Лучший педагог года

Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!» (по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)

Наталья Урсу
Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!» (по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)

Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь

(по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)

Урсу Наталья Михайловна МБДОУ д\с № 40 «Снегурочка», воспитатель, г. Сургут, ХМАО – Югра

Направление: Познавательно-речевое

Образовательная область: Чтение художественной литературы

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Цель: познакомить детей с творчеством И. А. Крылова, обращать внимание детей на языковые, образные средства художественного текста.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД „Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!“ (по басне И, А, Крылова „Стрекоза и муравей“)» размещена в разделах

- продолжать знакомить детей с басней как с литературным жанром;

- учить понимать аллегорию басни, ее особенности, находить и выделять мораль басни;

-продолжать учить понимать образный смысл пословиц, поговорок о труде и связывать их с определенной ситуацией.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативная область: развивать умение разыгрывать несложные представления по содержанию басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест); воспитывать представление о положительных и отрицательных качествах человека;

-активизировать мыслительную, речевую деятельность, интерес к басне;

-продолжать развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах;

-введение в активный словарь слов: басня, трудолюбие, труженик, беспечность, лень, легкомыслие, беззаботность; в пассивный словарь: катит, попрыгунья, мурава, помертвела, нужда, удручена;

-продолжать формировать первичные представления о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитывать уважение к труду людей, работающих на земле.

Предварительная работа: - чтение басен С. Михалкова «Ошибка», Л. Н. Толстого «Собака и ее тень» с последующим обсуждением характера и поступков героев;

- заучивание пословиц, поговорок, фразеологизмов о труде, работа над их осмыслением и сопоставление их смысла с конкретным поступком;

- рассматривание иллюстраций с сопровождающей беседой по содержанию басен, сказок о труде;

- словесные зарисовки к содержанию басен, придумывание коротких историй, сказок по содержанию пословиц, фразеологизмов и поговорок о труде;

- речевые, дидактические игры, словесные упражнения: «Скажи по другому», «Я начну, а вы закончите», «Про кого можно так сказать?» и др. ;

-прием технологий ТРИЗ «Хорошо-плохо»;

-театрализованные игры, инсценировки, драматизации.

Материал: портрет И. А. Крылова, книги с баснями И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, С. Михалкова и красочные иллюстрации по их содержанию; две коробочки с камешками белого и черного цвета, мяч, атрибуты для инсценировки отрывка басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Ход НОД.

1. Минибеседа об особенностях жанра басни.

Цель: закрепление знаний у детей об особенностях жанра басни.

Воспитатель подводит детей к выставке с иллюстрациями и книгами С. Михалкова, Л. Толстого, И. А. Крылого, проводится анализ и краткая беседа по содержанию иллюстраций.

Воспитатель: ребята, сегодня мы снова обратимся к жанру басни. Какие басни из этих книг вам уже знакомы? Дети показывают книги и называют басни : «Ошибка» С. Михалкова, «Собака и ее тень» Л. Толстого.

Воспитатель: правильно, а теперь давайте вспомним с вами, что же такое басня и чем она отличается от стихотворения, рассказа, сказки?

Дети отвечают: это короткая поучительная история, в которой высмеиваются недостатки человека.

Воспитатель по необходимости дополняет.

Воспитатель: и как мы уже знаем с вами, в баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей, давайте вспомним и назовем недостатки, которые высмеивали в своих баснях Л. Н. Толстой и С. Михалков на примере собаки и зайца.

Дети: жадность, трусость.

2. Минибеседа о баснописце И. А. Крылове.

Воспитатель показывает детям портрет И. А. Крылова и говорит : сегодня я хочу вас познакомить с великим русским баснописцем И. А. Крыловым и его басней «Стрекоза и муравей».

Родился И. А. Крылов в Москве. В раннем детстве он остался без отца, когда ему исполнилось 14 лет, семья Крыловых переезжает в Петербург и уже тогда Иван Андреевич писал стихи и пьесы, но они не имели успеха. Работал Крылов и домашним учителем и личным секретарем у князя Голицына и в публичной библиотеке, но никогда не забывал заниматься литературной деятельностью, в конце концов к нему пришли успех и слава. За свой труд он получил различные награды, с его многочисленными баснями вы еще познакомитесь, а сейчас послушайте внимательно его басню «Стрекоза и муравей».

3. Чтение басни «Стрекоза и муравей».

4. Беседа по содержанию басни :

- О ком говорится в басне?

- О чем просила стрекоза муравья?

-Что ответил муравей?

-Почему муравей не захотел помочь стрекозе, прав ли он?

- Как бы вы поступили на его месте, почему?

- Не жестоко ли это со стороны муравья?

-Что теперь станет со стрекозой? Не жалко ли вам ее?

- Какая она в басне Крылова, опишите?

- О каком человеке можно сказать, что он такой, как стрекоза? ( Дети: беззаботном, легкомысленном, ленивом, безрассудном).

_ А какой муравей в басне, опишите его?

- О каком человеке можно сказать, что он такой как муравей? ( Дети: о трудолюбивом, о труженике, который знает, что и когда нужно делать).

- Кто вам более симпатичен и почему?

-Кого и за что вы осуждаете?

-Почему это произведение называют басней?

Воспитатель: ребята, мы с вами догадываемся, что басня писалась не для стрекоз и муравьев, а для кого?

Дети: для людей.

Воспитатель: какие недостатки людей осуждаются Крыловым в этой басне?

Дети: писатель осуждает беспечность, легкомыслие, нежелание думать о завтрашнем дне.

Воспитатель: что бы вы посоветовали легкомысленной стрекозе?

Дети: быть прозорливой, готовить сани летом, а телегу зимой, помнить, что делу время, а потехе час, что никто за тебя не сделает твое дело…

5. Физминутка «Образные превращения»

Цель: снять напряжение; побуждать детей выражать свое эмоциональное состояние по отношению к литературным героям с помощью мимики, движений, жестов.

Воспитатель: какой вы себе представляете стрекозу летом, покажите! Чем она все лето занималась? А муравья? Теперь изобразите, как выглядели стрекоза и муравей уже поздней осенью?

Дети передают позой, мимикой, движением образы стрекозы и муравья.

6. Повторное чтение басни.

Воспитатель после чтения обращается к детям: в басне вы, наверное, заметили много интересных слов и выражений, попробуйте назвать их.

Дети называют эти выражения с помощью воспитателя.

Воспитатель: а теперь попробуем объяснить смысл этих выражений. Проводится игра «Скажи по-другому».

Цель: учить детей понимать переносное значение образных выражений.

Воспитатель: зима катит глаза. Дети: наступает зима.

- В мягких муравах. – На мягкой траве.

- Тоской удручена. – Сильно огорчена.

-Вешних дней. – Весенних дней.

-Помертвело чисто поле. – Завяло, засохло, пожухло.

- Попрыгунья- стрекоза. – Прыгает порхает, не сидит на месте.

7. Игра с мячом «Слова неприятели»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов; помочь им запомнить старославянские слова, понять смысл трудных слов.

- Воспитатель: катит. Дети: отступает.

- Помертвело. – Ожило.

- Прошла. – Наступила.

- Нужда. – Богатство.

- Голод. – Сытость.

- Лентяй. – Труженик.

-Труд. –Лень.

-Легкомыслие. – Серьезность.

-Удручена. – Весела.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы замечательно рассуждали. Я так поняла, что басня вам понравилась, как вы думаете, чему она нас учит?

Дети: что нельзя быть легкомысленным, беспечным, ленивым, что нужно любить и уметь трудиться, не откладывать дела на завтра.

Воспитатель: как вы думаете, отражает ли смысл басни пословица : лето пролежишь – с сумой побежишь? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы детей: да отражает, в каждое время года у всех свои заботы и труд.

Воспитатель: я тоже так думаю, ребята, и Иван Андреевич Крылов хорошо на м показал на примере стрекозы, к чему может привести лень и беспечность, легкомыслие.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, можно ли назвать басню Крылова этой пословицей?

8. Игра «Черное и белое».

Цель: учить детей понимать смысл и значение пословиц, фразеологизмов и поговорок, подбирать пословицы, которые восхваляют труд человека и осмеивают лень.

Воспитатель показывает детям коробочки и камешки белого и черного цвета. В белую коробочку вы будете складывать белые камешки, называя пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые восхваляют труд человека труженика, а в черную коробочку – черные камешки, называя пословицы, поговорки и фразеологизмы, которые осмеивают лень и ленивых людей.

Предполагаемые пословицы, поговорки и фразеологизмы:

-Терпение и труд все перетрут; в поте лица; золотые руки; мастер на все руки; засучив рукава; кто хочет, всегда может; не покладая рук; глаза боятся – руки делают; нет скуки коли заняты руки; кто любит трудиться, тому есть чем гордиться; мала пчела и та работает.

- У ленивого Федорки всегда отговорки; делу время – потехе час; играй да дело знай; ленивому всегда праздник; большой говорун, плохой работун; кто не работает, тот не ест; труд кормит, а лень портит; хочешь есть калачи – не сиди на печи; точить лясы, быть баклуши.

Воспитатель подводит итог игры: ребята, какую коробочку вы бы подарили муравью, а какую стрекозе? Почему? (ответы детей) Как вы думаете, а нам с вами в какую коробочку нужно почаще заглядывать, почему?

Дети: для того, чтобы всегда помнить, что лень до добра не доводит, чтобы вырасти трудолюбивыми и не стать такими, как стрекоза.

9. Интонационное упражнение «Диалог стрекозы и муравья».

Цель: помочь детям раскрыть эмоциональную сторону слова.

Воспитатель обращает внимание детей на атрибуты инсценировки басни. Давайте с вами разыграем басню по ролям, помните, что артисту нужно правильно выбирать интонацию, для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга, удивления. Вспомните, каким голосом просилась стрекоза к муравью. Подумайте, каким голосом говорила стрекоза, когда рассказывала о летних забавах, каким голосом ей отвечал муравей.

Список использованной литературы:

1. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 224. с.

2. Л. Б. Фесюкова Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. М. : ООО «Издательство АСТ», 2000, - 464 с.

3. Е. А. Пожиленко Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать: Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей: в 2 ч. – Спб: филиал изд-ва «Просвещение», 2004 – 319 с.

4. Е. В. Лаврентьева Веселый фразеологический словарь изд-во РООССА, 2010 – 143 с.

Публикации по теме:

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей» (подготовительная группа) Ведущий: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. (Звучит музыка) Помертвело чисто поле,.

Образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»Образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» Тема: Ознакомление с новым жанром – басней*. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей с басней, ее жанровыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!» (по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 11:01
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД