Конспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группе

Валентина Косюк
Конспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группе

Цель: Расширить знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.

2. Закреплять знания об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента.

3. Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношениявсех звуков родного языка, расширять и активизироватьсловарный запас по теме, развивать диалогическую речь.

4. Продолжать учить передавать в изображении основные свойства (форма, величина цвет).

5. Прод. знакомить детей с характерными элементами росписи народов России и Осетии.

Коррекционно – развивающие:

1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление характерных признаков, обобщение.

2. Формировать интерес к осетинской, русской музыке, живописи Литературе, народно – прикладному искусству.

3. Развивать художественно – творческие способности, поэтический слух, чуство цвета, ритма, формы, композиции.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к искусству, традициям, и культуре родного края.

2. Воспитывать усидчивость умение понимать поставленную задачу, способы её достижения; проявлять настойчивость целеустремленность в достижении конечного результата.

3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду товарищей и его результатам.

Демонстрационный материал:Экран, мольберт, столы, декоративные изделия народных мастеров, указка, сигнальные значки.

Раздаточный материал:

Гуашь (жолтая, коричневая, черная, синяя, красная, подставки под кисточки, кисточки на каждого ребенка, салфетки, стаканчики с водой, плоскостная бумажная посуда на каждого ребенка.

Методы и приемы:

Нвглядный, словестный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, дыхательное упражнение, активизация словаря, вопрос – ответ, беседа.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративнго искусства, беседы, «Наша Родина Россия», «Наша республика» «Большая и малая Родина», разучивание чистоговорок, скороговорок, поговорок, о родном крае, дид. игры: «Народные промыслы», «Что лишнее», «Собери узор», «Разбитая посуда», Создание в группе мини - музея «Культура народов Осетии» прослушивание музыкальных произведений, знакомство с элементами росписи, выкладывание орнамента.

Индивидуальная работа:

Следить за правильным произношением звуков, слов,

Построением предложений, формирование правильного речевого выдоха.

Словарная работа:

Геометрический, астральный, животный, растительный, орнамент, узор. символ, прикладное искусство.

Ход НОД

1. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у нас гостей, а гость в доме это - радость.

Есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки желать всем мира, и здоровья. Давайте мы так и сделаем.

(Дети здороваются с окружающим миром, а на проекторе появляются слайды с изображением солнца, неба и земли в соответствии с текстом)

Слайд 1, 2, 3, 4.

- Дети:

- Здравствуй Солнце красное! (поднимают руки вверх)

- Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками)

- Здравствуй! Земля Родная! (поклон)

- Здравствуйте! люди добрые! (поклон)

- Всем вам желаем доброго дня!

Конспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группе

Воспитатель: Ребята, на каком языке мы сейчас поприветствовали наших гостей?

Дети: - На русском.

Воспитатель: - А почему?

Дети: Потому что мы живем в России.

Воспитатель: Правильно, ребята мы живем в нашей многонациональной, большой стране Россия, и общаемся друг с другом на русском языке.

Воспитатель: - А на каком языке вы еще можете поприветствовать наших гостей?

Дети: - На осетинском.

Воспитатель: - Поприветствуем их?

Дети: - Дае райсом хорз.

Воспитатель: - А почему вы умеете здороваться на осетинском языке?

Дети: - Потому, что мы живем в Северной Осетии – Алания.

Воспитатель: - Правильно, ребята наша малая родина Северная Осетия – Алания.

Слайд 5. (Осетия мой родной край) Звучит осетинская музыка.

Речевая настройка:

Воспитатель читает стихотворение:

Край наш Осетия – сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нем!

Все в нашем доме мы делаем вместе:

Сказки читаем и поем одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть,

Музыку слушать и танцевать!

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много беседовали, знакомились, с нашей малой родиной Северной Осетией – Алания.

А сегодня я предлагаю нам поговорить и рассказать, нашим гостям

о народном декоративно – прикладном искусстве Осетии. Вернее, об одной из важнейших частей декоративно прикладного искусства. Вы согласны?

(Ответ детей)

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Что является важнейшей частью декоративно прикладного искусства?

Дети: Частью декоративно прикладного искусства является орнамент.

Слайд 6. (Орнамент)

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен орнамент?

Дети: - Для украшения.

Воспитатель: Что украшалось орнаментом?

Слайд 7.

Дети: - Мебель, оружие, здания, застежки, пуговицы, пояса, головные уборы, одежда, обувь, инструменты, орудия труда, предметы быта, утварь, ковры.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего люди наносили орнамент на предметы, в какую силу орнамента они верили раньше?

Дети: - Что орнамент оберегает от бед, несчастий, орнамент приносит счастье, благополучие, удачу.

Воспитатель: - Правильно, ребята. А в наше время основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.

- По характеру рисунка орнамент разделяется на четыре вида орнамента, какие?

Дети: - геометрический, растительный, животный, астральный.

Воспитатель: - Перечислите, основные элементы геометрического орнамента.

Слайд 8. (Геометрический)

Дети: - (зигзаг, волнистая линия, точки, штрих, прямая линия, завиток)

Слайд 9 – (дети проверяют ответы)

Воспитатель: - Верно.

Слайд 10 - (Астральный)

Воспитатель: - Какие символы включает в себя астральный орнамент?

Дети: - Небесные символы: небо, солнце, звезды, облака.

Слайд 11 – (дети проверяют ответы)

Слайд 12. (Животный)

Воспитатель: Какие элементы включает в себя животный орнамент?

Дети: - Животный орнамент включает в себя силуэты животных, птиц: медведи, лошади, олени, туры, бараны, змеи.

Слайд 13. (Медведи, лошади, олени, бараны, змеи)

Слайд 14. (Растительный)

Воспитатель: - Перечислите элементы растительного орнамента?

Дети: - Травка, цветы, лепестки, стебли, листья, плоды.

Слайд 15. (Травка, цветы, лепестки, стебли, листья, плоды)

Воспитатель: - Правильно. Молодцы! А как вы думаете растительный орнамент существовал только в осетинском искусстве?

Дети: - Нет, растительный орнамент использовался и другими народами.

Воспитатель: - Правильно, ребята, растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном искусстве многих народов, и особенно народами нашей большой Родины - России.

- С какими народными промыслами России мы уже знакомы?

Дети: - Гжель, Хохлома, Жостово.

Слайд 16. (Гжель, Хохлома, Жостово)

Покажите и назовите, пожалуйста, где какой народный промысел представлен на экране?

Дети показывают где Гжель, где Хохлома, где Жостово.

Воспитатель: - Правильно. Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, сегодня день у нас особый

Я приглашаю вас друзья

А вы со мной идти готовы?

(Ответ детей)

В чудесный мир зову вас я!

Дети: - Ребята, я приглашаю вас в город на ярмарку, мы там рассмотрим и расскажем о народных промыслах.

Слайд 17. (Ярмарка)

Начинает звучать музыка «Ах, ярмарка»

Воспитатель: Как вы думаете, какой промысел перед вами?

Дети: - Гжельская роспись.

Воспитатель: - Какие особенности этого промысла?

Дети: - Использование синих цветочных рисунков на белом фоне.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Белыми цветочками,

Нежными виточками.

Воспитатель: - Как вы считаете, какой промысел представлен сейчас?

Дети: - Хохлома.

Воспитатель: - Как вы думаете, что особенного в этом промысле?

Дети: - Использование желтого, черного, и красного цвета, растительный узор.

Редкие, мудрые формы природы,

Птицы, и петли, круженья, разводы,

Листья и стебли, травы, цветы.

Воспитатель: - Какой промысел представлен сейчас?

Дети: - Жостовский.

Как вы считаете, что особенного в этом промысле?

Дети: - Расписные подносы, с яркими цветами и фруктами.

Вот жостовский черный изящный поднос,

С букетом из лилий, тюльпанов и роз.

Воспитатель: - Правильно. Молодцы!

Ребята, можно сказать, что в русском искусстве растительный орнамент нашел самое широкое применение?

(Ответ детей)

Воспитатель: - А как вы думаете, можно ли по музыке определить, чей орнамент.

(Ответ детей)

Воспитатель: - Отлично. Тогда я предлагаю вам следующее: на столе представлены орнаменты разных народов.

Сейчас вы слушаете музыку, определяете, какому народу она принадлежит, и находите орнамент, подходящий к этой мелодии.

(звучит музыка, дети определяют с помощью орнамента, какому народу она принадлежит)

Дид. игра: «Послушай и определи»

Воспитатель: - Правильно. Молодцы! Понравилось вам на ярмарке?

(Ответ детей)

Воспитатель: - Пришла пора возвращаться в детский сад, а перед дорогой немного разомнемся.

Слайд 18. (горы)

Динамические упражнения – речь с движением:

Раз, два, три, четыре, пять – (прыгают)

В горы мы пойдем гулять - (шагают)

Свежим воздухом дышать – (Вдох через рот, выдох через нос, щеки не надуваем)

Воспитатель: - А какой же дорогой мы будем возвращаться в д/сад?

Слайд 19. (Дорога)

Скороговорка:

От города дорога в гору, до садика – с горы.

Воспитатель: - Вот мы и в детском саду.

(Перед детьми выставляется доска с образцами одежды, обуви, головного убора ранее расписанными ими осетинским орнаментом)

Воспитатель: - Ребята, что мы с вами уже расписывали осетинским орнаментом?

Дети: - (Одежду, обувь, головные уборы)

Воспитатель: - Правильно, а сейчас я хочу предложить вам расписать осетинским орнаментом посуду и пополнить нашу выставку. Вы согласны?

(Ответ детей)

Дети по желанию выбирают плоскостную бумажную посуду: чашу, кувшин, или тарелку, кладут на свои столы.

Воспитатель: - Ребята, давайте разомнем наши пальчики перед работой.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы будем разминать,

Хотим мастерами умельцами стать.

Чтобы легко осетинский узор составлять,

Нашу Осетию прославлять

Воспитатель: - Какими элементами можно украсить посуду?

Слайд 20. (Образцы)

Дети: зигзагом, точками, волнистой линией, штрихами, прямой линией, завитками, растительным орнаментом.

Слайд 21. (Образцы посуды)

Воспитатель: - Не забывайте, что узор надо располагать через одинаковый промежуток тогда получится красивый орнамент. Дети принимаются за работу.

На протяжении самостоятельной деятельности детей звучит спокойная национальная мелодия. Воспитатель помогает детям советом, индивидуальным показом.

Готовые работы дети выставляют на выставку.

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по коммуникации в старшей логопедической группе «Сказка о капризной принцессе» Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по коммуникации в старшей логопедической группе. «Сказка о капризной принцессе».

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «В поисках Дюймовочки» Цель: - активизировать речь детей по теме первоцветы, познакомить с семенами растений. Задачи: - развивать связную речь, внимание, память,.

Конспект НОД по лепке «Елочное украшение» в старшей группе Конспект НОД по лепке: «Украшение для елки» Цель: Закрепить навыки ручного труда; развивать фантазию, творчество Задачи: 1. Расширить.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группе
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 15:59
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лепбук по экологии.
Уважаемые коллеги, представляю Вам мой первый лепбук по экологии. Делала я его из картинок, которые представлены на портале maam. ru. Состоит он из трех...
План на неделю «Герои великой войны»
Дата Временные отрезки Циклограмма Совместная деятельность педагога и ребенка Самостоятельная деятельность детей в развивающей среде Тема недели. Герои...
«Психолого — педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
«Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях логоритмики»...
Сценарий посвященный 9 Мая «Мы помним, мы гордимся»
( Дети заходят под военным марш. Садятся на свои места) Ведущая : 9 мая – День Победы, светлый и радостный праздник! Много лет тому назад в этот день...
Открытое занятие на тему: «По местам боевой славы» Подготовительной группы №6...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №276 Открытое занятие на тему: «По местам боевой славы» Подготовительной группы №6...