Конспект НОД по ФЦКМ «Хлебушко-хлеб» в старшей группе

Лювена Евдокимова
Конспект НОД по ФЦКМ «Хлебушко-хлеб» в старшей группе

Цель:

Закрепить знания детей о том, как хлеб попадает на стол, в сравнении настоящего времени с прошлым.

Задачи:

Образовательные.

Расширять словарный запас по теме, кругозор детей.

Познакомить с многообразием хлебобулочных изделий; с орудиями труда прошлого.

Уточнить профессии людей участвующих в процессе изготовления хлеба.

Закреплять навыки лепки из соленого теста.

Развивающие.

Находить сходство и различие во всходах пшеницы и ржи; побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одного и того же объекта в разных условиях.

Учить анализировать и делать выводы.

Развивать внимание, речь, познавательную активность.

Воспитательные.

Воспитывать мотивацию к занятию.

Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду земледельцев.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение, музыкально - художественная.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.

Оборудование: тарелки с крупами, с зернами; гербарий «пшеница», «рожь»; флешкарта с презентацией «Путь хлеба», ноутбук, экран, проектор, флешкарта с музыкой и звуком; каравай, рушник; в музей: продукты, сделанные из зерна, скатерть, подносы, сито, коса, колоски пшеницы, ржи, ячменя, овса, бочка для теста, альбомы «Как растили хлеб раньше», «Как растят хлеб сейчас», «Хлеб в картинках», «Злаки в картинках», «Хлеб», папка «Устное народное творчество. Хлеб»; стаканчики с посевом зерен для наблюдений; соленое тесто, клеенки, стеки, нарукавники, шапочки медецинские, подносы, тарелочки, влажные салфетки, поднос, образцы поделок; скамейка, половник, детские русские костюмы.

Предварительная работа: проект «Как хлеб на стол пришел?».

Организационный момент.

- Ребята, что у меня в руках? (каравай)

- Какой он? (Праздничный, красивый, круглый, ароматный, румяный, вкусный).

-Хотите его попробовать?

-Его попробует тот, кто будет выполнять правила:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Самые активные, воспитанные и трудолюбивые дети попробуют этот каравай. Потому что, поговорка гласит: «Кто не работает, тот не ест». Запомнили? Повторите, пожалуйста, поговорку.

- Ребята, скажите мне, о чем мы будем говорить? (о хлебе)

- Мы вспомним, какой хлеб проходит путь, прежде чем попадает к нам на стол. Будем сравнивать, как раньше много лет назад растили хлеб и как сейчас взращивают хлеб.

1 слайд

Путешествовать в далекое прошлое мы будем на машине времени. Что такое машина времени?

Основная часть.

1.Познавательно- исследовательская деятельность с зерном.

- С чего начинается путь хлеба? Отгадайте загадку:

В землю теплую уйду,

К солнцу колоском взойду,

В нем таких, как я

Будет целая семья. (зерно)

- Зерна - это семена. Сначала нужно подготовить семена.

а) «Выбери зерно».

- Из тарелки надо выбрать только зерно и положить в соседнюю тарелку. (по группам)

б) «Сравни зерна»

- Посмотрите на зерна. Они одинаковые или разные?

- Чем они отличаются? (длина, форма, цвет)

- Это зерна какого растения? (гербарий пшеница, рожь)

2. Рассказ «Как растили хлеб раньше».

-Семена подготовили. Теперь что надо делать? (сеять)

- Сейчас мы отправимся в далекое прошлое и посмотрим, как сеяли зерно. Сели в «кресла», пристегнули ремни, закрыли глаза (звуки "Ремни безопасности", "Сигнал заднего хода").

2 слайд

- Мы на поле, весна. Это крестьянин – человек, который работает на земле, растит хлеб (картина Ильи Ефимовича Репина "Лев Николаевич Толстой на пашне”, 1887). Землю надо вспахать.

3 слайд

- Пахали с помощью сохи. Потом проходили бороной. Теперь можно сеять.

4 слайд

На шею вешали лукошко с зерном, ходили по полю и сеяли зерна. (картина Г. Г. Мясоедов «Сеятель»)

5 слайд

-Когда приходило время жатвы (сбор урожая зерновых - Пимоненко Николай «Жатва на Украине») все крестьяне вместе с семьями шли на поле.

6 слайд

Старшие дети приглядывали за маленькими, взрослые работали: серпом (картинка) срезали колосья,

7 слайд

связывали в снопы (Хейвуд Харди «Сноп пшеницы на фоне церкви»).

- Хочешь есть калачи- не сиди на печи- гласит русская пословица (повторяю). Вы догадались, о чем идет речь?

- Правильно- хочешь калачей- трудись.

а) Сценка «Труд кормит, а лень портит».

На скамье лежит ленивый ребенок - Тит. Рядом с ним большая деревянная ложка или половник.

Ведущий: Труд кормит, а лень портит.

Выходят двое детей.

1 ребенок: Не колода лодырь, не пень

А лежит целый день,

2 ребенок: Не жнет, не косит

А обедать просит.

1 ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит (отварачивается.)

2 ребенок: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка? (Садится на скамью, показывает большую ложку.)

1 и 2 вместе: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Ведущий: Не любили лентяев в народе. Смеялись над ними.

б) Исполнение песни («Песенка о хлебе», сл. П. Кагановой, муз. В. Витлина).

-Чтобы веселее было работать, пели песни. И мы с вами знаем песнку о хлебе. Давайте встанем и споем ее. (Поют и выполняют движения по тексту).

8 слайд

- Снопы просушивались в овинах,

9 слайда затем свозились в гумна. (А. Г. Венецианов «Гумно»).

10 слайд

- Здесь хлеб молотили цепами (вырубленными из березы сучьями определенной формы – картина, отделяли зерно от сора.

11 слайд

Дальнейшая обработка зерна проходила на мельницах, в основном водяных;

12 слайд

значительная часть зерна мололась на ручных мельницах с каменными жерновами.

- Как вы думаете, легкий этот труд или тяжелый? Почему? (ручной, нужно много силы прикладывать).

3 Рассказ «Как растят хлеб сейчас».

13 слайд

-Сейчас мы вернемся в свое время и посмотрим, как пашут землю и сеют сейчас. (звуки)

- Чтобы облегчить свой труд, человек придумал много машин.

14 слайд

Этот трактор, железный конь, пашет (фото трактор пашет, плуг)

15 слайд

и сеет (фото трактор сеет, сеялка).

-Зерна посеяли. Из зернышка вырастет (колосок). Что нужно маленькому росточку, чтобы вырасти? (свет, тепло, вода, уход).

а) Наблюдение «Взращивание зерновых культур»

-Мы с вами тоже 11 октября посадили зернышки и наблюдаем за ними. Расскажите, пожалуйста, ребята.

-Какие зерна посадили?

-Как ухаживаете?

-Где зерна проросли? (И т. д. с каждой группой)

- У нас вырастут такие же колоски как в поле? Почему? (нужны много света и тепла, и места)

16 слайд

-На поле вырастет целое поле колосков (фото). Сначала поле какого цвета?

17 слайд

- А потом становится каким? (желтым, золотым) (И. И. Шишкин «Рожь»)

б) П/и «Зернышки- колосок».

Цели: развивать слуховое внимание, быстроту реакции, ловкость.

На команду «Зернышки»- бегают легким бегом по залу, на команду «Колосок»- встают в круг, берутся за руки.

-Летом в конце июля в начале августа начинается уборка зерновых культур.

18 слайд

- Посмотрите на картинку: вот идет по хлебному полю (так говорят хлебное поле) комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают зерно, которое поступают в бункер.

19 слайд

- Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовая машина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов. Комбайны продолжают работать, а машины едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправить.

20 слайд

- А отправить его можно на элеватор или на мельницу. Элеваторы- это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор,пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая.

21 слайд

- Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку (фото). Его отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине покупают муку все, кто хочет испечь блины еще что?

22- 28 слайды

(картинки хлебобулочных изделий)

- Легка ли дорога хлеба сегодня к нашему столу? Почему?

- Кто знает, как испечь хлеб?

в) Составление рассказа «Как испечь хлеб?» по слайдам.

29- 37 слайды

- Чтобы испечь хлеб, надо.

4. Лепка из соленого теста.

- Мы сейчас пойдем в пекарню и будем пекарями. Испечем хлеб из соленого теста для игры в магазин. Кто выберет белое тесто, будут печь пшеничные батоны. Кто выберет темное тесто, будут печь ржаные караваи. Оденем спецодежду, чтобы соблюдать чистоту в пекарне. Подготовим руки.

а)Пальчиковая гимнастика

Бублик

Баранку,

Батон

И буханку

Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

(Большой и указательный пальцы образуют круг. Большой и средний пальцы

образуют круг. Большой и безымянный пальцы образуют круг. Большой и мизинец образуют круг. Имитация лепки хлеба.)

б)Показ выполнения воспитателем.

в)Самостоятельная работа детей. (Музыка)

Во время лепки индивидуальная работа по развитию речи:

- У тебя какое тесто?

- Из какой муки замесили?

- Из каких зернышек намололи муку?

Итог.

- Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его. Шоферы доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы. Мукомолы мелют его. Пекари выпекают хлеб.

Хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку.

Дети читают стихи:

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем – Земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил! (С. Погорельский)

- Сегодня у нас в группе будет работать музей хлеба и мы с вами еще раз вспомним все, о чем говорили.

- Скажите, что вы сегодня узнали нового?

- Какие новые слова узнали?

- Какие поговорки запомнили?

- Сегодня все хорошо поработали, всех угостим вкусным караваем.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей от 3 до 5 лет «Сельский дворик» Цель: расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Домашние животные"; учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей;.

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад!» .

Автор публикации:
Конспект НОД по ФЦКМ «Хлебушко-хлеб» в старшей группе
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 20:35
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...