Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в подготовительной логопедической группе

Светлана Логвинова
Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в подготовительной логопедической группе

Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи – комплексная программа, формирование фонетических средств языка – коррекционная программа)

Тема: Ознакомление со звуком [С] «В гостях у Дружка-язычка»

Цели:

уточнить артикуляцию звука [с], характеристика звука [с] (согласный, твердый, глухой, тренировать в четком правильном произношении звука [с] в слогах и словах. Тренировать в определении местоположения звука [с] слове, тренировать в умении делить слова на слоги на основе гласных звуков. Закрепить навык звукослогового анализа и синтеза слова. Тренировать в образовании существительных множественные числа. Развивать фонематический слух, зрительное внимание, память общую и мелкую моторику. Продолжать развивать усидчивость, внимание к речи логопеда. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу

Ожидаемый результат:

развитие интегративных качеств: умеет слушать собеседника, отвечать на вопросы, используя в речи простые распространенные предложения

Оборудование:

Индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком [с], схемный материал в пеналах, схемный материал для доски, карточки, «Звуковичок», «Дружок-язычок», картинки символ.

Содержание организованной деятельности детей:

I. Организационный момент.

Дети стоят на ковре:

Ребята, разгадайте загадку и узнаете, кто к нам в гости пришёл: «Если б не было его, не сказал бы ничего» это язык, наш «Дружок-язычок».

- Какой один и тот же звук есть в этих словах?

(САНКИ, СОМ, СУП, СОК)

- Ребята, а вы догадались, какой звук «Дружок-язычок» будет учить нас правильно произносить? Тогда проходите на свои места.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы: Мы будем учиться правильно произносить звук [с], а помогать нам будет «Дружок-язычок».

2. Повторение: Расскажите, какие гласные звуки мы знаем: У, А, И, О, Э. Почему они гласные? (правило) Каким цветом обозначаем в схеме?

3. Артикуляция и характеристика звука [с].

а) Показ и рассказ артикуляции:

- Я буду рассказывать, а «Дружок-язычок» будет показать, что нужно делать. Когда произносим звук [с] кончик языка (показ) толкает нижние зубы, губы сильно улыбаются, так, что видны нижние и верхние зубы. Зубы вместе, холодный воздух выбегает посередине языка. Звук [с] глухой, потому что горлышко спит.

Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в подготовительной логопедической группе

б) Артикуляционная гимнастика.

- Приготовили зеркала.

- Что делает язычок, когда произносим звук [с] (толкает нижние зубы).

- Давайте потренируем язычок – «Чистим нижние зубы» (показ картинки символа+чтение стихов).

- А мы с «язычком», посмотрим, как вы чистите зубки.

- Что делают губы? (улыбаются) (показ картинки символа+чтение стихотворения).

- А зубки? (вместе) (дети выполняют).

- Какой воздух бежит посередине языка? (холодный).

в) Изолированное произношение.

1. Индивидуально.

2. Хором.

г) Характеристика звука (появляется «Звуковичок»)

- Звук [с] – какой? (согласный)

- Почему?

- Согласный, какой? (твердый, глухой).

- И так, звук [с] – согласный, твердый, глухой на схеме обозначаем синим квадратом. (Дети повторяют: индивидуально, хором)

4.Физкультминутка.

Услышать звук [с] – присесть.

1. Слоги – СА-СО-ШО-ЗА-ЗИ-СИ-УСУ

2. Слова – щётка, завод, чайник, сапоги, жук, самолёт.

3. Игра с «Дружком-язычком»

Язычок на спортплощадке

Занимается зарядкой

Хотя это нелегко,

Потянулся высоко,

Наклонился низко,

Поднялся быстро

Очень ловко скачет. (1-2-3-4-5-6-7-8-9-10)

5.Тренировочные упражнения («Дружок-язычок» - слушает).

а) Слоги – дидактическая игра «Запомни и повтори»

СА-СО-СУ (хором и индивидуально).

б) Слова – дидактическая игра «Прятки» определить место положение звука [с] в слове (начало, середина, конец, используя карточки и квадратики синего цвета) САНИ, НОС, УСЫ, СОК, СУП, ФАСОЛЬ, КОСА, АВТОБУС, САМОКАТ, БУСЫ (картинки выставляются на доску).

6. Дидактическая игра «Одни и много»? («Дружок-язычок» слушает)

СУМКА – СУМКИ

ЛИСА – ЛИСЫ

САМОКАТ – САМОКАТЫ

КОСА – КОСЫ

АВТОБУС – АВТОБУСЫ

СОК – СОКИ

7. Физкультминутка

1. Гласные звуки с движениями рук

2. Присесть столько раз, сколько слогов в слове.

СОВЫ, СОК, САНИ, САД

8. Звуковой анализ слова (СОМ)

а) Какие звуки помогают делить слова на слоги? [гласные звуки].

б) Правило деления слов на слоги (в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Дидактическая игра «Живые звуки».

в) Звуко-слоговый анализ слова «сом» с составлением схемы слова на доске.

г) индивидуальное составление схемы на столах.

д) «чтение» схемы [какой это звук?].

«Дружок-язычок» хвалит детей.

III. Рефлексия

Расскажите, дети, какой звук вы сегодня учились правильно произносить в слогах, словах?

«Дружок-язычок» доволен, хвалит вас (захлопали в ладоши).

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи) в подготовительной логопедической группеКонспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи) в подготовительной логопедической группе Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи – комплексная программа, формирование фонетических средств языка – коррекционная.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 24 октября 2012 в 08:47
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста (часть третья)
Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста ( часть третья) [/b] Уголок " Мы дежурим" Уголок "Знакомимся с...
Проект по теме «Веселый огород»
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Актуальность темы. 2. Цель. 3. Задачи. 4. Ресурсное обеспечение проекта. 5. Подбор литературы. 6. Факторы, препятствующие эффективной...
Экскурсия в музей природы.
Целью данной экскурсии было познакомить детей с особенностями диких животных, разновидностей птиц обитающих в родном крае. Дать представление о их...
Опера Ж. Бизе «Кармен» в Екатерининском. Фоторепортаж
Сегодня на парадном плацу Екатерининского дворца состоялось закрытие VI Санкт-Петербургского международного фестиваля "Опера - всем". Мы списались с Любой...
Сценарий развлечения, посвященного Дню матери «Цветы для мамы» для детей старшего...
Под песню «Мама» ( музыка и слова А. Петряшевой) дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом. Ведущий: Листва давно уже опала, Снежок лежит, мы...