Конспект НОД по детскому экспериментированию «Почва и ее свойства»

Олеся Духанина
Конспект НОД по детскому экспериментированию «Почва и ее свойства»

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с понятиями «почва», «песок», «глина»

2. Познакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

3. Закрепить и уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни растений

4. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.

5. Закреплять правила безопасного обращения с огнем.

Материал:

коробка с образцами глины, песка и почвы; сухое горючее; горелка; блюдце; стеклянная пластина; железные баночки; лист бумаги, разделенный на 3 части, условные обозначения, карточки (вода, воздух и их отсутствие)

Ход НОД:

С почты для детей старшей группы доставлена посылка.

Вос-ль: От кого это посылка? Ребята, помогите ее открыть, и тогда мы узнаем, от кого она.

В посылке лежат образцы почвы, глины, песка, и вложено письмо от доктора Айболита:

«Уважаемые исследователи! Я сейчас в пустыне, лечу больных зверей. Вот только здесь мало растений, почему? Как в таких условиях могут жить звери? Помогите!»

Вос-ль: Ребята, хотите ли вы помочь Айболиту? Тогда нужно разобраться, что же такое пустыня? Почему там мало растений? Что надо растению для жизни и роста? (вода, свет, тепло, почва).

Вводятся условные обозначения- карточки.

Вос-ль: А что нужно растениям в пустыне?

Воспитатель показывает условные обозначения, дети отвечают, есть ли это в пустыне:

1. свет

2. тепло

3. почва

Вос-ль: Почва – что это такое? (Это верхний плодородный слой земли). Утром мы с вами проводили опыт и узнали, из чего состоит почва (песок, глина, остатки растений).

Дети еще раз рассматривают результат опыта: почва, ее составляющие в стакане с водой.

Вос-ль: Для дальнейших исследований предлагаю пройти в лабораторию вместе с образцами почвы, глины, песка. Как вы думаете, есть ли в почве что-нибудь кроме песка и глины?

Опыт

Вос-ль: Бросим комочек земли в стакан с водой. Что вы заметили? (пузырьки) Почему появились пузырьки? Что это означает? почве есть воздух).

(Если дети не увидели пузырьки, то опыт повторить)

На мольберте укреплен лист-схема, в котором дети в нужной колонке ставят условное обозначение.

Песок Почва Глина

Тот же самый опыт проводится с песком, глиной. Результат вносится в таблицу.

Вос-ль: Что показал нам опыт? почве есть воздух, а в глине и песке его нет) Что еще нужно для жизни и роста растений?

4. Вода.

Вос-ль: Хотите это проверить? Но прежде, чем проводить исследование на наличие воды в почве, песке и глине, вспомним правила обращения с огнем: (Спички детям брать нельзя. Не подносить руки к огню. Не дуть на огонь.) Молодцы!

Опыт

Вос-ль: Что бы узнать, есть ли в почве вода, кладем почву в железную банку, накрываем стеклянной пластиной. Что видим на пластине? (капельки воды) Почему? почве есть вода) Отмечаем ее на схеме.

Этот опыт проводится с глиной, песком. Результаты отмечаются в схеме.

Вос-ль: Наша схема заполнена. Кто может подвести итог: почему в пустыне так мало растений? (ответы детей). Действительно, ребята, в пустыне нет почвы, а есть песок. А в песке нет воды и воздуха. Схему, которую мы составили, положим в конверт, что бы позже отправить доктору Айболиту.

(отметить активность детей (спросить у детей, как они считают, кто достоин получить звездочку).

Публикации по теме:

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста". Сентябрь. 1. «Свойства песка».

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД по детскому экспериментированию «Почва и ее свойства»
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 12:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс: «Ширма для настольного театра «Времена года»
2018 год объявлен Годом Театра, в рамках которого воспитатели нашего детского сада провели большую работу по обновлению уже имеющегося игрового материала...
Рассматривание и сравнение цветущей глицинии и сирени с детьми старшей группы
Уважаемые коллеги! Недалёко от нашего детского сада на старом купеческом доме растёт глициния - чудесная декоративная лиана. В настоящее время лиана...
Дидактическая игра «Продолжи мордовский орнамент»
Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр...
Конспект НОД во второй младшей группе по русской народной сказке «Курочка Ряба»
Коммуникация. Художественная литература. Цель: способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством....
Конспект физкультурного занятие на воздухе в подготовительной группе «Пожарные учения»
Тема: «Пожарные учения» Цель: Через подвижные игры, обеспечить оздоровление детей на свежем воздухе. Задачи: Закрепить в игровой форме навыки выполнения...