Конспект НОД на тему: Путешествие в мир живописи

Елена Левенкова
Конспект НОД на тему: Путешествие в мир живописи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №70 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

Конспект НОД

по области «Художественное творчество»

(ознакомление детей старшей группы с искусством)

на тему:

«Путешествие в мир живописи»

Подготовила:воспитатель Левенкова Е. А.

Чебоксары – 2013

Тема: Путешествие в мир живописи.

Программное содержание:

Закреплять умение выделять, называть, группировать произведения по видам изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное декоративно-прикладное искусство, по жанрам живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, былинно-сказочный жанр).

Продолжать знакомить с творчеством художников (И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, В. Васнецов и др., внимательно рассматривать живописные произведения, чувствовать и понимать характер изображенных явлений, предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности.

Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой (спокойный, унылый, тревожный, мрачный и др.).

Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.

Воспитывать потребность в общении с произведениями изобразительного искусства.

Воспитывать сочувствие, сопереживание к людям.

Методические приемы:

Дидактические игры, рассматривание репродукций картин, беседа по вопросам, использование художественного слова, музыкального сопровождения, физкультминутка, сочинение детьми возможных ситуаций.

Предшествующая работа:

Ознакомление с искусством русских художников: В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и др.

Рассматривание репродукций картин (портреты, пейзажи, натюрморты, сказочная живопись);

Чтение лирических произведений русских поэтов: А. С. Пушкина, А. Фета, А. Плещеева и др., слушание пьес П. И. Чайковского «Болезнь кук-лы», «Новая кукла».

Материал:

Конверт с письмом от феи Искусств, набор открыток с изображением видов изоискусства, репродукции картин:

• А. Саврасов «Грачи прилетели»;

• И. Левитан «Золотая осень», «Весна, Март»;

• И. Шишкин «Рожь», «Зима», «Корабельная роща», «На севере диком»;

• И. Грабарь «Февральская лазурь», «Рябинка»;

• В. Серов «Девочка с персиками»;

• Б. Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой»;

• И. Репин «Надя Репина, дочь художника»;

• В. Васнецов «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри».

Структура занятия:

Вводная часть

(в группе). Чтение письма, дидактическая игра «Что лишнее?» (переход детей из группы в музыкальный зал).

Основная часть.

Зал портретной живописи. Рассматривание репродукций картин, беседа по вопросам, дидактическая игра «Найди портрет по настроению».

Зал натюрмортов. Рассматривание репродукций, дидактическая игра «Подбери слово к картине».

Зал сказочной живописи, рассматривание и беседа по картинам.

Физкультминутка «Сказочный конь».

Зал пейзажной живописи. Рассматривание картин, беседа, дидактическая иг-ра «Найди картину по времени года, описанному в стихах».

Заключительная часть.

Рефлексия.

Ход занятия:

В группу приносят письмо. Воспитатель:

- Ребята! Я сейчас прочту его и мы узнаем, от кого оно. (Читает). «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея Радуги, волшебница из удивительной, сказочной страны красок, мира живописи. Я знаю, что вы очень любите рассматривать картины, знакомиться с художниками и путешествовать по залам Чувашского Художественного музея. Я приглашаю вас в волшебный мир живописи, но попасть в мой мир вы сможете только в том случае, если правильно выполните мое задание. В конверте – открытки с фотографиями произведений искусства. Посмотрите внимательно, подумайте, к какому виду искусства относятся большинство открыток и выберите среди них лишние. Я уверена, что вы справитесь с заданиями и сможете объяснить свой выбор».

(Воспитатель раскладывает открытки на столе. Дети рассматривают. Среди открыток, фотографий произведений живописи, одна – с изображением скульптуры, другая – с изображением предмета народного декоративно-прикладного искусства).

- Молодцы! Вы справились с заданием. Сейчас мы отправимся в мир живописи. А что такое живопись? (Ответы детей). Мы отправимся на экскурсию в музей, где собраны картины, написанные великими русскими художниками. Вспомните, пожалуйста, как надо вести себя в музее? (не шуметь, не мешать другим, не трогать картины руками). (Дети идут в музыкальный зал, где оформлены залы портретов, натюрмортов, сказочной живописи, пейзажей).

- Проходите, пожалуйста, ребята, в первый зал. Посмотрите на эти картины. (Рассматривание).

- Кто изображён на них?

- Как называется этот жанр живописи?

- Какое выражение лица у этих детей?

Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Найди картинку по настроению, выраженному в музыкальном произведении».

- Сейчас прозвучит музыка, а вы выберите портрет, которому эта музыка наиболее подходит по настроению. (Звучит пьеса П. И. Чайковского «Болезнь куклы». Дети выбирают).

- Почему вы выбрали этот портрет?

- Почему девочка грустит?

(Звучит пьеса П. И. Чайковского «Новая кукла». Дети выбирают).

- Какая эта музыка по настроению?

- Почему вы выбрали этот портрет?

- Как вы думаете, чему радуется девочка?

- Мы рассмотрели картины, собранные в этом зале. Как можно назвать все эти картины одним общим словом?

- Переходим в следующий зал. (Рассматривание картин).

- Что изображено на картинах?

- Как называется этот жанр живописи?

- Вспомните, что означает слово «натюрморт»? («Тихая и неживая при-рода»).

- Почему «неживая природа», ведь вот этот букет сирени очень краси-вый?

(Воспитатель обращает внимание детей на один из натюрмортов и предлагает дидактическую игру «Подбери слово»).

- Я буду называть 2-3 слова, а вы выберите из них одно, наиболее подходящее к этой картине и объясните свой выбор. Какая это картина?

Светлая – тёмная

Звучная – звонкая – тихая

Просторная – тесная

Тревожная – беспокойная – спокойная

Радостная – унылая – грустная

Лёгкая – тяжёлая

Тёплая – холодная

- Вы молодцы, вы были внимательны и поняли, что хотел рассказать художник своей картиной. А вы не забыли, как называются картины, на которых изображены цветы, овощи, фрукты и предметы быта?

- А теперь мы с вами отправимся в сказку. (Дети рассматривают картины).

- Что мы видим на картинах?

- Из каких сказок эти герои?

- Какие они на этих картинах?

- Почему им грустно?

- Чем закончились эти сказки?

- Кто написал все эти картины?

- А вот об этих богатырях мы не знаем сказки, но скоро я прочту вам былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче и вы узнаете об их подвигах. А теперь представьте, что сказочные кони сошли с полотна и оказались перед нами. (Дети встают в круг. Физкультминутка «Сказочные кони»).

- Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот.

(Руки за спиной сцеплены в замок, ритмичное поднимание согнутых в коленях ног).

- На ветру играет гривой

Пышной, сказочной, красивой.

(Покачивание головой вперёд-назад, вправо-влево).

- Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу.

Цок-цок-цок-цок.

Цок-цок-цок-цок.

(Бег на подскоках по кругу, руки полусогнуты в локтях перед собой).

- Там, за дальней, за рекою,

Помашу вам всем рукою.

(Стоят в кругу, лицом друг к другу, машут рукой).

- Вот мы и попрощались со сказочной живописью. Нас ждёт следующий зал. (Рассматривание картин под аудиозапись).

- Что вы видите на этих картинах?

- Какие картины вам знакомы?

- Какие художники их написали?

- К какому жанру живописи относятся все эти картины? Почему? Что изображено на пейзажах?

- Я предлагаю вам одну интересную игру. Я буду читать стихи, а вы подумайте и определите, о каком времени года в них говорится и найдите пейзажи с этим временем года.

1. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А. С. Пушкин)

- О каком времени года эти стихи?

- Найдите это время года на картинах?

2. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И. Бунин)

3. Ярко светит солнце,

В воздухе тепло,

И куда ни глянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Темные листы.

(И. Суриков)

4. Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(А. С. Пушкин)

- Вы – умницы! Вы все угадали и назвали правильно. Помогите мне вспомнить о каких жанрах живописи мы сегодня говорили?

- Мы путешествовали по залам музея живописи, увидели уже знакомые и новые картины разных художников. Нам пора возвращаться в группу. Ска-жем всем: «До свидания».

Публикации по теме:

Новогодние композицииНовогодние композиции К Новому году все готовятся, украшая свои дома, жилища. Родители муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспект НОД на тему: Путешествие в мир живописи
Опубликовано: 10 октября 2013 в 20:35
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...