Конспект интегрированной НОД «Огонь — друг, огонь — враг» по программе «Мир открытий»

Светлана Коржева
Конспект интегрированной НОД «Огонь — друг, огонь — враг» по программе «Мир открытий»

Конспект НОД

Составитель: Коржева С. В., воспитатель первой категории

Дата: март

Тема: «Огонь – друг, огонь - враг».

Программа: «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Направление: социально-личностное.

Основная образовательная область: безопасность.

Интегрированные образовательные области: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, социализация, музыка.

Форма проведения: групповая, образовательная ситуация.

Цель: расширение представлений детей и формирование навыков безопасного поведения.

Воспитательные: приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам поведения, воспитывать осторожность при обращении с огнем.

Развивающие: развивать чувство ответственности за свои поступки.

Образовательные: создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формировать осознание детьми важности безопасного обращения с огнём.

Планируемый результат: знание детьми правил безопасного обращения с огнём.

Методы и приёмы:

Методы: поисково-исследовательские, наглядные, словесные, практические, игровые.

Приёмы: проблемные вопросы, опыты, художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, беседа, поощрение, пластический этюд.

Оборудование: безопасный подсвечник, свеча, таз с водой, лист бумаги, султанчики, фонограмма: чередующиеся отрывки мелодии спокойного и тревожного характера.

Организация детей: свободная, сидя на ковре, стоя у столов.

Индивидуальная работа: исправлять ошибки в речи,добиваться ответов распространёнными предложениями.

Словарная работа:

Обогащение словаря: доступ воздуха

Активизация словаря: огонь – друг, огонь – враг.

Предварительная работа: изучение методического пособия Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», подготовка оборудования, чтение детям С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».

Структура:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент – свеча.

2. Сюрпризный момент.

3. Проблемная ситуация.

II. Основная часть.

1. Д/и «Огонь – друг, огонь – враг».

2. Пластический этюд.

3. Стихотворение Е. Максимовой «Огонь».

4. Д/и «Назови сказку про огонь».

5. Физминутка "Кошкин дом"

6. Опыты.

7. П/и «Огонь, вода, земля, ткань».

III. Итог.

ХОД:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Дети сидят полукругом на ковре. Воспитатель загадывает загадку:

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает.

- Как вы думаете, о чём эта загадка? (об огне)

Воспитатель зажигает свечу.

2. Сюрпризный момент. Вот и «Огонёк», что пришёл к нам в гости. Но раз он такой злой, можем мы с ним подружиться?

3. Проблемная ситуация.

- Как вы считаете, огонь – друг или огонь – враг? (ответы детей)

II. Основная часть.

1. Д/и «Огонь – друг, огонь – враг».

Давайте поиграем в игру «Огонь – друг, огонь – враг». Разделимся на две команды. Первая команда будет выбирать картинки, где изображено, как нам огонь помогает, а на вторая – картинки, где изображено, как огонь может быть опасен.

2. Пластический этюд.

Давайте поиграем. Каждый из вас возьмет султанчик, превратиться в маленькое пламя со своим характером и настроением, а я постараюсь угадать, что нам ждать от этого огня.

Дети под музыку, используя султанчики красного, желтого и оранжевого цвета, имитируют пламя костра. Воспитатель комментирует движения каждого ребёнка. Последний акцент воспитатель должен сделать на положительной оценке значимости огня для человека.

3. Чтение стихотворения Е. Максимовой «Огонь».

Огонь стал помощником для людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становиться бешеным врагом, уничтожающим всё на своём пути. Вот, что однажды случилось с древними людьми.

Послушайте, Нины, Марины, Мишутки,

Шутки с огнем – опасные шутки!

Возьмем, к примеру, пещерных людей.

У них было много пещерных детей.

Пещерные люди с охоты пришли.

И вкусного мяса с собой принесли.

Сели погреться они у костра,

И сразу вокруг собралась детвора.

Уставшие взрослые спать прилегли,

А дети тихонько к огню подошли.

Вот факел в руках у детёныша старшего,

Не видят ребята в игрушке – ужасного.

Пылающий факел несут они в лес,

Огонь затрещал и по веткам полез.

Пылают берёзки, пылают осинки!

Несчастные дети бегут по тропинке.

«Тушите, тушите, тушите быстрей! –

Кричат они взрослым. – Огонь у дверей

Но быстро огонь пожирает живое.

Взрослые вышли – от леса уголья.

Одно пепелище их взорам открылось

Вот, что из глупой игры получилось.

4. Д/и «Назови сказку про огонь».

- Кто из вас может назвать сказку или другие произведения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Дети размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кошкин дом», «Путаница».)

5. Физминутка "Кошкин дом"

Тили-тили, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Заливает кошкин дом.

6. Опыты.

Воспитатель поджигает свечу. Обращает внимание, что пламя свечи напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей в древние времена, в пещерах. Детям предлагается поднести руку к свече и почувствовать тепло пламени, но напоминает, что если слишком близко поднести руку к огню можно обжечься.

Опыт 1.

Показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: нельзя близко подходить в огню – можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню – они могут воспламениться и стать причиной пожара.

Опыт 2.

Показать детям возможности тушения пламени разными средствами (вода, песок, земля, плотная ткань). Объяснить в каких случаях их можно использовать.

Оборудование и материалы: поднос и 4 свечи (плоские, вода, песок, земля, плотная ткань.

Воспитатель ставит на поднос свечу и зажигает её.

- Ребята, представьте, что это пламя костра, вам нужно потушить его. Чем это легко сделать? (водой). Один из детей заливает пламя водой

(опрыскиватель для цветов). А если рядом нет воды, мы можем найти другие средства для тушения. Воспитатель по очереди зажигает свечи и предлагает затушить пламя песком, землей.

- Почему вода, песок, земля, гасит огонь? (ответы)

- казалось бы очень простой вопрос, но на него не так-то легко ответить. Дело в том, что огонь горит на воздухе. Но стоит огню остаться без воздуха, он начинает «задыхаться». Вода, попадая на огонь, превращается в пар, пар оттесняет воздух и без него огонь тухнет. Песок и земля сбивают языки пламени и также перекрывают доступ воздуха к огню. Поэтому не важно, чем тушить огонь – сухим песком, землей или водой. Главное – перекрыть доступ воздуха. Можно погасить пламя и плотной тканью. Например: одеялом, так часто делают, если нужно погасить горящую одежду на человеке. (Воспитатель показывает данный способ тушения свечи.)

Вывод: Огню нужен воздух, без воздуха огонь тухнет.

7. П/и «Огонь, вода, земля, ткань».

- Делимся на две команды. Одни будут изображать огонь, а другие тушить.

Дети встают стайкой, изображают огонь (прыгают, поднимают руки вверх, машут кистями рук). Вторая команда изображает, как тушит огонь лейкой – дети приседают, огонь затухает. Игра продолжается: первая команда изображает огонь, вторая команда изображает, как посыпает огонь землёй (песком) из ведра. Огонь тухнет (дети приседают, замирают). Игра продолжается: первая команда изображает огонь, вторая команда накрывает одеялом. Игра продолжается: команды меняются местами.

III. Итог.

Ребята, можем мы теперь ответить огонь – друг или враг? (ответы)

Правильно! Огонь – друг. Без него нельзя сварить обед, согреться. Огонь – враг. Если с ним обращаться неправильно, может случиться пожар.

Давайте вспомним правила обращения с огнем:

* Нельзя близко подходить в огню, можно обжечься.

* Нельзя подносить предметы к огню, они могут загореться.

* Огонь можно потушить, если перекрыть ему доступ воздуха.

Молодцы! огонек рад, что вы с ним подружились. Он не будет вас обижать, ведь вы теперь знаете правила обращения с огнём.

Используемая литература:

Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». Москва 2007 С. Маршак "Кошкин дом". К. Чуковский «Путаница». Е. Максимовой «Огонь».

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников Хочу поделится с Вами коллеги, еще одним конспектом. Надеюсь Вам понравится. Не судите строго. К сожалению к этому конспекту нет фото. ТЕМА:".

Конспекты занятия на тему: «Огонь враг или друг». Тема: «Огонь враг или друг»! Цели: - повторить правила пожарной безопасности. -познакомить с профессией пожарного. -формировать представление.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД «Огонь — друг, огонь — враг» по программе «Мир открытий»
Опубликовано: 28 сентября 2013 в 11:46
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....