Конспект НОД по развитию речи «Зимнее приключение» с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Князькова
Конспект НОД по развитию речи «Зимнее приключение» с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи НОД.

Образовательная область «Коммуникация»:

- развивать связную монологическую речь: учить составлять повествовательный рассказ о зиме по картинно – графическим схемам;

- упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные (лисий, волчий);

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях природы: снегопад;

- развивать речевое доказательство, объяснительную речь;

- воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

«Познание»

- углублять представления детей о сезоне – характерных признаках зимы, особенностях зимней природы;

- обогащать представления детей об обитателях зимнего леса;

«Здоровье»

- формировать правильное физиологическое дыхание;

- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: соблюдение двигательного режима;

«Социализация»

- развивать умение игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;

- развивать положительную самооценку, уверенность в себе;

- развивать умение классифицировать объекты по одному или нескольким признакам (обувь, одежда);

«Художественное творчество»

- совершенствовать изобразительную деятельность детей;

- активизировать творческое экспериментирование с изобразительными материалами.

- развивать мелкую моторику, умение работать кистью и красками;

- развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в собственных творческих работах;

Предполагаемый результат: имеют представления о приметах зимы; умеют составлять предложения по картинно – графическим схемам; умеют образовывать притяжательные прилагательные; имеют представления о сезоне – характерных признаках зимы, особенностях зимней природы; имеют представления об обитателях зимнего леса; умеют работать в группе, договариваться; активно участвуют в разнообразных видах детской деятельности.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Предварительная работа:

- наблюдение за сезонными изменениями в природе с приходом зимы (снег, лед и так далее);

- отгадывание загадок, чтение стихов о зиме;

- дидактические игры: «Времена года», «Помоги Незнайке одеться на прогулку», «Когда это бывает?»;

- рассматривание сюжетных картин на тему «Зима»;

- заучивание пословиц, поговорок о зиме;

- рассматривание картинно - графических схем «Признаки зимы».

Оборудование: мультимедийная техника, музыкальный центр, магнитные доски (2 штуки, сумка со снежинками.

Демонстрационный материал: предметные картинки «Одежда и обувь»; картинно – графические схемы-символы «Признаки зимы» для повествовательного рассказа, дидактические карточки «Следы животных», конверт с заданиями.

Раздаточный материал: клеенки для столов, стаканчики - непроливайки, альбомные листы, кисточки, акварельные краски, ватные шарики, тарелочки с морской солью, салфетки, карандаши, карточки с заданиями «Пройди лабиринт».

Ход НОД:

Дети под музыку входят в зал. Их встречает воспитатель в костюме «Снеговика!».

Снеговик: Здравствуйте, дети! Вы догадались кто я? Ответы детей.

Снеговик: Правильно, я Снеговик!

Снеговик: Ребята у меня случилась беда, я так торопился к вам в гости, что по дороге случайно обронил свой ледяной ларец, в котором находятся сюрпризы для вас. Подобрал его один сказочный герой. Что бы узнать, кто это пройдите по лабиринту.

Инструкция к заданию. Это лабиринт. Черные линии обозначают дома и заборы, через них переходить нельзя. А белые – это дорожки, по которым можно ходить. Кто закончит движение по лабиринту, ставит карандаш в стакан. А теперь, возьмите карандаш. Поставьте карандаш на начало пути (красную точку). Все готовы. Можете приступать.

Снеговик: Так к какому сказочному герою привела дорожка лабиринта? (Индивидуальные обращения) У всех так получилось? Молодцы.

Снеговик: Совершенно верно сказочный ларец подобрала – Снежная Королева.

Звучит голос Снежной Королевы через видеопрезентацию:

«Ваш ларец с сюрпризами у меня, если хотите получить его обратно, то должны пройти все препятствия, отправляйтесь в лес двигайтесь в направлении снежной тропинки, никуда не сворачивайте, справитесь со всеми заданиями и в конце снежной тропинки вас ждет ледяной ларец».

Снеговик: Ребята придется отправиться в зимний лес, нас ждут интересные испытания. Но в лесу очень холодно и нужно взять с собой необходимую одежду. Поместите на мольберт картинки, на которых вы видите только зимнюю одежду. Можете взять только одну картинку. (Дети берут по одной предметной картинке).

Дети: Меховая шуба, меховая шапка, пуховик, шерстяные варежки, шерстяной шарф, валенки, зимние сапоги.

Снеговик: Ребята, а кто может назвать одним словом, что такое шуба, куртка и тд. (Ответы детей)

Снеговик: Валенки, ботинки и тд.

Ответы детей

Снеговик: Ребята, давайте назовем еще раз все вместе зимнюю одежду и обувь.

(Снеговик вместе с детьми повторяет).

Индивидуальные ответы детей.

Дети: Молодцы теперь нам не страшен мороз.

Снеговик: Скажем волшебные слова: «Вокруг себя обернись, в зимнем лесу очутись». (Дети произносят слова).

Снеговик: Посмотрите я, кажется, вижу тропинку. Идем за мной.

Снеговик: посмотрите, письмо. А что в нем? Задание от Снежной Королевы. Необходимо по картинкам составить рассказ.

Дети составляют предложения. Схемы по очереди прикрепляют на маркерную доску.

1. Зимой день короткий, а ночь длинная.

2. Солнце светит, но не греет.

3. С неба падает снег.

4. Дуют сильные ветры.

5. Земля покрыта снегом.

6. На деревьях лежит снег.

7. Люди подкармливают птиц. (Птицы прилетают в поисках еду к кормушкам).

8. Животные меняют окраску.

9. Некоторые животные впадают в спячку.

10. Люди тепло одеваются.

11. Люди катаются на санках, лыжах. Лепят снеговиков.

12. Зимой наступает праздник Новый год.

Дети составляют рассказ.

Снеговик: А теперь кто – то один еще раз составит рассказ по всем картинкам.

(Индивидуальная работа)

Снеговик: О чем получился рассказ?

Дети: о зиме, об изменениях которые произошли в природе, в жизни людей и животных с приходом зимы.

Снеговик: Вы что – то хотите добавить?

Снеговик: Ой, что – то холодно стало, можно и заболеть. Надо бы погреться.

Физ. минутка:

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательным пальцем растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

Снеговик: Согрелись. Тогда в путь.

Снеговик: Ой, Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

Снеговик: Еще одно испытание приготовила Снежная Королева. Ребята, вам предстоит угадать какие животные оставили следы? У каждого животного свой след.

Снеговик: Слушайте задание: Картинки со следами нужно разместить под картинками с животными.

Снеговик: Маша, как ты догадалась, что это след лисицы, а не волка?

Ответы детей.

Снеговик: а теперь скажите, если пробежал заяц, мы как можем назвать след? (заячий, если прошел волк (волчий, след белки (беличий, у птицы следы (птичьи, след лисы (лисий, след лося (лосиный). А если, прошел человек! (человеческий).

Снеговик: Петя, назови еще раз, чьи следы ты встретил? (Индивидуальные обращения)

- А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). А почему?

Ответы детей.

Снеговик: молодцы ребята вы справились и с этим заданием.

Снеговик: (из кармана достает ватные шарики) Посмотрите, что у меня. Снежинка. Что мы можем сказать про снежинку? Передаем, друг другу снежинку и рассказываем, какая она. (Передают снежинку)

Дети: пушистая, блестит на солнце, мягкая, колючая, блестящая, искристая, серебристая.

Снеговик: А давайте, я с вами поделюсь.

Раздает снежинки детям

Ребята, возьмите их. Положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох носом и, медленный выдох ртом, подув на снежинку. У кого выше полетит снежинка.

Снеговик: Ребята, как называется явление природы, которое у нас сейчас получилось?

Дети: Снегопад.

Снеговик: Посмотрите за снегопадом мы не заметили мастерскую Снежной Королевы. Здесь нас ждет новое испытание. Мы будем рисовать явление природы – снегопад. (Индивидуальное обращение)

Снеговик дает словесную инструкцию: Возьмите кисточки. Окуните кисточку в стакан с водой, лишнюю воду снимите о край стакана. Найдите на палитре синюю краску. Наберите на кисточку краску. Слева направо широким мазком закрашиваем лист бумаги. Вот это волшебство! На листе бумаги появились снежинки. Закончили? Промойте кисточки и уберите в стакан. Возьмите одной рукой горсть соли и посыпьте солью рисунок. Кусочки соли впитают в себя акварельную краску. Когда кристаллы соли высохнут, то получится настоящий блестящий снегопад.

Звучит голос Снежной Королевы через видеопрезентацию.

Появляется ларец.

Снеговик: Ну что ж ребята вы справились со всеми заданиями, нашли ларец, теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова.

«Вокруг себя обернись, в детском саду очутись»

Снеговик: Молодцы! А сейчас мне пора уходить, но мы с вами еще встретимся. А на прощание я хотел бы поделиться своими впечатлениями от сегодняшнего путешествия.

Снеговик: Мне запомнилось, как мы в лесу наткнулись на следы. А вам? (Индивидуальное обращение)

Ответы детей.

Снеговик дарит подарки. Прощается.

Конспект НОД по развитию речи «Зимнее приключение» с детьми старшего дошкольного возраста
Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Дикие животные» Цель: Учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных и правильно использовать их в речи. Задачи: уточнить и систематизировать.

Презентация «Путешествие в зимний лес» Путешествие в зимний лес непосредственно – образовательная деятельность по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Зимнее приключение» с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2014 в 21:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Наблюдение за примулами». (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....