Папки-передвижки

Конспект НОД по ФКЦМ  (ознакомление с социальным окружением) «В казачьей избе» в старшей группе «Глиняная посуда»

Елизавета Сердитых
Конспект НОД по ФКЦМ  (ознакомление с социальным окружением) «В казачьей избе» в старшей группе «Глиняная посуда»

Конспект НОД по ФКЦМ  (ознакомление с социальным окружением

Целевой ориентир: прививать любовь к малой Родине.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»

Технологии, методы, приё мы: личностно-ориентированные технологии: коммуникативное общение; технология обеспечения эмоционального благополучия ребёнка.

Задачи:

Познакомить детей с бытом Кубанских казаков;

Публикация «Конспект НОД по ФКЦМ  (ознакомление с социальным окружением) „В казачьей избе“ в старшей группе „Глиняная посуда“» размещена в разделах

Познакомить детей с процессом изготовления глиняной посуды;

• Развивать познавательный интерес к истории своего народа;

• Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю; бережное отношение к музейным экспонатам.

Оборудование:

• мультимедиа-проектор, ноутбук, экран;

• макет кубанское подворье;

• презентация «Глиняная посуда»;

глиняная посуда.

Ход НОД:

(Занятие проводиться в кубанском уголке или мини-музее)

Казачка : - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите-проходите. Я рада снова вас увидеть и встретить хлебом-солью.

- Издавна так повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.

- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. (Казачка приглашает детей сесть на лавки возле печки)

- В каждом доме в малой хате находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. "Стол- то же, что в алтаре престол" (алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма; престол - высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия.

- Но чтобы приготовить еду, угостить гостей или испечь хлеб, необходимо иметь набор посуды.

- В каждом доме была "горка" - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. Первая посуда была из глины и дерева. Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная керамикой. А как же её изготавливали? Я вам расскажу и покажу.

Физминутка. «Привезли мы глину с дальнего бугра».

Привезли мы глину с дальнего бугра.

(едут на «лошадке», руки вперед, сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)

Ну - ка за работу чудо мастера!

(руки на пояс, наклоны влево – вправо)

Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу,

(показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»)

Высушу, узором я его украшу.

(дуем, воображаемая кисточка, рисуем)

Кринки и кувшины, плошки и чашки

(показываем ладошкой правой вправо, затем левой влево, с наклоном туловища)

В жаркой печке обретут яркие рубашки.

(показать руками «рубашки», руки на пояс)

- Как назвали людей изготавливающих глиняную посуду? (Людей, которые делали глиняную посуду, называли – гончары.) В какое время года занимались её изготовлением и почему?

-Чаще всего занимались изготовлением глиняной посуды поздней осенью или зимой. Закончены работы в поле, собран урожай в огороде. Нужно было подготовить глину, ее брали недалеко от большой дороги у деревни. Привозили домой на лошади.

- Расстилали, сотканный собственными руками половик – холст ткани изо льна. На нем нужно было месить глину, топтали ее прямо ногами. Когда глина готова. Брали специальную скамью с колышком, ставили на колышек гончарный круг, раскручивали его и из куска глины вытягивали плошку, кринку…

- Когда кринка готова кладут ее на полку, чтобы высохла. Затем на печь, на печи сушат дольше. Смазывают внутри тряпочкой мазью (автолом или дегтем)

- Окатывают внутри свинцовым порошком. Расплавится свинец на печке, станет, как вода, забулькает, но нужно еще ждать, чтобы перегорел, получится порошок. Этим порошком внутри и окатывают тонким слоем. Затем предстояла самая сложная процедура – лудить горшки, обжигать.

Для этого были специальные печки – Лудильницы. Их делали на окраине деревни или в конце огорода. Эти печки были тоже из глины.

- Прикрывали черенками от старой посуды, чтобы выходила влага, когда посуда накалиться. Затопляли печь самыми лучшими дровами, самыми жаркими дровами, Ими печь накаливали так, что посуда становилась с бела. Печь 3-4 часа топили хорошими дровами. Утром доставали посуду из печи, черенки, которые прикрывали печь, рядом складывали и доставали остывшую посуду, печь прикрывали листом железа, чтобы не намокла. Иногда украшали посуду, посередине кринки, плошки – окалой. Это раскаленная медь, ее капали по кругу. Затем готовые горшки везли в на рынок, или в соседние деревни и продавали.

- Гончары изготавливали посуду различных форм и размеров. У каждой было своё предназначение, и форма изделия специально подбиралась.

- Кубышка – широкий сосуд с круглым туловом и узкой горловиной служил для хранения масла. В братине – подавали еду к столу. В опарнице ставили подходить тесто. В корчаге кипятили воду, ставили бродить квас. В крынке (глэчике) – хранили молоко, сливочное масло, сметану. Макитра – большой широкий горшок, предназначался для солений, варенья, для теста. В кувшине подавали напитки к столу. В миске (тарелке) – подавали еду и ели из неё.

- Сегодня я вам предлагаю создать посуду самим. Рассаживайтесь за столы, берите в руки пластилин, разомните его, а пока разминаете, подумайте, какую бы вы посуду хотели вылепить. Подумали? Приступайте к изготовлению казачьей посуды, а затем разместите ее на выставке. (Дети лепят посуду под казачью музыку)

Прикреплённые файлы:

glinjanaja-posuda_s0tjk.pptx | 2230,14 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД «Создаем книгу настроений» Тема: Создаем книгу настроений Цель: Активизация и обогащение эмоционального-чувственного опыта детей, развитие эмпатийного поведения. Материалы:.

Конспект НОД ознакомление с предметным и социальным окружением «Папа, мама, я — семья» Конспект НОД ознакомление с предметным и социальным окружением "Папа, мама, я - семья" Задачи: Формировать первоначальные представления.

Конспект НОД по ФКЦМ — ознакомление с социальным окружением «В казачьей избе» во второй младшей группе Целевой ориентир: прививать любовь к малой Родине. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных.

Конспект по лепке «Плошка, макитра. Глиняная посуда» (региональный компонент) Целевой ориентир: ребенок знаком с предметами посуды кубанских казаков, умеет лепить некоторые виды посуды (плошки и макитры, работает.

НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Книга — наш друг»НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Книга — наш друг» "Книга- самый лучший друг" Цель: Дать детям представление о книгах, библиотеке, о правилах обращения с книгой,правилами для читателей. Воспитывать.

НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Цель: учить детей групптровать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым и друг другу. Оборудование: картинки с изображением.

Организованно-образовательная деятельность по познавательному развитию (ознакомление с социальным миром) в старшей группе Тема: «Герб, флаг России и Белгородской области». Программное содержание: Познавательное развитие: • Закрепить знания о государственных.

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром ННОД: «Такие разные колокола». Автор-составитель: Чухутова С. Б. Образовательные области: Социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая, познавательная,.

Перспективное планирование «Ознакомление с природой, с предметным и социальным окружением» (6–7 лет) (Февраль-май) Февраль. 1. Наша армия. Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить с.

Перспективное планирование (ознакомление с предметным и социальным окружением) (средняя группа) Образовательная деятельность «Ознакомление с предметным и социальным окружением» № Тема Программное содержание Методическая литература.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФКЦМ  (ознакомление с социальным окружением) «В казачьей избе» в старшей группе «Глиняная посуда»
Опубликовано: 14 января 2017 в 19:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД