Конспект НОД «Музыка» в подготовительной группе. Тема «Русская ярмарка»

Надежда Александрова
Конспект НОД «Музыка» в подготовительной группе. Тема «Русская ярмарка»

Тема: "Русская ярмарка"

Программное содержание:

Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные навыки и знания в жизни.

Задачи:

1. Воспитательные –

• приобщение к музыкальному искусству;

• прививать любовь к народному культурному наследию;

• умение видеть характерные эстетические признаки.

2. Обучающие –

• расширять знания о русской ярмарке;

• учить инсценировать частушки, песню, импровизировать танцевальные движения;

• учить петь выразительно, передавая темповые и динамические особенности песен в соответствии с характером и жанром произведения.

3. Развивающие –

• развитие музыкально-художественной деятельности;

• поощрять проявление творчества, инициативы;

• формировать умение создавать выразительный образ.

Методы и приемы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный – демонстрация; словесный – объяснение, беседа, рассказ; репродуктивный; упражнение, как метод закрепления и совершенствования приобретенных умений.

Материалы и оборудование:

Сарафаны, чувашские платья, тухья для девочек; рубашки, фуражки для мальчиков; наглядные пособия – русская народная утварь; проецирующий аппарат, музыкальный центр, баян.

План образовательного процесса.

1. Вход – «Светит месяц» в записи оркестра народных инструментов;

2. Валеологическая распевка «Доброе утро!» (из сб. О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду») - исполнение a cappella.

Программные задачи: сохранение и укрепление психофизического здоровья детей с целью формирования полноценной личности ребенка. Настрой на позитив, эмоциональную приподнятость, дружеское отношение друг к другу.

3. Рассматривание картины «Ярмарка» И. Куликова.

4. Пение: усвоение песенных навыков – «На ярмарке», муз. и сл. Е. Шаламоновой.

Программные задачи: формировать навыки выразительного пения с соблюдением всех средств выразительности.

5. Слушание: восприятие музыкальных произведений – «Танец кукол» из балета «Петрушка», муз И. Стравинского.

Программные задачи: закреплять представления о чертах песенности, танцевальности, маршевости, уметь определять музыкальный образ.

6. Игра в ансамбле на деревянных ложках – «Ах вы, сени».

Программные задачи: учить технике исполнения на ложках, играть в ансамбле, соблюдая ритм, развитие музыкальных и творческих способностей детей.

7. Пение: усвоение песенных навыков - «Ярмарочные частушки»», муз. и сл. Е. Шаламоновой.

Программные задачи: формировать навыки выразительного пения с соблюдением всех средств выразительности.

8. Музыкально-ритмические движения:

1) Упражнение: танцевальный шаг на носочках.

Программные задачи: учить легкости и ритмичности выполнения шага на носочках, держать осанку.

2) Танец Кадриль.

Программные задачи: учить работать над выразительностью движений в танцах; самостоятельно строить круг из пар.

3) Хоровод «Илемле» - песня «Илемле» в исполнении А. Уляндиной.

Программные задачи: совершенствовать выразительное выполнение хороводного шага, передавать в движениях характер танца.

4) Русская народная игра с пением «Селезень».

Программные задачи: продолжать развивать навыки инсценирования песен в процессе игры.

9. Отметка активных детей жетончиками – оценка и выявление детьми наиболее активных, старательных и артистичных участников образовательного процесса.

10. Выход - «Светит месяц» в записи оркестра народных инструментов.

Ход образовательного процесса.

ИКТ - Картина "Ярмарка". Куликов Иван

Звучит русская народная музыка. Входят дети в сарафанчиках, косоворотках, чувашских платьях.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте!» (из сборника О. Н. Арсеневская «Система музыкально-здоровительной работы в детском саду»)

Муз. рук. : У меня сегодня отличное настроение, я надеюсь, что и у вас все в

порядке с настроением. А кому тяжело на душе – давайте поможем!

Подарим друг другу улыбку?

Валеологическая распевка «Доброе утро!» - исполнение a cappella.

Муз. рук: Ну, вот и стало всем весело. Молодцы!

Я специально сегодня вас попросила нарядиться в сарафанчики, косоворотки-

рубашки, в чувашские платья.

Все рассаживаются, рассматривают картину.

Муз. рук: Как вы думаете, что изображено на картине?

Ответы детей – Ярмарка.

Песня «На ярмарке», муз. и сл. Е. Шаламоновой[/i]

Муз. рук: Главные участники ярмарки?

Ответы детей: скоморохи, торговцы, покупатели из деревень, городов и сел.

Муз. рук: Я хочу предложить вам послушать музыку. А вы определите по характеру,

настроению музыки, кому же она более соответствует из участников

ярмарки.

Слушание: «Танец кукол» из балета «Петрушка» И. Стравинский.

Беседа по музыкальному произведению:

1. определение соответствия ярморочному персонажу (скоморохам, торговцам или покупателям).

2. определение характера (песенный, танцевальный, маршевый, настроения;

3. в каком исполнении прозвучала музыка;

ИКТ - Скоморохи.

Муз. рук: - Как удается торговцам так ловко и быстро продавать свой товар?

Ответы детей: Созывают покупателей выкриками.

- Чем же торгуют на ярмарке? (ответы детей)

ИКТ -Золотая хохлома.

- Посмотрите, ребята, внимательно на деревянные ложки. Может кто-то из вас и знает как называется такая роспись? (ответы детей) Появилась такая ложка давным-давно в небольшой деревушке под названием Хохлома в Нижегородской области. А узоры взяты из природы – травинка, ягодка, цветок, они-то и приобрели вот такой затейливый узор. Крестьяне всю свою посуду, ложки, чашки отвозили на продажу в разные города. И до сих пор они славятся красотой не только в нашей стране, да и в других странах.

А как здорово можно на них сыграть! (объяснение техники игры)

- Для того, чтобы сыграть слажено и красиво, что необходимо нам делать?

Ответы детей – прислушиваться к музыке и друг к другу, быть внимательным.

Ансамбль ложкарей – исполнение под русскую народную музыку «Ах вы, сени».

Муз. рук: По ярмарке гуляли и стар, и млад. Приходили на людей посмотреть и себя

показать. Здесь смех и веселье. Стоило только встретить девицам-

красавицам на своем пути добрых молодцев, начинали звучать на всю

ярмарку задорные, веселые частушки.

- Что такое частушки? (Коротенькие песенки с юмором и шуткой. Могли

высмеять лентяя, похвалить трудолюбивого.)

- Ребята, как поются частушки?

Ответы детей.

Мальчики надевают фуражки, девочки платки на плечи.

Девочки: Поторгуемся, ребята?.

Мальчики: Поторгуемся, девчата.

Частушки - исполнение. [/i]

Муз. рук: Ну как же ярмарка без танцев? Самым любимым танцем молодежи была ….?

Ответы детей: Кадриль.

- Но прежде чем начать танец, нам необходимо потренироваться в

пружинистом танцевальном шаге на носочках. (показ)

Упражнение: танцевальный шаг на носочках. [/i]

Муз. рук: Как кадриль-то заиграет – всех танцоров завлекает.

Танец "Кадриль".

Дети рассаживаются.

Муз. рук: Товар свозили на ярмарку со всех концов России - из ближайших

и дальних деревень, сел и городов. Могли оказаться здесь торговцы и из

родной нашей с вами Чувашии. Чувашия уже тогда славилась своим

ароматным хлебом, хмелем. Да и рукодельниц было предостаточно.

Показать тухью, нарядить девочек.

Чувашские девушки и парни очень любили водить хороводы.

- Как по-чувашски ХОРОВОД? (вй карти)

ИКТ - Миттов Анатолий Иванович. Хоровод.

Девочка рассказывает стихотворение о Чувашии (на чувашском языке)

Муз. рук: О чем же нам рассказала, Маша?. Чувашия, родная Чувашия, на душе

приятно - моя Родина. Без душевной доброты не прожить нам на земле.

Хоровод «Илемле»

Муз. рук: Что больше всего детям нравилось и нравится на ярмарке?

Ответы детей: Карусели, игрушки, игры.

Русская народная игра с пением «Селезень».

Муз. рук: Вот и закончилось наше с вами путешествие по истории ярмарки.

- Понравилось?

- А в наше время бывают ярмарки?

- Чего мы уже не встретим на наших ярмарках? Или же стало большой

редкостью?

(Ответы детей).

Активным вручаются смайлики. (Определяют сами дети)

Выход – русская народная музыка.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России».Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень», в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект НОД «Музыка» в подготовительной группе. Тема «Русская ярмарка»
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 20:11
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...