Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в подготовительной логопедической группе

Светлана Логвинова
Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в подготовительной логопедической группе

Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи – комплексная программа, формирование фонетических средств языка – коррекционная программа)

Тема: Ознакомление со звуком [С] «В гостях у Дружка-язычка»

Цели:

уточнить артикуляцию звука [с], характеристика звука [с] (согласный, твердый, глухой, тренировать в четком правильном произношении звука [с] в слогах и словах. Тренировать в определении местоположения звука [с] слове, тренировать в умении делить слова на слоги на основе гласных звуков. Закрепить навык звукослогового анализа и синтеза слова. Тренировать в образовании существительных множественные числа. Развивать фонематический слух, зрительное внимание, память общую и мелкую моторику. Продолжать развивать усидчивость, внимание к речи логопеда. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу

Ожидаемый результат:

развитие интегративных качеств: умеет слушать собеседника, отвечать на вопросы, используя в речи простые распространенные предложения

Оборудование:

Индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком [с], схемный материал в пеналах, схемный материал для доски, карточки, «Звуковичок», «Дружок-язычок», картинки символ.

Содержание организованной деятельности детей:

I. Организационный момент.

Дети стоят на ковре:

Ребята, разгадайте загадку и узнаете, кто к нам в гости пришёл: «Если б не было его, не сказал бы ничего» это язык, наш «Дружок-язычок».

- Какой один и тот же звук есть в этих словах?

(САНКИ, СОМ, СУП, СОК)

- Ребята, а вы догадались, какой звук «Дружок-язычок» будет учить нас правильно произносить? Тогда проходите на свои места.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы: Мы будем учиться правильно произносить звук [с], а помогать нам будет «Дружок-язычок».

2. Повторение: Расскажите, какие гласные звуки мы знаем: У, А, И, О, Э. Почему они гласные? (правило) Каким цветом обозначаем в схеме?

3. Артикуляция и характеристика звука [с].

а) Показ и рассказ артикуляции:

- Я буду рассказывать, а «Дружок-язычок» будет показать, что нужно делать. Когда произносим звук [с] кончик языка (показ) толкает нижние зубы, губы сильно улыбаются, так, что видны нижние и верхние зубы. Зубы вместе, холодный воздух выбегает посередине языка. Звук [с] глухой, потому что горлышко спит.

Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в подготовительной логопедической группе

б) Артикуляционная гимнастика.

- Приготовили зеркала.

- Что делает язычок, когда произносим звук [с] (толкает нижние зубы).

- Давайте потренируем язычок – «Чистим нижние зубы» (показ картинки символа+чтение стихов).

- А мы с «язычком», посмотрим, как вы чистите зубки.

- Что делают губы? (улыбаются) (показ картинки символа+чтение стихотворения).

- А зубки? (вместе) (дети выполняют).

- Какой воздух бежит посередине языка? (холодный).

в) Изолированное произношение.

1. Индивидуально.

2. Хором.

г) Характеристика звука (появляется «Звуковичок»)

- Звук [с] – какой? (согласный)

- Почему?

- Согласный, какой? (твердый, глухой).

- И так, звук [с] – согласный, твердый, глухой на схеме обозначаем синим квадратом. (Дети повторяют: индивидуально, хором)

4.Физкультминутка.

Услышать звук [с] – присесть.

1. Слоги – СА-СО-ШО-ЗА-ЗИ-СИ-УСУ

2. Слова – щётка, завод, чайник, сапоги, жук, самолёт.

3. Игра с «Дружком-язычком»

Язычок на спортплощадке

Занимается зарядкой

Хотя это нелегко,

Потянулся высоко,

Наклонился низко,

Поднялся быстро

Очень ловко скачет. (1-2-3-4-5-6-7-8-9-10)

5.Тренировочные упражнения («Дружок-язычок» - слушает).

а) Слоги – дидактическая игра «Запомни и повтори»

СА-СО-СУ (хором и индивидуально).

б) Слова – дидактическая игра «Прятки» определить место положение звука [с] в слове (начало, середина, конец, используя карточки и квадратики синего цвета) САНИ, НОС, УСЫ, СОК, СУП, ФАСОЛЬ, КОСА, АВТОБУС, САМОКАТ, БУСЫ (картинки выставляются на доску).

6. Дидактическая игра «Одни и много»? («Дружок-язычок» слушает)

СУМКА – СУМКИ

ЛИСА – ЛИСЫ

САМОКАТ – САМОКАТЫ

КОСА – КОСЫ

АВТОБУС – АВТОБУСЫ

СОК – СОКИ

7. Физкультминутка

1. Гласные звуки с движениями рук

2. Присесть столько раз, сколько слогов в слове.

СОВЫ, СОК, САНИ, САД

8. Звуковой анализ слова (СОМ)

а) Какие звуки помогают делить слова на слоги? [гласные звуки].

б) Правило деления слов на слоги (в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Дидактическая игра «Живые звуки».

в) Звуко-слоговый анализ слова «сом» с составлением схемы слова на доске.

г) индивидуальное составление схемы на столах.

д) «чтение» схемы [какой это звук?].

«Дружок-язычок» хвалит детей.

III. Рефлексия

Расскажите, дети, какой звук вы сегодня учились правильно произносить в слогах, словах?

«Дружок-язычок» доволен, хвалит вас (захлопали в ладоши).

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи) в подготовительной логопедической группеКонспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи) в подготовительной логопедической группе Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи – комплексная программа, формирование фонетических средств языка – коррекционная.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 24 октября 2012 в 08:47
+40
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Листая страницы народного календаря. Куклы летних празднеств.
Отзвенела, отплясала Троицкая неделя, в сёлах затишье. С самого рассвета, только пастух прогонит стадо - все уже в поле на покос! Если зиму наши предки...
Мастер-класс «Объёмная снежинка».
Мастер - класс "Объёмная снежинка". После осенней слякоти, сырости и дождей наступила зима - самая сказочная пора из всех времен года. И все с нетерпением...
Снеговик из ватных дисков (мастер-класс)
Хочу предложить вашему вниманию идею как сделать снеговика из ватных для оформления интерьра. Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик. У него...
Мини-музей «Чудеса из дерева» в детском саду.
«Велика наша Россия И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами дерева с...
«Зайка беленький сидит» — детский мастер-класс.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер - класс «Зайка беленький сидит». «Кто в горку бегом, а с горы кувырком… » В...