Папки-передвижки

Конспект НОД «музыка» по фольклору «Посиделки»

Нина Матвеева
Конспект НОД «музыка» по фольклору «Посиделки»

МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок».

Конспект НОД «музыка» по фольклору «Посиделки»

Авторские разработки. Музыкальный руководитель Матвеева НВ

Цели:

1. Создать условия для развития музыкальности через русское народное творчество

2. Способствовать развитию способностей эмоционально воспринимать фольклорную музыку.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД „музыка“ по фольклору „Посиделки“» размещена в разделах

1. Развивать музыкально-художественную деятельность.

2. Приобщать детей к музыкальному искусству русского народа.

3. Воспитывать патриотизм и чувство любви к своей Родине.

Материалы: шестовые куклы: солнце, петух, коза. Музыкальные детские русские народные инструменты. Фольклорные головные уборы. Иллюстрации, дидактический материал. Записи музыкального материала. Медали в подарок детям.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, здороваются. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на гостей и предлагает поздороваться и с ними песенкой.

- Попевка - приветствие «Здравствуйте»

Знаете ли вы ребята, что обозначает слово «здравствуйте»? Это слово доброе. Произошло оно от старинного слова «Здравствовать» и означает пожелание доброго, крепкого здоровья и благополучия. Раньше при встрече говорили еще так: «Здравия желаю!». А какой характер у нашей попевки? Веселый бодрый. Правильно, мы радуемся встрече друг с другом.

Музыкальный руководитель : Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, что было давным-давно? (ответы детей) Представьте, что у нас с вами есть машина времени! Мы отправляемся с вами в путешествие! Все закрыли глаза, и прислушались к тишине! (включает музыку, фольклорная песня «Красота»). Открываем глаза. Мы с вами на поляне и все превратились в деревенских ребятишек! (детям раздают русские народные головные уборы, происходит «превращение») Слышите? Звучит песня! Это девицы и молодцы хоровод водить торопятся, а за ними и ребятишки следом. И мы с вами в хороводе пойдем только не в обычном круговом, а змейкой. И отправимся мы с вами на посиделки.

- Упражнение Хоровод.

Пойдем змейкой друг за другом хороводным шагом.

- Дети идут за ведущим во вторую половину музыкального зала под русскую народную мелодию (все дидактические материалы, русские народные инструменты, расположенные на столах, магнитных досках, стульчики, поставленные полукругом накрыты большими расписными платками)

Вот мы пришли в избу. Давайте потихоньку сядем на скамеечки. У нас сегодня Посиделки! (Дети садятся на стульчики).

Давным-давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки… все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину, зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели песни, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и, конечно же, работали. Они пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками. Мы с вами вели хоровод и слышали песню, вы заметили, что-то необычное? (ответы детей) Конечно, она звучала без музыкального сопровождения – а капелла.

- Слушание. Фольклорная песня «Красота» – а капелла. Инструментальная музыка Гусли. Беседа о прослушанном музыкальном материале. (дети обсуждают услышанный музыкальный материал, делятся впечатлениями, мыслями, чувствами)

Дидактическая игра: «Русские народные инструменты».

- Попевка

Раньше, в старину взрослые люди специально для своих маленьких детишек придумывали маленькие стишки: пестушки, потешки, дразнилки, прибаутки колыбельные песни. Это называлось пестование. Мы с вами с помощью таких фольклорных стишков подготовимся к пению. Это упражнения, они будут немножко смешными и потешными, но очень полезными для вашего здоровья.

- Фонопедические упражнения по ВВ Емельянову.

- Артикуляционные упражнения.

Поиграем в повторюшки. Я показываю, а вы повторяете.

- «Дядя Федя» (кусаем язычок, «протыкаем щечки,

- «Котишко-мурлышко, серый лобишко, не лезь в сметану, оставь Степану» (хмуримся, радуемся, пальчики над бровями)

- «Мишка плишка – лебеда,

Не годится никуда,

Нос картошкой,

Глаза плошкой,

Рот до самых до ушей,

Хоть завязочку пришей!» (дразнимся, губами, затем как машинки бру, зеваем)

- «Словно ветер я лечу, чу, моя лошадка, чу!» (цокаем язычком)

- «Лиска» (с зажатыми губами)

- «Горка» (глиссандо)

- Пальчиковая игра «Мы лепили снежный ком»

- Дыхательная гимнастика по АН Стрельниковой.

- «Греем ручки» (мерзнут в холоде ладошки, мы погреем их немножко,

- «Ладушки» (сжимаем, разжимаем пальчики, вдох, выдох).

- Попевка

В старину говорили, что в конце февраля зима с весной встречаются и силой меряются. Уставшие от зимы люди обращались к весне с просьбой прийти поскорее и обогреть землю, а солнышко и птиц вольных просили в песнях и танцах своих поторопить Весну. Люди придумали обряд – закликание весны.

- Весна, весна, проснись со сна!

Приди весна с радостью, с великой милостью!

В те далекие времена люди считали природу живым существом. Вот и весну они видели красивой девушкой в нарядных одеждах (показ иллюстраций).

Песнями, закличками, приговорами крестьяне пытались задобрить матушку природу. Они просили хороший урожай, ясное солнышко, хорошего дождя и много еще чего.

Вот и мы сейчас с вами ребятки, солнышко закликать будем. Для этого мы разучим закличку.

- закличка «Солнышко»

Дети, посмотрите, Солнышко услышало вашу песенку, и решило всех нас порадовать.

Музыкальный руководитель подходит к солнышку и обращает внимание детей на него (шестовая кукла). Предлагает выбрать солнышко из ребят. Еще раз поют закличку самостоятельно (выбранный детьми ребенок, водит солнышко, остальные вокруг него ведут хоровод и поют закличку).

Ой, ребята, что это здесь у нас, вместе с солнышком прибыло? (дети рассматривают картинки, отвечают) Правильно подсолнухи! Что они нам напоминают? (ответы детей). Вы абсолютно правы! Слово подсолнух обозначает солнечный цветок. А цветы то необыкновенные, они музыкальные. Смотрите ка мы их сейчас расставим по высоте: нижний, средний, высокий. (расставляют дети рисунки) Пропоем нижний звук, средний, верхний. Молодцы! А кто это жужжит, так тихо, тихо? Дети, к нам в гости прилетела божья коровка! Вот только почему-то Божья коровка очень печальная. Давайте спросим, почему же она грустит? Божья коровка, что с тобой приключилось, почему ты такая печальная? Божья коровка говорит нам, что ее разбудило солнышко, а грустно ей, потому что все ее друзья еще спят. Мы сейчас посадим ее на подсолнушек, словно на маленькое солнышко, чтобы ей было весело и тепло (дети сажают Божью коровку на подсолнухи, пропевают по высоте звук). Дети, давайте попросим солнышко разбудить подружек Божьей коровки.

А вот и сестренки ее прилетели, радуются Солнышку и встречи с вами! (еще картинки дети расставляют по цветам). Ребята мы с вами составили трезвучие! Напев из трех звуков! Какие вы молодцы! (одни дети превращаются в подсолнухи, другие в божьи Коровки, при этом поучается три команды, каждая из которых пропевает свой звук)

А сейчас мы поможем нашим новым друзьям добраться домой.

Божия коровка, улети на небко,

там твои детки кушают конфетки.

Всем по одной, а тебе ни одной!

Они нам говорят спасибо!

Ребята! Глянь те ка! Кого это Солнышко еще разбудило? (показать шестовую куклу Петуха)

- Попевка «Петя-Петя петушок» (с дидактическим Материалом, на длительности нот.

Солнышко, Петушок, вы пока отдохните, а мы для вас веселую песенку разучим!

- В старину любили разных зверушек, называли их ласково: Лисонька, заинька, котинька. Мы с вами сейчас про зайку приговорку расскажем и покажем.

- Самомассаж «Зайка».

Зайка капустку любит, а детки тоже любят. А кто еще капусту любит детки? Коза! Правильно, вон она стоит и тихонько посматривает. «Идет коза рогатая за малыми ребятами, кто кашу не ест, кто ночью не спит, забудет, забудет!» Надо капусткой запастись, солить будем

- Самомассаж «Капуста».

- Пение: «На горе то калина». Знакомство с песней. Прохлопывание ритма, проговаривание слов, разучивание по музыкальным фразам. Пропевание первого куплета, индивидуально, по группам, хором.

- Игра на русских народных инструментах

Давным-давно каждую весну устраивали веселый праздник. К празднику умельцы изготавливали много-много игрушек. Эти игрушки приносили на ярмарку, да продавали. Особенно много было свистулек и разных шумелок. Детишки свистели, шумели, зазывали Весну-Красну и устраивали на ярмарки праздник - Балаган. А у меня тоже есть свистульки, посмотрите, какие они все разные, похожи на сказочных птичек. И свистят они по-разному, а еще у нас есть трещотки, шумелки, ложки. Сейчас мы возьмем с вами инструменты, познакомимся с ними поближе и поиграем. (Дети берут понравившиеся инструменты пробуют играть все вместе, импровизация, фон балалайка).

Знаете, когда звучат сразу все инструменты – это называется оркестр. Но у нас с вами оркестр еще не получился, потому что каждый играл, как хотел, а в настоящем оркестре все инструменты звучат слаженно, ритмично.

- Часть детей становится певцами, часть оркестром, часть кукловодами.

Итак! Внимание у нас есть оркестр, певуны, кукловоды, и мы готовы к выходу на ярмарку и устроим балаган! А петь мы будем на праздничном гулянии а капелла, без сопровождения музыкой. (выходят в центр зала).

Пение, танец, игра куклами, игра на детских музыкальных инструментах Картинка «Ярмарочный Балаган».

- Солнышко и Петушок, Коза в центре круга. Дети поют закличку «Приди, приди солнышко», петушок кричит ку-ка-ре-ку – 3 раза. Коза мекает (идут по внутреннему кругу). Дети играют на инструментах и поют песню «На горе то калина» и водят хоровод.

Замечательный балаган у нас получился! Пора домой возвращаться! Спешим занять места в машине времени, закрываем глазки! (звучит русская народная музыка – гусли). Вот мы и дома!

Спасибо вам, ребятки, что вы помогли Весну – красну кликать. Совсем скоро она придет к нам. Спасибо Солнышку-ведрышку, сколько гостей к нам привело! А гости–то у нас были интересные, необычные, и Божьи коровки, и подсолнушки, и шумелки и свистелки и Петушок и Коза. А какую мы с вами ярмарку устроили! И были мы с вами сегодня не просто ребятами, а деревенскими ребятишками, и балаганными артистами. Вы все очень постарались. А вам понравилось дети наше путешествие в прошлое? Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? (ответы детей) Все вы молодцы!

Вам солнышко, ребята подарочки приготовило (вручение медалей с Божьей коровкой). А теперь, мы попрощаемся с гостями. До свидания!

- Попевка «До свидания»

Публикации по теме:

«Путешествие к дедушке Фольклору» — тематическая неделя «Золотая осень. Покров» Вбегает ребенок из средней группы с пакетом в руках. Любовь Владимировна, у моего брата вчера был день рождения, мама подарила ему эту интересную.

«Становление эстетического отношения к фольклору у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС» В соответствии с ФГОС, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания.

Анкета для родителей по русскому народному фольклору Анкета Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы педагогов ДОУ по русскому народному фольклору с.

Конспект музыкального тематического занятия по фольклору для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Дать детям представления о народных традициях, обрядах в начале весны, о поэзии пестования. 2. Совершенствовать певческий голос.

Конспект образовательного предложения на тему «В помощь дедушке Фольклору» (средняя группа)Конспект образовательного предложения на тему «В помощь дедушке Фольклору» (средняя группа) Цель: Приобщение детей к истокам русского народного фольклора через сказку. Задачи: • Пополнять и закреплять знания детей об устном народном.

Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору»Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору» Подрастая,ребенок слышит различные потешки,песенки,прибаутки постоянно, например: «Уж я Танечке пирог испеку, Уж я внученьке румяненький.».

Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклоруПриобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклору В рамках тематической недели "Приобщение к национальной культуре" для детей группы "Солнечные лучики" я провела много познавательных мероприятий. Мы.

Проект «Формирование у детей интереса к фольклору» ВВЕДЕНИЕ «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и поэтому самый занимательный,.

Самоанализ музыкальной деятельности по фольклору «В горнице» Совместная образовательная деятельность по музыкальному фольклору «В горнице» проходила в музыкальном зале с детьми подготовительной группы.

Занятие по фольклору Цель: Знакомить детей с традициями русского народа. Задачи: Образовательная: Закрепить знания о быте русского народа Развивающая: Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «музыка» по фольклору «Посиделки»
Опубликовано: 22 октября 2016 в 18:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД