Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД «О дрожалке и пищалке».

Галина Евгеньевна Тюрина
Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД «О дрожалке и пищалке».

Цель: формировать у детей навыки поисково-познавательной деятельности, выявить особенности образования звука и передачи его.

Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД «О дрожалке и пищалке».

Задачи:

образовательные:

• Формировать навыки исследовательской деятельности.

• Знакомить детей с элементарными понятием «звук».

развивающие:

• Развивать логическое мышление, любознательность и сообразительность.

• Совершенствовать коммуникативные навыки людей.

• Стимулировать познавательные способности при помощи эксперементов.

воспитательные:

• Создавать благоприятные условия для развития положительной самооценки детей.

• Поощрять стремление детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Использованные материалы.

• Длинная линейка.

• Спичечные коробки 2 штуки.

• Нитки, 2 тонких палочки.

• Расческа.

• 2 бумажных рупора.

• Бокал на ножке из тонкого стекла.

• Картинки (бегемот, тигр, птицы, мышь, медведь).

• Алгоритм работы со стеклом.

Ход мероприятия.

Сегодня мы будем говорить о звуке. Послушайте стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-Бах»

В очень громких сапогах

Ходит по лесу ба-бах.

И, услышав этот звук.

В ветках спрятался тук-тук,

На сосну вбежал цок-цок,

В чащу кинулся прыг-скок,

Чик- чирушка в листьях – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят.

И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

О каких звуках поэт написал в этом стихотворении?

Скажите, что такое звук?

Это то, что мы слышим.

А как записать звук на бумаге?

Люди придумали буквы.

Как же образуется звук?

Опыт с линейкой.

Линейку положить на стол так, чтобы один конец её свесился со стола и дернуть за него – линейка закачается. Сделать конец покороче и снова дёрнуть - линейка затрясётся быстрее и издаст определенный звук (загудела). Дрожит, значит гудит. Если кончик линейки короткий, линейка дрожит быстро и гудит тонким голосом, а если длинный – гудит сердитым.

Выходит, чем короче конец линейки, тем тоньше звук, а чем длиннее, тем звук сердитее?

А ещё вот что можно придумать. Взять тонкую проволочку зацепить один конец за что-то и слегка натянуть. После этого дернуть проволочку посредине – проволочка загудит. Если натянуть сильнее и дёрнуть, она пискнет тоненько. Натягивая её, то сильнее, то слабее проволочка будет пищать то тонким, то сердитым голосом.

А теперь тихонько прикоснитесь к своему горлышку и назовите своё имя. Чувствуете, горлышко дрожит. Значит, звучат только дрожащие предметы. Посмотрите на картинки животных. Густые сердитые голоса называются - низкими (медведь, бегемот, тигр). Самый низкий мужской голос называется - бас, а женский – контральто.

Тоненькие же голоса называются высокими. Высокие голоса у птиц, мышей.

Самый высокий женский голос – сопрано, мужской – тенор.

Как же передаётся звук?

Я сделала спичечный «телефон».

Делать его очень просто. Взять 2 спичечных коробка, иголку с ниткой, проткнуть донышки обеих коробок иголкой, после этого выдернуть нитку из иголки, а чтобы кончик нитки не выскочил из коробки привязать спичку.

Теперь натянем нитку между коробками и будем разговаривать. Дотроньтесь до ниточки, она дрожит, т. к. по ней бежит звук, когда мы говорим в коробочку, дрожит донышко, от него дрожит нитка, дрожь бежит по нитке на вторую коробочку и заставляет донышко тоже дрожать, и от этого получается звук.

А что дрожит, когда мы разговариваем друг с другом без телефона? Правильно воздух. Когда мы говорим, горло дрожит, от него дрожит воздух, от этого по воздуху, как по воде, бегут волны. Только в воздухе их не видно, а слышно, они и попадают к нам в ухо.

Физкультминутка:

Капля первая упала, кап,

И вторая пробежала, кап,

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап, кап запели

Намочились наши лица,

Мы их вытирали

Ножки посмотрите мокрыми стали,

Мы плечами поведем

И все капельки стряхнём.

А теперь посмотрите, как образуется звук в пустом бокале. Вначале я хочу обратить ваше внимание на то, из чего сделан бокал (из стекла).

И я хочу напомнить вам о безопасности работы со стеклом:

Со стеклом будь осторожен

Ведь оно разбиться может,

А разбилось не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат совок

И для мусора бачок-

В миг осколки соберут

Наши руки сберегут

Показать алгоритм работы со стеклом.

Опыт:

Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или указательным пальцем начнём водить по краю бокала. Появляется мелодичный звук. Дрожит стекло бокала, воздух внутри колеблется и образует звук.

Звук хорошо распространятся не только в воздухе, но и в воде, а также в металлах.

Из всего сказанного следует сделать вывод. Всё, что «дрожит» или «пищит» издаёт звук. Звук распространяется волнами, поэтому мы его и слышим.

Сегодня мы с вами «изобретём» новую «дрожалку». Это расческа. Посмотрите, дёрнешь за зубчик и она пискнет, только уж больно тихо. Вот если я поднесу к уху расческу, тогда хорошо и громко слышно, беда только в том, что вы плохо слышите. Вот поднесу ко лбу мне слышно, а вам плохо, а вот я к столу поднесу, дёрну, расческа звякнет громко. И всегда, если приложищь расческу к твердому предмету, она пищит громко, а в воздухе – слабо. А вот возьму рупор поднесу к нему расческу, как она пискнула? Да, громко. Так почему с рупором громче получается? Когда зубчик дрожит в воздухе один, он воздух вокруг себя колышит, но зубчик маленький, он мало воздуха колышет, вот звук получается тихий. А вот когда расческу поставим к рупору, он тоже задрожит, а т. к. он большой, то и воздуха колеблет больше, вот и получается звук громче.

А что же получается со столом, дверью?

А теперь проделаем опыт.

Вот представьте вы оказались с рупором в лесу, пошёл дождь, а вам очень захотелось пить. Как выйти из этого положения и утолить жажду? С помощью рупора можно напиться, повернуть широким концом кверху, а узкий к какой-нибудь посуде. В широкий конец рупора попадет сразу много капель и они стекают в узкий. Вот и бежит вода из рупора, как из водопровода. А теперь, ребята, кто понял, почему в рупор лучше слышно? У рупора один конец широкий, звука в него попадает много и весь он собирается в ухе, как в воронке.

Значит у зайца уши тоже два рупора. Ему нужны такие уши, чтобы хорошо слышать в лесу.

Сегодня мы с вами узнали, как сделать звук громче и почему у зайца длинные уши.

А сейчас мы с вами» вернёмся» в весенний лес и послушаем звуки «весеннего леса» (компьютерная запись).

Публикации по теме:

«Наш огород». Наблюдения за ростом и развитием растений Представленна презентация на тему "Наш огород" из цикла "Огород на окне"в старшей логопедической группе (от 6 до 7 лет). "У ворот шумит.

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Автор публикации:
Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД «О дрожалке и пищалке».
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 18:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выпускной утренник в подготовительной группе «Праздник для нас очень важный сегодня»....
Выпускной утренник в подготовительной группе «Праздник для нас очень важный сего дня». Звучат фанфары. Ведущий: Звучите, фанфары, и, трубы,...
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....