветерке.

Осенью, мои листья окрашиваются в золотистый и красный цвет. Моя кора служит для получения желтой и зеленой краски. С цветков осины пчелы собирают пыльцу, а с почек – клей, который перерабатывают в прополис. Древесина идет на постройку домов, изготовление легких игрушек и посуды. В старину из нее делали корыта, кадушки, шайки, ручки для инструмента, топорища и черенки для сельскохозяйственного инвентаря. Меня еще называют «спичечной королевой». Мои молодые веточки являются зимним кормом для лосей, оленей, зайцев.

-Понравились вам истории деревьев?

Физкультминутка

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимайте руки,

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

- Оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, которые сделаны из дерева (книга, шкаф, стол, табуретка, линейка, карандаши….)

Педагог выставляет на мольберт модель - «Лес»

(дети рассказывают, как используется лес в народном хозяйстве, медицине - по схеме)

-Ну как, дети, вы убедились в том, что лес является богатством?

-Да, несомненно, лес - это богатство нашего края.

-Люди его применяют и в народном хозяйстве, и в медицине.

-Лес является домом для растений и животных, он является защитником воздуха, это место отдыха для человека, источник ягод, грибов, лекарственных продуктов источник древесины

-Без леса не было бы жизни на земле. Поэтому его надо беречь и охранять.

Отгадайте загадку

Мы были соснами и пихтами,

Теперь лежим, в коробку впихнуты,

Мы были гордостью тайги,

Ну а теперь мы ей - враги.

-Да, дети, конечно, вы догадались – это спички. Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес, в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека.

- Лесные пожары губят огромное количество насекомых, птиц, животных, выжигает плодородный слой почвы. На местах, оставшихся после пожаров, много лет ничего не растет.

-Как мы с вами можем позаботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?

- Правильно, необходимо соблюдать правила (выставляются модели) :

-Не ломать ветки деревьев и кустарников?

-Не повреждать кору деревьев?

-Не рвать на лугу, в лесу цветы?

-Не сбивать грибы, даже несъедобные?

-Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

-Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.

-Не разоряй муравейник.

-Береги лягушек, жаб, головастиков.

-Не убивай змей даже ядовитых.

-Не лови диких животных и не уноси их домой.

-Не подходи близко к гнездам птиц.

-Не шуми в лесу.

-Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор.

- Молодцы все. В заключении, я хочу вас наградить медалями «Знатоки леса».

- Надеюсь, вы будете достойными защитниками нашего зеленого богатства!

Публикации по теме:

Конспект занятия к Международному Дню леса на тему: «Лес наше богатство-береги его!». (средняя группа). Конспект занятия на тему: «Лес наше богатство- берегите его!» (средняя группа) Задачи: - Закреплять знания детей о знакомых деревьях;.

Занятие по экологии: «Лес — наше богатство», подготовительная группа Тема: Лес наше богатство Цель: содействовать обогащению представлений о мире природы. Задачи: 1) познакомить детей с разными видами леса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Лес — наше богатство» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 25 мая 2015 в 20:07
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД