МААМ-картинки

Конспект НОД по анализу литературного произведения — русской народной сказки «Каша из топора» в старшей группе

Наталья Давлетшина
Конспект НОД по анализу литературного произведения — русской народной сказки «Каша из топора» в старшей группе

Цели:

- создать условия для усвоения обобщенной модели анализа литературного произведения; - научить анализировать литературные тексты: выделять героев произведения, определять их цели, перечислять действия, помощников, тех, кто мешал добиться цели, результат и формулировать жизненное правило;

- упражнять в выделении имени признака «действие»

- воспитывать умение работать коллективно, слушать и слышать друг друга.

Предварительная работа.

Публикация «Конспект НОД по анализу литературного произведения — русской народной сказки „Каша из топора“ в старшей группе» размещена в разделах

Чтение сказок, при обсуждении выявление положительных и отрицательных поступков героев, решение проблем героев, фиксирование внимания детей на жизненных правилах, которые «дарят» герои, чтение сказки «Каша из топора», рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр мультфильма «Каша из топора».

Оборудование.

Иллюстрации с героями из сказки, таблица для заполнения, маркеры.

Ход:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем заниматься очень интересным делом, это я помню, а что именно будем делать- забыла, но только помню, что значок у одного из наших гостей, которого надо угадать по описанию, а описание у меня на листе бумаги. Поможете мне найти этого человека?

Воспитатель описывает гостя, которому вручил значок до начала занятия.

Дети находят гостя по описанию.

Воспитатель: А теперь необходимо очень вежливо попросить нашего гостя, чтобы он отдал нам наш значок.

Дети просят.

Гость отдает значок, на котором схематичное изображение анализа литературного произведения.

Дети благодарят гостя.

Воспитатель: Дети, я вспомнила, что мы будем делать? А вы знаете, что обозначает этот значок?

Дети: Да, мы будем сегодня работать со сказкой (анализировать сказку).

Воспитатель: ребята, а какие сказки мы с вами читали, давайте вспомним?

Дети перечисляют по очереди названия сказок.

Воспитатель: Но сегодня мы будем говорить об одной сказке и анализировать ее. А какая это будет сказка, нам поможет угадать «Волшебный мешочек».

Демонстрирует мешочек.

Воспитатель: Ребята, попробуйте угадать, что находится в мешочке, не открывая его.

Дети наощупь через мешочек пытаются определить, что в нем находится.

В мешочке гречневая крупа.

Дети: Это крупа.

Воспитатель: Подумайте и скажите, о какой сказке мы сегодня будем говорить.

Обсуждение предлагаемых ответов и отгадывание названия сказки.

Дети: Это сказка «Каша из топора», потому что в мешочке крупа, а крупа необходима для того, чтобы сварить кашу.

Воспитатель: Вы верно угадали, молодцы! А кто автор этой сказки? Кто ее написал?

Дети: Это русская народная сказка. Ее автор или ее написал русский народ.

Воспитатель: Верно, дети, это русская народная сказка и сегодня мы будем ее анализировать, для этого нам понадобится таблица.

Воспитатель показывает на таблицу, нарисованную на доске. Рядом размещает значок анализа литературного произведения и уточняет у одного из детей, чем будут заниматься сейчас.

Воспитатель: С чего мы начнем наш анализ? Что будем делать сначала?

Дети: Будем называть, перечислять героев сказки.

Воспитатель: Верно, кто назовет мне героев сказки «Каша из топора»

Спрашивает одного из детей. Ребенок перечисляет героев: бабка и солдат.

Воспитатель предлагает выбрать иллюстрации этих героев и разместить на доске.

Воспитатель: Леша, скажи, сколько у нас в этой сказке героев по количеству?

Ребенок: По количеству героев два.

Воспитатель: Назови их.

Ребенок: Бабка и солдат.

Далее заполняют таблицу по горизонтали, сначала один персонаж, затем другой - идет работа по анализу каждого персонажа (по горизонтали в верхнем ряду над героями значок "Г", цель (обозначается одной буквой "Ц", действия ("Д", помощники("П", кто мешал ("М", результат ("Р", черты характера (рисунок сердечка, совет ("С") или жизненное правило). При заполнении последней графы – совет или жизненное правило, дети дают совет сказочному герою, а воспитатель называет пословицу или поговорку, которая соответствует этому жизненному правилу, которая заучивается с детьми. Таким образом, идет сбор копилки «Секреты сказок» (Алгоритм работы разработан Сидорчук Т. А)

После заполнения половины таблицы или по мере утомляемости детей проводится динамическая пауза.

Воспитатель предлагает детям превратится в героев сказки и показать их действия.

Превращаемся в солдат и маршируем, как солдаты на параде, маскируемся и сидим тихо в засаде, мешаем кашу, пробуем, показываем, как солдат надевает ранец. Превращаемся в бабушек – показываем, как тяжело ходить старой бабушке, как бабка удивляется, как ест вкусную кашу. Превращаются в детей и садятся на свои места.

в таблице:заполняется схематично, те слова которые невозможно изобразить схематично, записываются.

Г:Солдат

Ц - какая была у героя цель: Утолить свой голод

Д- что делал, чтобы добиться цели: Постучался, попросил, варил, мешал, пробовал, перехитрил.

П - что помогало: Находчивость, топор

М- что мешало: Жадность бабки

Р- результат: «+»- добился своей цели

Сердечко- черты характера: Настойчивый, находчивый, умный, сообразительный, смекалистый.

С - совет: «Находчивый нигде не пропадет»(груз)

«И сила уму уступает».

«Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу».

Г: Бабка

Ц:Сохранить свое имущество

Д:Притворялась, плакалась

П:Способность притворяться, притворство

М: солдат

Р: «-»

сердечко:Жадная, скупая, глупая

С: «Как не хитри, а правды не перехитришь»

«Скупой платит дважды».

После того, как таблица заполнена, воспитатель спрашивает: Ребята, что мы с вами делали сегодня?

Дети: анализировали сказку «Каша из топора»

Воспитатель: Как мы это делали? В какой последовательности?

Вызывает одного из детей, который перечисляет этапы работы.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие советы дают нам герои?

Вспоминают и проговаривают жизненные правила из сказки.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо потрудились и за ваш труд у меня есть для вас сюрпризы – леденцы (чупа-чупс). Спасибо всем за работу.

Воспитатель раздает детям леденцы, при этом проговаривая и акцентируя внимание на заслугах каждого ребенка, дети прощаются и выходят из группы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Рыбалка»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Рыбалка» ель: Учить детей считывать схемы признаков (цвет, форма, части, материал, действие, вкус и т. д.) и описывать по ним объект, подбирать разные.

План-конспект занятия в подготовительной группе. Анализ русской народной сказки «Сивка-Бурка»План-конспект занятия в подготовительной группе. Анализ русской народной сказки «Сивка-Бурка» Программное содержание: Учить детей анализировать линии литературного произведения. Формировать устойчивое желание работать с текстом. Учить.

Автор публикации:
Конспект НОД по анализу литературного произведения — русской народной сказки «Каша из топора» в старшей группе
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 10:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД