Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Волшебство воздуха» в старшей группе

Светлана Евсюткина
Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Волшебство воздуха» в старшей группе

МБДОУ ЦРР - детский сад "Алёнка"

г. Черногорск Республики Хакасия

Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности).

Старшая группа общеразвивающей направленности.

Воспитатель Евсюткина Светлана Викторовна.

Тема: «Волшебство воздуха».

Цель: Познакомить детей с понятием и свойствами воздуха, его ролью в жизни человека.

Обучающие задачи:

1. Познакомить со свойствами воздуха.

2. Активизировать словарный запас по теме.

Развивающие задачи:

1. Развивать естественнонаучную осведомлённость.

2. Пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

2. Формировать бережное отношение к окружающей среде.

3. Воспитывать навыки взаимопомощи и сотрудничества.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Расширение словаря по теме (знакомство с пословицами и поговорками о воздухе). Рассматривание иллюстраций современных и старинных воздушных шаров.

Ход НОД

1. Организационный момент. (3 мин)

Детям в группу пришло письмо от жителей неизвестной планеты. Жители просят расколдовать их, чтобы вспомнить название планеты и вернуться домой. Для подсказки в письмо вложили две картинки.

Воспитатель. Ребята, рассмотрите картинки: дома-природы и обычного дома. Что вы видите? (Дети перечисляют, сравнивают). Обратите внимание, как много незакрашенного, пустого места. Почему? (ответы детей) Послушайте загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Поможет нам в этом сказочный герой – Незнайка. Как вы думает, почему его так зовут? Позовите Незнайку! (появляется кукла – Незнайка)

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня в гости.

Хочу спросить: «Чем мы дышим?»

Вдохните глубоко-глубоко, а затем выдохнете.

Как вы думаете, что мы вдыхали? (ответы детей)

Ребята, почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой (ответы детей) Воздух – прозрачный, значит через него всё видно.

Воспитатель. Что ещё бывает прозрачным? Найдите прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стенки в аквариуме и т. д.)

Незнайка приглашает детей в научную лабораторию и превращает их в исследователей.

Дети произносят слова: «Влево, вправо покружились - в исследователей превратились».

2. Основная часть. (19 мин)

Дети проходят в «научную лабораторию», где всё готово к опытам.

Незнайка (берёт в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Есть ли в нём что-нибудь? (ответы детей)

Опыт 1.

• Незнайка переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в прозрачную ёмкость с водой. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно.

– Попадает вода в стакан? Почему нет?

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает в стакан воду.

• Незнайка предлагает ребятам снова опустить стакан в ёмкость с водой, но теперь уже держит его не прямо, а немного наклонив.

– Что появляется в воде? Откуда взялись пузырьки?

(Ответы детей: - Видны пузырьки воздуха. Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.)

Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Волшебство воздуха» в старшей группе

Незнайка. Ребята, вы любите пускать мыльные пузыри? Что находится внутри пузырьков? (ответы детей)

Игра «Мыльные пузыри»

Дети встают парами. Один ребёнок выдувает пузыри, а другой дует на них, так чтобы они не упали. Потом дети меняются ролями.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри».

Воды обыкновенной

В стаканчик набери.

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Соломинку простую

Сейчас возьму я в рот,

Воды в неё втяну я,

Потом слегка подую

В соломинку -и вот,

Сияя гладкой плёнкой,

Растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий,

Раскрашенный пузырь.

Опыт 2 (Как узнать, что мы дышим)

Незнайка предлагает ребятам поднести свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышать.

– Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания.

Когда на улице бывает мороз, мы говорим: «Как холодно, даже пар изо рта идёт!» Это значит - мы дышим.

Опыт 3

Ребята, а как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите. (Воспитатель следит за тем, чтобы дети слишком долго не задерживали дыхание)

Вывод: Без воздуха жить нельзя.

Воспитатель. Ребята, я знаю способ, как можно поймать воздух. Отгадайте загадку:

Твой хвостик я в руках держал.

Ты полетел, я побежал.

(воздушный шарик)

(Воспитатель показывает воздушный шарик, надувает его)

Почему шарик стал большим и упругим? (ответы детей)

Вывод: Мы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.

Танец с воздушными шарами (кинезитерапия)

Незнайка: - Ребята, хотите поиграть?

Игра «Найди правильный предмет»

Цель: Дети должны выбрать те игрушки, внутри которых есть воздух. Сказать чем они отличаются, сравнить по весу, какие они на ощупь.

(Среди разложенных разных предметов должны быть надувной спасательный круг, мяч, колесо, надувные игрушки)

Незнайка: - Как вы думаете, если эти предметы опустить в воду, что произойдёт?

Предложить детям опустить игрушки наполненные воздухом в тазик с водой.

Игрушки не тонут.

Вывод: Воздух легче воды.

Незнайка. Ребята, сегодня мы не только увидели, но и поймали воздух-невидимку.

Можно его услышать? Как это сделать?

Опыт 4.

• (Детям раздают бутылочки) Дети подносят горлышко бутылочки к нижней губе и дуют в неё – появляется звук.

• Приложить край листочка тонкой бумаги к губам и подуть вдоль неё так, чтобы появился звук.

• Дети выпускают воздух из воздушных шариков.

• Дети прикладывать пальцы к горлу во время разговора и чувствуют дрожание

Вывод: Звук появляется, когда дрожит воздух.

Воспитатель.

– Ребята, я приглашаю вас в музыкальную гостиную. (Дети слушают записи органной музыки, игры на флейте, на трубе. Рассматривают иллюстрации инструментов на экране)

– Эти инструменты называются духовыми. Каждый инструмент издаёт разные звуки. Флейта свистит как птица, гобой крякает как утка, фагот ворчит.

– Что делает артист, играющий на духовых инструментах? (ответы детей) Он направляет воздух в музыкальный инструмент. Воздух дрожит, появляются звуки.

Игра на дудочках и свистульках

Незнайка

– Ребята, что значит «чистый» и «грязный» воздух. (ответы детей)

На экране картинки: на одной – изображён город, с дымящимися трубами заводов, автомобилями. На другой – лес, горы, моря.

– Как можно сохранить «чистый» воздух? (ответы детей)

3. Заключительная часть. (3 мин)

Воспитатель.

– Ребята, вам понравилось быть исследователями?

Через какие опыты вы узнали, что воздух легче воды, воздух прозрачен, как воздух звучит?

Незнайка.

– Воздух может рисовать? Хотите проверить?

Каждому ребёнку раздаются стаканы с мыльной, цветной водой. Дети дуют в трубочки, когда появляется пенная «шапка», прикладывают к ней лист бумаги. На бумаге остаётся разноцветный отпечаток.

– Что же нарисовал нам воздух? Может это и есть неизвестная планета? Как она называется?

Детям предлагается дорисовать планету и с помощью Незнайки написать её название. Незнайка вкладывает в конверт рисунок планеты с названием. Дети поручают ему отправить письмо. Незнайка прощается и уходит.

Публикации по теме:

Презентация к логопедическому занятию «Незнайка в стране транспорта» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Безопасность» по формированию лексико.

Смотр-конкурс социальной рекламы «Здоровый образ жизни против наркотиков» В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38» с 03.12.12г. по 14.12.12г. проходил смотр-конкурс социальной рекламы «Здоровый образ жизни.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Волшебство воздуха» в старшей группе
Опубликовано: 15 сентября 2013 в 11:47
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Весна в группе». Оформление помещения группы
«Весна в группе». Оформление помещения группы. Важной составляющей педагогического процесса, является оформление помещений группы. Психическое развитие,...
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
Лэпбук «Времена года» двусторонний. Мастер-класс.
Лэпбук давно "привлёк" моё пристальное внимание к себе, но я не решалась браться за его изготовление по ряду причин. Во-первых, никак не могла...