Конспект НОД «Наши помошники — органы чувств»

Галина Хосиямо
Конспект НОД «Наши помошники — органы чувств»

Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Наши помощники – органы чувств»

Воспитатель Хосиямо Галина Александровна

Цель: способствовать осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания для жизнедеятельности человека.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с функциями органов слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Формировать знания о том, что необходимо бережно относиться к органам чувств и почему. Уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций в быту.

Развивающие: Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление. Развивать познавательные способности.

Воспитательные: Развивать умения устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей. Развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Предварительная работа: введение термина «органы чувств». Рассматривание обучающих карточек "Человек и части тела", энциклопедии «Маленький доктор».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «На приеме у доктора» и дидактической игры «Наши помощники - органы чувств»

Работа в центре экспериментирования.

Оборудование:

видеописьмо на ноутбуке;

аудиозапись «Шум леса»,

таз с водой и лейка,

квадрат (30 смх30 см)

клей

Индивидуальное оборудование:

фартук, колпаки,бахилы

баночки с наполнителем

ванилина и чеснока,

тарелочки с солью, сахаром,

лимоном, кусочками лука,

ложечки для пробы,

металлофон,

бумажная воронка

Ход занятия:

Ребята, нам на почту детского сада пришло необычное письмо из страны Робототехники. Сейчас мы его с вами посмотрим. «Здравствуйте, ребята, мы живем на планете Робототехники, ходим в роботодетский сад. Из интернета узнали, что есть такая планета Земля, на ней живут люди. Не могли бы вы рассказать про себя. Мы можем бегать, прыгать, поднимать тяжелые грузы, выполнять разные задания по заданной программе. Если ломаемся нас чинят, просто старые детали меняют на новые.

Смотрели фильм про людей, но не поняли, что такое чувствовать запахи и вкусы, зачем надо слышать и видеть. Что это такое расскажите и напишите нам. Ждем ответа в интернете».

Предлагаю превратить нашу группу в научную лабораторию и немного поэкспериментировать.

Мы идем с вами в «Центр зрения» (предлагаю прочитать табличку с названием, ребенку, который умеет читать).

Ребята, предлагаю пройти через ворота двумя способами. Первый раз вы пройдете с открытыми глазами, а во второй раз – с закрытыми глазами. (Дети проходят через ворота двумя способами.)

Легко ли было пройти через ворота во второй раз? Почему? (ответы детей и вывод вместе с ними, что глаза помогают ориентироваться в пространстве). Сейчас мы поэкспериментируем, что могут еще наши глаза.

- Посмотрите, что стоит ближе к нам пирамидка или матрёшка?

Как вы определили? (посмотрели глазами) значит что могут определить глаза? (расстояние)

- Найдите и ответьте где большая игрушка, а где маленькая? Что больше кукла или кубик? Какая палочка длиннее? Что ещё могут глаза? (определить размер)

- Посмотрим, смогут ли они определить форму? Как называется эта фигура?

-Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Предлагаю нескольким детям не заглядывая в мешочек достать яблоко (красное, желтое, зеленое). Можно ли наощупь определить цвет?

Ребята а какие пословицы про глаза вы можете вспомнить?

Правый глаз чешется – радоваться; левый – плакать.

Правда глаза колет

Кто старое вспомянет, тому глаз вон.

Куда глаза глядят.

Для чего нам необходимо зрение? (Ответы детей.) Отчего могут заболеть глаза, испортится зрение? (Ответы детей.) Как уберечь глаза и сохранить зрение? (Ответы детей.)

Чтобы глаза твои, дружок,

Могли надолго сохраниться,

Запомни два десятка строк:

Глаз поранить очень просто – не играй с предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану,

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра –

От стола до ваших глаз

Должно быть 40 сантиметров.

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

Зрительная гимнастика

Переходим в «Центр обоняния и вкуса»

(Дети садятся за столы, где стоят баночки с ванилином и чесноком, тарелочки с солью, сахаром, лимоном, кусочками лука. Дети нюхают и пробуют содержимое).

Что такое обоняние? (Это ощущение запаха, когда мы чувствуем запахи.) Какие бывают запахи? (Приятные, неприятные, резкие, сильные, слабые.) Может ли запах предупредить об опасности? Как? (Испорченные продукты, запах дыма, подгорела еда на плите.)

Какой орган мы здесь подключаем? Что может нос? Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем пылинки вылетают наружу.

Пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.

Пословицы про нос

Водить за нос.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали, Не суй свой нос в чужие дела.

Нос «картошкой» или длинный,

Даже как у Буратино,

Нос любой нам помогает,

Воздух он подогревает.

И коварные микробы,

Внутрь не проникли чтобы,

Он в момент обезоружит.

Нос всю жизнь нам верно служит.

С ним и аромат цветка

Слышим мы издалека,

И, что пирожки готовы,

Нос нам сообщает снова!

Какой на вкус лимон? (соль, сахар, лук? Что еще бывает сладким? (соленым, горьким, кислым).

Язык – орган вкуса. На языке расположены рецепторы, которые помогают определить разные предметы на вкус, а еще он помогает жевать (перемешивать пищу).

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ЯЗЫК

Будь умелым не языком, а делом.

Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет.

Язык до Киева доведет.

Продолжаем работать и переходим в

«Центр слуха»

• Как вы думаете, какой орган хорошо развит у этих животных. Закройте глаза. Что вы услышали? Чем мы слышим? Уши помогают нам слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас. Ну-ка, что про уши народ говорит?

Глаза верят самим себе, уши - другим людям.

У кого уши горят, про того и говорят»

Нам без них нельзя никак.

Слышать ход часов: «Тик-так!»,

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

Новогоднюю хлопушку,

И, помимо звуков прочих,

Мамино: «Спокойной ночи»

Дотроньтесь до своего уха, то что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка. Называется перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим.

Проделаем такой опыт. (Включаю фонограмму пение птиц тихо).

Громко ли раздаются голоса птиц? (не очень громко)

Как можно усилить голос или звук? Сложить руку рупором и произнести “мама”. Почему голос слышно лучше? Звук не рассеивается по всей площади.

Я предлагаю вам ребята, самим изготовить прибор усиливающий звук. Это бумажная воронка.

Но сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика- ПАУЧКИ

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (конструирование)

Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху. А теперь? (звучит громче)

Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.

Капнем из леечки в таз, что услышали? (звук «кап»).

Теперь ударим по металлофону, слышим другой звук.

Звук может быть сильнее или слабее, но он должен бежать по воздуху или воде.

К органу слуха надо относится бережно, почему? (ответы детей).

Не кричите слишком громко,

Вас и так прекрасно лышно,

Когда вполголоса, спокойно,

Вы ведете свой рассказ.

Не включайте до предела

Магнитофон и телевизор,

Чтоб все соседи в доме

Затыкали нервно уши

И стучали вам по трубам,

Чтобы стало чуть потише.

Громкий звук – беда для слуха.

Вы не сможете услышать

Громкий рокот самолета,

Дивной трели соловья.

И, о ужас, голос мамы

Вы совсем не разберете.

Оттого, что так бездумно

Относились долго к слуху,

Можете вы очень скоро

Стать глухими навсегда.

ФИЗМИНУТКА

«Центр осязания

Что это за центр? О чем мы здесь узнаем? (Ответы детей.) Это центр осязания. Осязание – это ощущение, получаемое при прикосновении кожи к чему-нибудь.

Проверим, что могут ощущать ваши руки. Поиграем в игру «Определи на ощупь». (Дети подходят к ширме и на ощупь определяют свойства предмета). Игрушка - мягкая, камень –твердый, лед – холодный.

ПОСЛОВИЦЫ ПРО РУКИ

Шевели раньше мозгами, а потом руками.

У работящего в руках дело огнем горит.

Белые ручки чужие труды любят.

В руках было, да сквозь пальцы сплыло

Ничто никогда не выходит само.

Само не приходит к нам на дом письмо.

Само не способно смолоться зерно.

Само стать костюмом не может сукно.

Само не умеет вариться варенье.

Само не напишется стихотворенье.

Мы делать обязаны сами –

Своей головой и своими руками!

РЕФЛЕКСИЯ

Чтобы роботы с планеты РОБОТОТЕХНИКА поняли, что такое чувствовать запахи и вкусы, зачем надо слышать, видеть, ощущать? Еще раз давайте вспомним.

Какие еще органы чувств помогают нам воспринимать мир?

. С помощью чего мы видим, слышим?

Что случится, если мы не будем беречь наши органы чувств?

Что будет, если робот сломается?

А мы можем сломаться?

А что с нами может произойти?

Всем спасибо, вы молодцы.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Наши помощники — органы чувств» для детей 5–6 лет ЗАНЯТИЕ "НАШИ ПОМОЩНИКИ - ОРГАНЫ ЧУВСТВ" Цель: Закрепить знания детей об органах чувств и их значении в жизни человека. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по экологии с Элементами оздоровления «Наши умные помощники — органы чувств» КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОЛОГИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ «Наши умные помощники - органы чувств" Цель: 1. Сформировать у детей представление.

Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники — органы чувств»Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники — органы чувств» Конспект непрерывно - образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники – органы чувств».

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Наши помощники — органы чувств» Цель: знакомство детей с органами чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект НОД «Наши помошники — органы чувств»
Опубликовано: 26 мая 2018 в 05:18
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Цветок с сюрпризом»
Данный мастер-класс предназначен для детей от 5 лет , педагогов , творческих родителей. Цель : создание поделки "Цветок с сюрпризом" в подарок маме....
Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома»
Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают...
Игры на развитие познавательной активности ребенка
Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных точек зрения. Один...
Комплексы динамических часов для детей дошкольного возраста.
Динамический час. Организация динамического часа Динамический час проводится после дневного сна при от крытых фрамугах. Его цель — сделать более...
Проверочный диктант для детей старшего дошкольного возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как здорово, что у нас есть такой замечательный сайт, где мы обмениваемся своим интересным и бесценным опытом. В работе мне...