«Моя малая Родина — Выкса!» Конспект НООД по формированию целостной картины мира в старшей группе

Нина Сучкова
«Моя малая Родина — Выкса!» Конспект НООД по формированию целостной картины мира в старшей группе

Тема: Моя малая Родина- Выкса!

Цель: Образовательная. Закрепление знаний истории родного города, его герба, достопримечательностей; развитие умений работать коллективно. Развивающая. Развитие любознательности, расширение кругозора детей. Обогащение и активизирование словаря (герб, летопись, старина). Воспитательная. Воспитание любви к родному городу, аккуратность в процессе любой деятельности.

Предварительная работа. Беседа о Выксе,

рассматривание книг, фотографий, альбомов; экскурсии по городу; игры: «Выксунские загадки», «Так бывает»; консультации для родителей и беседы с ними.

Способы: Словесная: беседы о городе, чтение стихов, проблемные вопросы, рассказы детей. Наглядная: рассматривание иллюстраций, фотографий, изучение герба города, рассматривание флага России, показ картин. Практическая: изготовление герба родного города (аппликация); дидактическая игра «Продолжи».

Средства: Герб Выксы, фотографии, книги о Выксе; цветная бумага, клей, ножницы.

Образовательная деятельность.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о стране, в которой живем, о нашем городе. Послушайте стихотворение Петра Синявского «Россия».

Ребенок:

Здесь теплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладони лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водой святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России.

Здесь мама, здесь храм,

Здесь Отеческий дом.

Воспитатель: Что автор подразумевает под словами «отеческий дом»?

Дети: Дом, где мы живем.

Воспитатель: Правильно. В какой стране мы с вами живем?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: А можно ли Россию назвать «отеческим домом»?

Дети: Можно. Мы живем в России, и можно считать, что это наш дом.

Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?

Дети: Мы живем в городе Выкса.

Воспитатель: А как называют жителей России?

Дети: Россиянами.

Воспитатель: А как называют жителей нашего города?

Дети: Жителей нашего города называю выксунцы.

Воспитатель: Кто может назвать свой точный адрес?

Ребенок: Я, например. Нижегородская область, город Выкса, микрорайон Юбилейный, дом 78, квартира 104.

Воспитатель: Почему наш город назвали Выкса?

Дети: Здесь протекала река Выксунь.

Воспитатель: Правильно дети. Недалеко от завода и поселений протекала небольшая река Выксунь (по другим источникам река Выксунка, откуда и произошло название села. К началу XIX века в Выксе и её окрестностях действовали с десяток «железноделательных заводов». В связи с тем, что для выплавки железа и производства различных изделий необходима энергия, а её в то время добывали «из воды» (путем возведения плотин, то в самой Выксе и в окрестных поселениях, где существовали заводы, были сооружены искусственные озера. В настоящее время водоемы представляют собой уникальную искусственную водную систему, которая является памятником природы.

Дети, а как вы думаете, всегда ли наш город был таким большим: большие дома, на дорогах асфальт, множество машин?

Дети: Не всегда. Раньше дома были маленькие, деревянные, а дороги вымощены булыжниками.

Воспитатель: Правильно! Люди совсем недавно научились строить высотные дома, выкладывать дороги асфальтом. А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

Встаньте со стульчиков и представьте, что мы с вами плывем на лодке и перевозим груз. (Гребут руками, как веслами).

Мы с вами переплыли на другой берег реки, теперь будем сажать деревья. (дети присели – деревья маленькие, встали на носочки – деревья выросли.)

А теперь мы будем кузнецами и постучим молотками. (Дети поднимают руки, наклоняются, опускают руки)

Посмотрите, какой плакат я вам принесла. Что на нем изображено?

Дети: Это герб России, на нем изображен двуглавый орел.

Воспитатель: Да, это герб нашей страны, а как вы думаете, у нашего города есть свой герб?

Дети: Конечно, у нашего города есть своей герб.

Воспитатель: Посмотрите на плакат и скажите: что на нем изображено.

Дети: На нем изображено: вода, лес, олень и трубы.

Воспитатель: Правильно! А какие цвета вы на нем видите?

Дети: Белый, красный, зеленый, голубой.

Воспитатель: Дети, герб Выксы представляет собой геральдический щит, разделенный на четыре цветовых поля: серебряное, зеленое, голубое, красное. В верхнем левом серебряном поле изображен красный олень, отражающий принадлежность Выксы к Нижегородской области. В правом нижнем красном поле — сложный символический знак, объединяющий шестерню, колос, трубы, сталеразливочный ковш. Сталеразливочный ковш и трубы — атрибуты металлургического производства, шестерня — машиностроительного, колос — агропромышленного комплекса. Цветовые поля на гербе имеют важное значение. Красный цвет показывает главенствующую роль металлургии в промышленности района. Зеленый говорит об обилии лесов. Голубой — цвет прудов и речек, которыми так славится наша малая родина.

А где этот герб можно увидеть в нашем городе? Вы где-нибудь его встречали?

Дети: При въезде в город стоят ворота, на которых изображен герб города Выксы.

Воспитатель: А вы знаете сколько нашему городу лет?

Нашему городу 80 лет.

Выкса — город (с 1934) в России, административный центр городского округа города Выкса Нижегородской области. И каждый год во второе воскресенье июля мы отмечаем праздник города. О нашем городе знают во многих городах России и даже за границей. А что выпускали наши умельцы?

Дети: трубы, колеса для поездов.

Воспитатель: Основу промышленности Выксы составляет металлургическое производство. Самым крупным и известным не только в районе, но и в России является Выксунский металлургический завод (ВМЗ).

А вы знаете, что выпускали в годы войны?

Дети: Детали к танкам.

Воспитатель: Чем славился наш город раньше и славиться сейчас?

Дети: Трубами, колесами.

Воспитатель: Правильно! Хотите поиграть? Вставайте в круг.

Проводится игра «Продолжи» (с мячом).

Дети стоят по кругу, воспитатель с мячом – из нутрии круга. Он бросает ребенку мяч и задает вопросы.

В какой стране мы живем?

Как называются жители России?

Какой город является столицей нашей Родины?

В каком городе мы живем?

Как называют жителей России?

Как называют жителей нашего города?

Какая река у нас протекает?

В честь кого назван наш город?

всегда ли наш город был таким как сейчас? Каким он был раньше?

Из чего были выложены дороги в городе?

Что изображено на гербе России?

Что изображено на гербе нашего города?

Чем в старину славился наш город?

Назовите достопримечательности нашего города.

Где вы любите бывать в нашем городе?

Воспитатель: Правильно! А теперь давайте сделаем наш герб. Работаем аккуратно, а я вам буду помогать.

Дети работают. Тем, кто быстрее справиться с заданием, воспитатель предлагает еще раз посмотреть книгу о Выксе.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мне хочется вас спросить: вы любите свой город?

Дети: Любим!

Воспитатель: А что надо делать, чтобы наш город был еще лучше и красивее?

Дети: Не мусорить, не ломать деревья, сажать цветы, деревья и т. д.

Воспитатель: Молодцы! Все, что вы сказали, правильно. Я верю, что вы будете делать все, чтобы наш город стал еще лучше. Мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, и я от вас узнала много интересного.

Литература

1. Н. В. Елёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

2. ж-л «Дошкольное воспитание» №7- 2011г.

3. В. И. Горбачев "Святыни Выксы: история и современность"

4. А. Д Москальчук "Выксунские зарницы"

5. http://vykza.ru/istoriya_goroda_vyksa.html

6. http://www.101hotels.ru/main/cities/Vyksa/history

Публикации по теме:

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Проект «Город, в котором я живу» Цель: Обогащение кругозора детей знаниями по истории возникновения города, об улицах ближайшего окружения, достопримечательностях, его символике,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Осень
  • Зима
Автор публикации:
«Моя малая Родина — Выкса!» Конспект НООД по формированию целостной картины мира в старшей группе
Опубликовано: 4 марта 2014 в 15:27
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...
Танец «Ярмарка». Фрагмент осеннего утренника, посвященного Дню Народного Единства.
Еще одним незабываемым моментом на осеннем утреннике стал танец "Ярмарка", представленный танцевальным коллективом "Сафи-данс". Этот танец ребята разучивали...