Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф»

Филимонова Александра Викторовна
Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф»

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф],[ф']. Буквы Ф, ф.»

Цель: знакомство с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

Задачи:

1) Образовательные:

• Изучение печатных букв Фф;

• Формирование звуко - буквенных связей;

• Учить читать слоги с данной буквой.

2) Коррекционно-развивающие:

• Развитие артикуляционной моторики;

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Согласные звуки [ф], [ф’], Буква Ф“» размещена в разделах

• Развитие фонематического слуха и восприятия;

• Автоматизация правильного произношения;

• Уточнение, обогащение и активизация словаря;

• Коррекция и развитие грамматического строя речи;

• Развитие связной устной речи.

3) Воспитательные:

• Воспитывать навыки самоконтроля.

Логопед: Ребята, к нам пришел гость, но чтобы узнать его, вам надо отгадать загадку:

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.

Кто же это? (филин)

Филин: Здравствуйте, ребята! Как же долго я до вас летел! А вы знаете, где я живу? Правильно, в лесу. Я прилетел, чтобы передать вам письмо от лесных жителей! Вот оно (вручает письмо логопеду).

У: Ребята, здесь написано, что птичкам и животным нужна помощь. Одну букву заколдовала колдунья и, чтобы ее расколдовать, надо выполнить задания. Но сами лесные жители выполнить их не могут и поэтому просят нас помочь им. Спасем букву? (да). Вот первое задание.

Я буду называть вам слова и выделять звук, а вы послушайте внимательно и попробуйте угадать, какая буква заколдована :

Флаг, фрукты, портфель, жираф.

Логопед: Какая буква заколдована? (Ф)

Логопед: Бедненькая буква. Сегодня мы с ней познакомимся, узнаем какие звуки она обозначает, выполним разные задания и спасем её.

Логопед: Чтобы язычок был послушным, нам надо размять язычок. Давайте сделаем гимнастику.

Упражнения для губ

Улыбка. (Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.)

Хоботок (Трубочка).(Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. (Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.)

Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Упражнения для языка

Птенчики. (Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.)

Лопаточка. (Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе).

Чашечка. (Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.)

Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Логопед: Вот второе задание: нужно правильно произнести звук [ф]. Возьмите свои зеркала и произнесите звук. Смотрите внимательно, нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Голосовые связки не работают.

Логопед: Молодцы, справились с этим заданием. Теперь вам нужно ответить на вопросы.

• Есть преграда? (да) Значит какой это звук, гласный или согласный? (согласный)

• Теперь потрогайте тыльной стороной ладони горлышко и произнесите звук. Есть вибрация? (нет). Значит какой это звук : глухой или звонкий? (глухой)

• Произнесите звук [ф], средняя часть языка находится снизу. Значит, какой это звук? (твердый)

• Теперь произнесите звук [ф‘], средняя часть языка находится сверху. Значит, какой это звук? (мягкий)

Значит, буква Ф обозначает два звука. Один твердый, а второй мягкий.

Давайте выполним третье задание. Я буду называть слова, а вам, когда услышите звуки [ф] или [ф‘], нужно хлопнуть в ладоши.

Фонтан, кеФир, шкаФ, Фокус, телеФон, шарФ, Фунтик, коФта, Флаг, конФета.

Логопед: Молодцы, справились и с этим заданием.

Логопед: Посмотрите на доску, это буква Ф, она обозначает два звука [ф] и[ф‘].

Логопед: Давайте посмотрим, из каких элементов состоит буква Ф? (палочка и два овала). Сколько всего элементов? (три) Теперь давайте напишем ее в воздухе, сначала палочка, потом посередине овал справа и овал слева.

У: теперь нужно выполнить следующее задание. Выложите из палочек букву Ф.

У: Молодцы, если мы будем так же хорошо выполнять остальные задания, то скоро спасём заколдованную букву.

Логопед: Теперь откройте свои буквари там, где у вас лежат закладки. Внимательно рассмотрите страничку. Сверху найдите квадрат с буквой. В квадрате какого цвета живет буква Ф? (Буква Ф живет в квадрате синего цвета) Почему? (Потому что буква Ф согласная).

Логопед: Найдите, где написаны слоги. Сейчас я их прочитаю. Внимательно послушайте, а потом прочитаем все вместе.

ФЫ/ФА/ФО/ФУ/ФЕ/ФЁ/ФИ

Логопед: прочитаем все вместе: ФЫ/ФА/ФО/ФУ/ФЕ/ФЁ/ФИ

Теперь прочитаем друг за другом по очереди.

Кто назовёт, какой третий слог? (ФО)

Какой пятый? (ФЕ) Какой первый? (ФЫ)

Кто хочет сам прочитать?

Логопед: молодцы! Теперь посмотрите ниже, там написаны слова. Давайте их прочитаем по слогам.

Фа-я /Фе-дя /Фе-ня

Фо-ма/Фё-дор/Фро-ся

Логопед: молодцы! Теперь будем читать по очереди каждый по столбику.

Логопед: Хорошо, теперь нужно прочитать слова слитно и с ударением.

Логопед: Что значат эти слова? (имена девочек и мальчиков). Правильно!

Посмотрите, сверху в углу написаны слова. Давайте их прочитаем.

ФАР-ТУК

КОФ-ТА

ШАРФ

Логопед: а как можно назвать все три слова вместе? (одежда)

Кто знает зачем нужен фартук? Фартук нужен для того, чтобы не замарать одежду. Один-фартук, а как сказать если их много? (фартуки)

Одна- кофта, а если их много? (кофты) А как ласково назвать кофту? (кофточка)

Один- шарф, в если их много? (шарфы)

А как назвать маленький шарф? (шарфик)

Логопед: молодцы! Теперь посмотрите на картинку сверху в углу. Что это нарисовано? (фартук) А что написано под ним? (фартук) Теперь посмотрите на следующую картинку. Что это нарисовано? (кофта) Значит какое слова нам надо вписать? (кофта) Что нарисовано ниже? (шарф) Значит какое слово надо вписать? (шарф).

Давайте придумаем предложение со словом фартук. (Девочка одела фартук)

Давайте придумаем предложение со словом кофта. (У Пети красивая кофта)

Давайте придумаем предложение со словом шарф. (У Тани теплый шарф)

Логопед: Ребята, осталось у нас последнее задание. Нам нужно отгадать загадки:

Когда светло, прячусь в дупло.

Ночью летаю, мышей пугаю. (Филин)

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (фонарь)

Логопед: Молодцы! Мы выполнили все задания.

Филин: Спасибо, ребята! Вы выполнили все задания и расколдовали букву Ф! Я скорее полечу к своим друзьям и расскажу, какие вы умные! До свидания!

Логопед: Какую мы букву спасли? (Ф) Какие звуки она обозначает? ([ф] и [ф‘])

Что еще мы сегодня делали на уроке? (читали слоги и слова)

Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

У: Молодцы! Вы сегодня все хорошо постарались. Но некоторым ребятам нужно быть повнимательней.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте по теме «Согласные звуки [л], [л’], буква Л» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: Согласные звуки [л], [л, ] ,буква Л. Цель: Познакомить детей с согласными звуками.

Конспект педагогического мероприятия по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» Тема: «Звук. Принцесса Гласа. Принцесса Согласа.» Целевые ориентиры: 1. Продолжать знакомить с понятием «звук». 2. Познакомить с принцессами.

Конспект занятия по обучению грамоте «Парные согласные звуки (закрепление)» Цели занятия: закрепить знания детей о парных соглас- ных, умении делить слова на слоги, ставить ударение, записывать слоговой диктант;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные звуки [С], [С’]. Буква С» Цели занятия: научить детей различать на слух твердые и мягкие согласны© звуки; познакомить с бук- вой С; научить определять место звуков.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать \ слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ж], [ш]. Согласные буквы Ж, Ш. Сочетания Жи, ши, же, ше» Цели занятия: закрепить имеющиеся знания детей о бук- вах Ж, Ш; научить правильно читать и пи- сать сочетания ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШБ; форми- ровать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки» Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук». Задачи: • Сформировать понятие «звук». • Осознание детьми фонемной.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки гласные и согласные» (повторение) Цели занятия: закрепить у детей понятие «гласные и со- гласные звуки»; учить распознавать звуки на слух, соотносить их с нужными символа.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки речи. Гласные и согласные звуки» Цели занятия: познакомить детей с понятиями «звук», «звуковичок»; рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные; научить де.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф»
Опубликовано: 27 января 2016 в 15:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД