Папки-передвижки

Конспект НОД «Знакомство с русской избой»

татьяна корочкова
Конспект НОД «Знакомство с русской избой»

Вид НОД: социальный мир и лепка.

Возрастная группа: средняя.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные:

• -учить детей лепить посуду, закреплять приё мы лепки: скатывание, раскатывание, вдавливание, прищипывание, примазывание, заглаживание, расплющивание.

Публикация «Конспект НОД „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах

познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);

познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;

• -учить видеть и понимать форму строения горшка (горшок высокий и глубокий).

Развивающие:

• -формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.

• -развивать мелкую моторику пальцев рук, творческие способности у детей.

• развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные:

• -воспитывать у детей внимание, познавательный интерес к элементам мордовского костюма,

• -воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Развитие речи» : Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, обогащать словарь детей.

ОО «Познавательное развитие» : Развития интереса детей к прошлому русского народа, познакомить с жизнью и бытом.

ОО «Социально – коммуникативное развитие» : Формирование дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща трудиться, заниматься. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

ОО «Художественно- эстетическое развитие» : Продолжать учить детей лепить из глины, закреплять приё мы лепки: скатывание, раскатывание, вдавливание, прищипывание, примазывание, заглаживание, расплющивание. ОО «Физическое развитие» : Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутки). Развитие самостоятельности, творчества; формирование выразительности и грациозности движений. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Словарная работа: лиственница, самовар, чугунок, прялка, сито, ухват, горшок, тулово.

Предварительная работа:

ОО «Развитие речи» : беседы о обычаях и традициях русского народа; чтение колыбельных песен, сказок, легенд, пословиц, поговорок, загадок;

ОО «Познавательное развитие» : рассматривание предметов быта русского народа.

ОО «Социально – коммуникативное развитие» : беседы о обычаях и традициях русского народа, посещение мини музея в детском саду.

ОО «Художественно- эстетическое развитие» : Прослушивание русских народных песен, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой.

Материалы и оборудование: (Хозяйка избы) воспитатель в русском сарафане, изба, предметы русского быта (печь, прялка, люлька и т. д, кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар,грамзапись с русскими народными песнями, магнитофон,.

Раздаточный материал: глина, доски для лепки, стеки, влажные салфетки.

Методические приемы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные: предметы русского быта.

Мотив детской деятельности: Потребность в новых впечатлениях.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама «безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

— Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

Раздает глину.

— Какого цвета эта глина?

— Какая она на ощупь? (мягкая, податливая, меняет форму)

Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины. Сначала мастер в руке делал «донышко» — дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Один, два, три, четыре!

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку.

И большую поварешку!

Мы посуду мыли, сухо вытирали,

А потом на полки расставляли

Изготовление горшочков из глины.

Давайте и мы поставим наши горшочки в печку. А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки. Ведь наши предки тоже украшали их, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз.

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Гость на порог — хозяину радость!

Список использованных источников:

1. Аникин, В. П. русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., 1957. – 165 с.

2. Лаврентьева, Л. С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л. С. Лаврентьева.

3. Раппопорт, П. А. Древнерусское жилице.

4. Тихонова, М. Н., Смирнова, М. С. «Красная изба», С. – П., 2000г.

5. Тихонова, А. Ю. Фольклор народов среднего Поволжья: хрестоматия / А. Ю. Тихонова. – Ульяновск : ИПК ПРО, 2003. – 93 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с русской избой» Тема: «Знакомство с русской избой» Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» Программное содержание: Задачи: - Формировать умение отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки. - Побуждать детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию Тема: «Знакомство с русской печкой» Цель: способствовать формированию представлений.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой»Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой» Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего дошкольного возраста с русской избой. Задачи: • продолжать.

Конспект совместной деятельности с воспитанниками первой младшей группы «Знакомство с русской избой» Конспект совместной деятельности с воспитанниками первой младшей группы Тема: «Знакомство с русской избой» Провела: воспитатель.

Конспект занятия «Знакомство с крестьянской избой» Конспект занятия  «Знакомство с крестьянской избой» 2-я младшая группа Программные задачи: 1. Познакомить детей с понятием домашняя.

Конспект «Знакомство с русской культурой зимой на примере игрушки-матрешки» Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки».

Конспект занятия с детьми 3–4 лет «Знакомство с русской народной сказкой «Три медведя» Ознакомление детей 3-4 лет с художественной литературой. Конспект занятий «Знакомство с русской народной сказкой (Три медведя)». Цели:.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «В гости к бабушке Забавушке» Знакомство детей с русской народной культурой «В гости к бабушке Забавушке» Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с русской избой»
Опубликовано: 20 марта 2018 в 13:00
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД