Конспект НОД «Народная кукла» (подготовительная группа)

Елена Кузовкина
Конспект НОД «Народная кукла» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Знакомство с народной куклой»

Цель. Формировать интерес у детей к культуре и обычаям своего народа.

Задачи.

Образовательные: познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обычаями. Приобщать детей к традиционной культуре России. Активизировать словарный запас дошкольников. Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

Развивающие: формировать у детей художественный вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

Воспитательные: воспитывать интерес к русской культуре, интерес к русскому народному творчеству.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: посещение музея «Русская изба», разучивание пальчиковой гимнастики, игры с куклами, рассматривание русского национального костюма, знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

Материалы: народные куклы, сундук, колыбелька с куклой, на столах лоскутики ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка, цветная прямоугольной формы для одеяла, полоски для завязки).

Ход нод.

Вводная часть

- ребята, я сегодня попросила девочек надеть сарафаны, а мальчиков рубахи. Сама я тоже надела сарафан. Вам нравиться такая одежда?

-А сейчас носят такую одежду?

-А когда носили?

-Такт, ребята, я хочу вас пригласить в гости. Куда, как вы думаете?

- Правильно, в русскую избу. Мы принимаем приглашение?

-Тогда не будем терять времени, пойдёмте.

(Подходим к уголку русской избы)

- Милости прошу,

Проходите в избу.

Давайте сядем рядком,

Да поговорим ладком.

Пусть наши глазки всё увидят,

Ушки всё услышат,

Голова запоминает,

А ротик ей не мешает.

- Посмотрите, у нас на столе стоит сундучок. Вы хотите узнать, что там лежит? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ТАМ ЛЕЖИТ? (дети высказывают свои предположения)

- Сундучок с секретом, он откроется, если отгадаете загадку. Согласны?

1) Волосы льняные,

В них ленточки цветные,

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна

Догадались, кто она?

2) Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять?

(дети отгадывают загадки)

-Значит, что лежит в сундучке?

-Правильно - кукла (открываю сундучок, достаю палочку) Ребята, что это?

-Это обыкновенная палочка. Но давным – давно, когда у людей не было домов, они жили в пещерах. У них не было игрушек, и они играли в палочки, представляя, что это игрушки.

- Хотите посмотреть дальше? (Достаю куклу «Крупеничка»)

-Ребята, а это что? Из чего она сделана?

(Из тряпочек)

- Такие куклы называются тряпичные. Их шили из остатков материи, из которой шили одежду или из старых маминых платьев или рубах отца. Каждая кукла имела своё значение.

Посмотрите внутри у неё мешочек

Я вам приготовила по такому же мешочку, давайте пройдём к столу и возьмём их в руки.

Давайте на ощупь попробуем догадаться, что там внутри мешочка?

- А теперь откройте мешочек. Что там внутри?

- Осенью, когда собирали урожай, делали такую куклу и наполняли её собранным зерном. Всю зиму кукла хранилась в доме, обычно в красном углу. Если год был не урожайным, голодным из Крупенички брали немного зерна и варили кашу. Поэтому если Крупеничка была «худенькая» - это значит, что в семье бедствуют. А если полненькая, как эта (показ куклы), значит живут сытно. Ребята, что внутри этой куклы?

- Значит как можно её назвать?

-_Крупеничка или Зерновушка.

-Понравилась вам эта кукла?

-Будем смотреть дальше?

Тогда давайте пройдём и сядем на места.

(Достаю куклу Травницу)

-Ребята, посмотрите у этой куколки вместо юбочки мешочек. Посмотрите, что в нём?(Раздаю всем по мешочку)

-Правильно травка

-Давайте понюхаем и определим, что это за травка

+Мята

- Для чего нужна мята?

- Мятой заваривают чай, лечат простуду и это очень вкусно. Подумайте, если в кукле есть травка, значит как её называют?

-Травница

- Посмотрим ещё? (достаю куклу Утешницу) Ребята, что интересного вы видите у этой куклы?

-Да у этой куклы в руках конфеты

-Эту куклу прятали от детей и доставали только тогда, когда ребёнок сильно плакал. А зачем, как вы думаете?

-Чтобы успокоить.

Увидев яркую куклу, ребёнок забывал про свои горести. Он играл ею и ел конфеты. Так для чего нужна эта кукла?

- Правильно, чтобы успокаивать, а раньше говорили утешать. Как можно назвать эту куклу?

-Утешница

Что – то мы засиделись с вами. Ну, ребятушки, заводи народную – хороводную.

Физкультминутка

Хоровод «Во поле берёзка стояла»

-Отдохнули?

А я знаю народную мудрость:

- Играй, играй, да дело знай.

А вы знаете пословицы о труде и отдыхе?

-Играть не устать – не ушло бы дело.

-Играй, да не заигрывайся.

-Песню играть не поле пахать.

-Делу время – потехе час.

-Ребята, я вас приглашаю обратно в избу, и заглянуть ещё в наш сундучок.

(Достаю куклу Пеленашку)

-Посмотрите, на кого похожа эта кукла?

(выслушиваю ответы детей)

-Да, на ребёночка. Что на ней одето?

-Правильно пелёнки

-Эту куклу пеленали. Как она называлась, как вы думаете?

-Она называлась Пеленашка, а вы хотели бы научиться делать такую куклу?

Продуктивная деятельность

Тогда я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

Особенности этих кукол в том, что при их изготовлении не использовали не ножницы, не иголку.

Нам для работы потребуется:

-скрутка из ваты

-квадрат из белой ткани

- квадрат из цветной ткани

-треугольник из цветной ткани

-две нити красного цвета

-одна ленточка

Давайте внимательно посмотрим, как мы будем делать куклу

Показ порядка выполнения работы воспитателем

1)Делаем скрутку

2)Перевязываем красной ниткой посередине скатки, узел спереди – это пуповина младенца

3)Выделяем голову Пеленашке на высоте 1/3 скрутки перевязываем ниткой

4)На голову повязываем платок (прямоугольный треугольник с катетом 10см)

5)Младенца плотно заворачиваем в пелёнку (10*7) и перевязываем ленточкой.

Всем понятно?

Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика

Вдаль по бережку лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Вот и кончилась игра

Делать куклу нам пора.

Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестрёнка будет улыбаться, играя с куклой и всё у нас получиться

Самостоятельная работа

-А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Ребята, а что хочется с этими куколками сделать?

-Давайте уложим их спать и споём колыбельную песенку.

Итог НОД

-Куколки наши уснули, пусть поспят. А вы мне скажите, не утаите, понравилось вам в гостях?

-А, что вам понравилось больше всего?

-О каких куклах вы сегодня узнали?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Спасибо за работу вашу, за старание.

В народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело»

Сюрпризный момент

У меня для вас есть гостинцы. Но прежде скажите, какое сейчас время года?

-Правильно весна

-Но посмотрите на улице похоже по погоде, что наступила весна?

-А, знаете ли вы, что чтобы весна быстрей пришла, её нужно зазывать. А как зазывают весну?

-Закличками

-Давайте и мы покличем весну

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

-Есть у русского народа, ребята, ещё одна традиция встречи весны. В старину люди верили, что весну на своих крыльях приносят птицы. Хозяйки пекли печенье в виде птиц, угощали им соседей, а затем развешивали это печенье на деревьях. Как вы думаете, зачем?

(выслушать предположения детей)

- Это угощение для птиц, чтобы они быстрее прилетели и весну на крыльях принесли.

-А какие птицы к нам должны прилететь?

-По народным поверьям, какая птица приносит весну?

-Правильно жаворонки

-Посмотрите, каких жаворонков я вам напекла. Давайте возьмём по одному жаворонку и пойдём с закличками встречать весну и зазывать жаворонков.

Жаворонки – жавороночки!

Перепёлки – перепёлочки!

Принесите к нам,

Весну тёплую,

Лето плодородное,

Весну с дождём,

Лето с травами,

Весну с солнышком,

Лето с зёрнышком.

-Мы сегодня, когда пойдём на прогулку, развешаем наше печенье на деревьях и будем ждать, когда птицы к нам прилетят. А вечером сами попьём чай с оставшимся печеньем.

Дети стоят кругом и рассматривают одежду друг друга

Ответы детей

Подходим к уголку русской избы и садятся на скамейки

Ответы детей

Дети отгадывают загадки

Ответы детей

Ответы детей

Проходят к столу берут мешочки и пытаются на ощупь определить, что там лежит (разминка для пальцев, затем высыпают содержимое мешочков на поднос

Предположения детей

Возвращаются на скамейки

Ответы детей

Дети нюхают мешочки (дыхательная гимнастика, аромотерапия) и высказывают свои предположения

Ответы детей

Предположения детей

Дети выходят на середину зала и исполняют танец «Во поле берёза стояла»

Называют пословицы

Дети проходят в «избу» и садятся на скамейки

Ответы детей

Проходят и садятся за столы

Дети глазами проверяют перечень предметов

Следят за работой воспитателя

Ответы детей

Делают пальчиковую гимнастику

дети под русскую народную музыку выполняют работу

ответы детей

дети качаю кукол в люльке и поют песенку «Баю – баюшки – баю»

Ответы детей

Ответы детей

Дети произносят заклички

Предположения детей

Ответы детей

Дети берут печенье-жаворонков и поют закличку

Публикации по теме:

Конспект творческой мастерской «Русская народная кукла Берегиня» МБДОО№10 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА творческой мастерской на тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ» Разработала: Панасенко Людмила Николаевна,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Наша Родина — Россия» (подготовительная группа) Цель Обобщить и систематизировать знания детей о России, как о родной стране. Задачи - Образовательные задачи: 1. Систематизировать знания.

Конспект НОД на тему «Покорение высоты» (подготовительная группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Покорение высоты”Основная образовательная область.

Конспект НОД на тему «Приключения Золушки». Возраст подготовительная логопедическая группа. Воспитатель Бочкарева Л. В. Игровое занятие, включающее в себя интеграцию математического и речевого развития. В процессе занятия дети участвуют в приготовлениях сказочной.

Конспект НОД по ручному труду. Народная игрушка «Кукла-мотанка»Конспект НОД по ручному труду. Народная игрушка «Кукла-мотанка» Конспект НОД по ручному труду На тему: Народная игрушка «Кукла-мотанка». Цель: Научить детей делать тряпичную куклу-мотанку. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа) Цель: Формировать представление о семье и старинных семейных обычаях. Задачи: 1. Расширять и углублять понятие семья, как о людях, которые.

Проект «Народная кукла — пеленашка» Актуальность проекта: Однажды мы с детьми рассматривали иллюстрации в книжке «Кукольный сундучок», я заметила, что детей заинтересовали.

Сценарий развлечения «Народная ярмарка». Подготовительная группа Сценарий "Народная ярмарка" в подготовительной группе Музыкальный руководитель Тиханович Г. В. Ход праздника В центре зала – берёзка. Девочки.

Конспект занятия по изготовлению лоскутной куклы «Народная кукла» Программное содержание: учить детей изготавливать куклу из ткани; формировать представление о народных промыслах; развивать художественный.

Задания логопеда воспитателям по лексической теме «Народная культура и традиции» (подготовительная группа) Тема: Народная культура и традиции» 1)Артикуляционная гимнастика 2)Дыхательная гимнастика 3)Пальчиковая гимнастика За работу. Ну ка,.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Конспект НОД «Народная кукла» (подготовительная группа)
Опубликовано: 16 марта 2016 в 12:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Летнее развлечение для детей среднего возраста на свежем воздухе.
Шарик улетает в небо. Дети на спортивной площадке. Звучит «самолёт» - летит Карлсон, бегает по кругу. Карлсон Посадку давай, мотор барахлит. Можно мне у...
Родительское собрание в младшей разновозрастной группе «Вот и стали мы на год взрослее»
Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» 29. 05. 2018г младшая разновозрастная группа «Мишутка» Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и...
Навстречу Чемпионату мира по футболу fifa 2018!
Навстречу Чемпионату мира по футболу fifa 2018! Вся страна с нетерпением ждёт приближения Чемпионата мира по футболу 2018, который пройдет с 14 июня по 15...
Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе
Индивидуальный образовательный маршрут Дата заполнения: 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ Ф. И. О. ребенка: Дата рождения : Группа здоровья: вторая Возрастная группа:...
Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «Путешествие в весенний лес»
Тема: "Путешествие в весенний лес" ( 2 младшая группа) Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - оттиск смятой бумагой....