Папки-передвижки

Конспект НОД «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов — классиков и художников»

Алла Смирнова
Конспект НОД «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов — классиков и художников»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Образы русских богатырей в творчестве русских

композиторов – классиков и художников»

для детей подготовительной группы

Подведение итогов проекта: «Богатыри земли Русской»

(используемые технологии: технология проектной деятельности, ИКТ, технология личностно – ориентированного взаимодействия с детьми)

Публикация «Конспект НОД „Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов — классиков и художников“» размещена в разделах

Цель: Формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных образов русской классической музыки (образ богатырей) на основе взаимопроникновения различных искусств и видов детской деятельности.

Программные задачи:

1. Закрепить представления об образной природе музыки при слушании произведений композиторов – классиков М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Г. В. Свиридова, имеющих два музыкальных образа и передающие их развитие.

2. Развивать способность слышать основные темы музыкального произведения, определять выразительные средства музыки, сопоставлять характер, настроение музыкального произведения с произведениями живописи, былинами.

3. Развивать творческое воображение детей, способность увидеть образы музыки внутри себя.

4. Закрепить представление о понятии «симфония».

5. Закрепить умение детей отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

6. Воспитывать музыкально-эстетическую потребность детей знакомиться с произведениями искусства.

7. Воспитывать любовь к Родине, ее историческому прошлому, содействовать становлению нравственного облика Человека.

Предварительная работа – цикл НОД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», реализация проекта «Богатыри земли русской» в рамках самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей.

Материал:

Мультимедийная презентация.

Аудиозаписи - «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского, «Богатырская симфония» А. П. Бородин.

Репродукции картин для выставки: - художника В. Васнецова: «Богатыри», «Баян», «Пересвет», - художника А. Рябушкина -«Пир богатырей у светлого князя Владимира», М. Авилов : «Поединок Пересвета и Челубея»; художника Н. Рериха «Богатыри проснулись»; художника М. Врубеля «Богатырь».

Композиция «доспехов» и «оружия» русских богатырей (сотворчество детей и родителей).

Символы (модели).

Одежда богатыря: шлем, кольчуга, рубаха.

Словарная работа:

- расширить и обогатить словарь детей за счет слов – симфония, симфонический оркестр, музыкальные темы, былина, сказитель - Баян, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжение, булава, палица, оберег, русский народ;

- ввести в пассивный словарь – главная партия, побочная партия, церковное песнопение, церковный хор, славяне - русичи, кистень, князь.

Ход НОД

Музыкальный руководитель - Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Подумайте, о чем мы будет разговаривать? (музыкальный руководитель обращает внимание на алгоритм символов, раскрывающий содержание НОД скрипичный ключ, книга, гусли, богатырский шлем, палитра). Посмотрите на эти символы, они помогут нам при ответе.

(ответы детей). Я с вами согласна. Тем более, что, вы уже составили план нашей беседы.

Да, мы будем говорить о смелых, храбрых, мужественных защитниках нашей древней Руси – русских богатырях, которых прославляли в своем творчестве музыканты и художники.

Вспомните, как Вы готовились к этой встрече? (ответы детей).

Музыкальный руководительчитает отрывок из былины:

Как далече – далече, во чистом поле,

Тут и пыль столбом да поднимается:

Едет во поле добрый молодец,

Едет русский могучий богатырь;

Конь да будто лютый зверь,

У богатыря плечи да во косу сажень,

Он и едет во поле потешается:

Он бросает палицу булатную,

Выше лесушки бросает да стоячего,

Выше облака бросает да ходячего,

Улетает та палица, вниз спускается,

Он подхватывает да одной рукой…

Музыкальный руководитель – Как называется литературный жанр, из которого я прочитала отрывок? (ответы детей)

Музыкальный руководитель – Что такое былина?

Дети – Былины – это русские народные сказания о богатырях. Былина произошла от слова «было», «быль».

Музыкальный руководитель – А кто слагал былины о богатырях?

Дети: Сказитель – былинник – баян.

Музыкальный руководитель – Ребята, а что вы знаете о русских богатырях?

(ответы детей – защитники Руси, смелые, мужественные, защищали Русь от врагов, у них были доспехи, оружие, кони, они защищали родных и близких).

Музыкальный руководитель - Но не только из былин мы узнали о событиях далекого прошлого, о жизни и подвигах богатырей. Русские композиторы и художники в своем творчестве тоже прославляли защитников древней Руси.

Музыкальный руководитель – Я предлагаю вам поговорить о творчестве русского композитора А. П. Бородина (Слайд с портретом) Вспомните, с каким произведением этого композитора мы познакомились?

Дети -: Мы познакомились с «Богатырской симфонией».

Музыкальный руководитель – Бородин назвал свою симфонию «Богатырской». Подумайте, почему Александр Порфирьевич так её назвал? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель – Что такое симфония?

Дети: Симфония – это музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр, в нем четыре части.

Музыкальный руководитель: Да, в симфонии четыре части, и музыка каждой части «Богатырской симфонии» создает какой-то музыкальный образ и рисует картину из жизни богатырей.

Начинаем музыкальную викторину. Вы прослушаете музыкальный фрагмент и скажите, чей образ передает или о чём рассказывает музыка.

Музыкальная викторина[/i]

Музыкальный руководитель: Да, ребята, когда-то Бородин сам говорил, что в адажио медленной 3 части он желал нарисовать фигуру Баяна, в первой части — собрание русских богатырей, во второй части – богатырские игрища, в финале 4 части— сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы. А картину какого художника можно вспомнить, слушая часть симфонии. . (Ответы детей).

Музыкальный руководитель – А сейчас мы поиграем в игру «Музыкальная копилка». И сегодня мы назовем нашу копилку – богатырской. Предлагаю наполнить её словами, которыми можно охарактеризовать «Богатырскую симфонию. А поможет нам русский богатырь. Приглашаю сюда (имя ребенка, сегодня он побудет в роли богатыря. Какое имя бы ты себе выбрал?

Музыкальный руководитель – сначала наполним копилку словами о 1 части симфонии. (желтые символы). Затем 2 часть - (зеленые символы, 3 часть – синими символами, 4 часть – красными символами. А (имя воспитателя) будет записывать ваши слова.

Игра «Музыкальная копилка»

(Звучит музыка каждой части симфонии, дети опускают символы разного цвета в копилку, произнося свое слово в соответствии с характером и настроением музыки. Воспитатель записывает слова за детьми. По окончании игр воспитатель зачитывает записанные слова, которые воспроизводятся на слайде).

Музыкальный руководитель - Послушайте, какие замечательные слова вы сказали о «Богатырской симфонии».

Слайды

Музыкальный руководитель - Давайте исполним фрагмент 1 части симфонии на детских музыкальных инструментах.

Оркестр ДМИ (гл партия 1 части симфонии)[/i]

Музыкальный руководитель – А сейчас, ребята, я приглашаю вас поговорить о произведениях русских художников Виктора Васнецова, Михаила Авилова, Андрея Рябушкина, которые в своем творчестве прославляли русских богатырей и полюбоваться репродукциями картин (дает 15-20 сек. на восприятие репродукций).

Какими изображены русские богатыри на этих репродукциях? Вы можете выбрать репродукцию картины, которая нравится больше всего и рассказать о богатыре. А кто-то может рассказать словами из былины. Я вам даю время подумать.

Дети: И садились добры молодцы на добрых коней,

Пыль столбом закурилась:

Только добрых молодце и видели.

Как поехали они во чисто поле ….

…И садится тут Илья да на добра коня,

Брал доспехи крепкие богатырские,

Во-первых брал палицу булатную,

Во –вторых брал копьё бурзамецкое,

А ещё брал свою саблю вострую

И поехал он из города из Киева.

…То Тугарин с Алешей съезжалися,

Палицами ударялися –

Палицы по чивьям поломалися…

Воспитатель - Разрешите и мне поделиться своими впечатлениями (воспитатель делится своими впечатлениями о картинах).

Музыкальный руководитель – Так какие - же они, мужчины – богатыри? Назовите качества, которыми они обладали.

Дети: Сила, храбрость, решительность, благородство, бесстрашие, ум, смекалка, защита слабого.

Музыкальный руководитель – Всеми этими качествами обладает русский народ. И в своих картинах русские художники через образы русских богатырей воплотили величие и могущество русского народа. А давайте представим, машина времени перенесла нас в древний русский город на праздник и поиграем в игру «Золотые ворота».

Русская народная игра «Золотые ворота»

Музыкальный руководитель – Предлагаю вернуться к разговору о музыке. Ребята, каких еще композиторов вы знаете, в музыке которых звучат богатырские образы?

Дети: В музыке М. П. Мусоргского – «Богатырские ворота».

Музыкальный руководитель – Послушайте фрагмент произведения

М. Мусоргского «Богатырские ворота».

Звучит фрагмент М. Мусоргского «Богатырские ворота»

Музыкальный руководитель - О чем нам рассказала музыка?

Дети - Композитор Мусоргский сочинил пьесу «Богатырские ворота», где нарисовал картину народного торжества, праздника. Люди встречают богатырей и празднуют их победу.

Музыкальный руководитель - какие главные темы слышны в музыке?

Дети - праздничный колокольный перезвон и тема, напоминающая церковное пение.

Музыкальный руководитель – Да, мы как - будто слышим праздничный колокольный перезвон. (Раньше на Руси все праздники отмечались звоном колоколов, который сменяется темой церковного песнопения.

Дети слушают основные темы музыкального произведения «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского

Музыкальный руководитель - Что вы чувствовали, когда слушали музыку?

Дети -«Музыка жила в нас, переполняла, мы чувствовали себя сильными, могучими».

Музыкальный руководитель – «Ребята, а откуда вы так много узнали о композиторах, художниках, о русских богатырях? (музыкальный руководитель подводит итог).

Музыкальный руководитель – А сейчас, дети, я прошу вас посмотреть на экран. (Звучит фрагмент «Богатырской симфонии», демонстрируются слайды с репродукциями картин о русских богатырях. На последнем слайде – репродукция В. Васнецова «Богатыри»).

Музыкальный руководитель - «Когда-то Добрыня Никитич произнес богатырскую заповедь: «Добро на земле творить; и не для себя – для людей жить, чтоб Добру силы прибавить».

Мальчики, мы все надеемся, что русский богатырь, отныне, станет для вас примером для подражания. А ваши мамы, бабушки, сестренки, подружки будут, по праву, вами гордится.

Публикации по теме:

«На ярмарке русских народных инструментов». Конспект музыкальной НОД в старше-подготовительной группе Задачи: - отрабатывать умение реагировать на смену частей музыки и в соответствии с ней выполнять движения; - развивать умение различать.

Картотека русских народных игр Картотека Русско-народных игр для детей 6-7 лет. 1. Русская народная игра «Ручеёк» Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности,.

Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей»Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей» Задачи: Познакомить детей с русскими народными традициями, культурой, бытом. Прививать желание помогать друг другу и стремление радовать.

Конспект занятия «Образ матери в искусстве художников, поэтов и композиторов» Конспект Тема: «Образ матери в искусстве художников, поэтов и композиторов» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления.

Конспект занятия «Береза — красавица русских лесов» МБДОУ Красногорский детский сад №1 Номинация: «Конспект, сценарий…» Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию.

Конспект занятия по нравственному воспитанию через музыкальные произведения русских композиторов у детей в средней группеКонспект занятия по нравственному воспитанию через музыкальные произведения русских композиторов у детей в средней группе «Музыкальные эмоции» Цель: продолжать формировать представления о музыке, ее особенностях; продолжать работу по нравственному воспитанию.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель занятия: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её.

Конспект занятия «Образ птиц в музыке композиторов-классиков» Образ птиц в музыке композиторов – классиков. Цель: Приобщение детей к высоким образцам музыкальной культуры и искусства. Задачи: • Воспитание.

Педагогический совет «Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» Педагогический совет Деловая игра: «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №312.

Конспект развлечкательно-познавательной игровой программы на основе русских традиций «Прогулка с тётушкой Заботушкой»Конспект развлечкательно-познавательной игровой программы на основе русских традиций «Прогулка с тётушкой Заботушкой» ПРОГУЛКА С ТЁТУШКОЙ ЗАБОТУШКОЙ Развлекательно – познавательная игровая программа на основе русских традиций для детей школьного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов — классиков и художников»
Опубликовано: 13 июня 2018 в 23:44
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД