«Деревья». Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в старшей логопедической группе

Наталья Пантелеева
«Деревья». Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в старшей логопедической группе

Тема: Деревья

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

обобщать и систематизировать знания детей о деревьях;

активизировать словарный запас по теме «Деревья»;

формировать навык словообразования: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и относительные прилагательные;

учить составлять сложносочинённые предложения с противительным союзом –а- и предлогами –на-, -под-;

упражнять в правильном употреблении существительных в предложном падеже (на сосне, не берёзе);

Коррекционно-развивающая:

развивать внимание, память и познавательную активность;

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать любовь к природе и бережное отношение к деревьям.

Предшествующая работа: экскурсия в парк, беседы о деревьях, рассматривание картин с изображением деревьев, чтение и заучивание стихов о деревьях.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, плоскостные магнитные фигурки белки, дятла, зайчика и ёжика, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Каждый ребёнок берёт картинку с изображением дерева, называет его и выставляет на доску.

2. Отгадывание загадок о деревьях:

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки. (Берёза)

Если дунет ветерок,

Задрожит её листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок … (осины).

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Кудри в реку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит-

Никому не говорит. (Ива)

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят только(ёлки)

3. Беседа о деревьях.

Из каких частей состоит каждое дерево? (Корень, ствол, ветки, листья, плоды).

Как называются деревья с иголками? (Хвойные).

Как называются деревья с листьями? (Лиственные).

Какие изменения происходят в природе с деревьями весной? (осенью, зимой, летом)

Какую пользу природе приносят деревья?

Как нужно относиться к деревьям?

4. Игра «Найди листок».

Детям предлагается рассмотреть натуральные листья и найти среди них берёзовый, кленовый, дубовый, осиновый и другие листья. При этом нужно составлять предложения с относительными прилагательными.

Например:

«Этот лист упал с берёзы. Он берёзовый.»

«Этот листик упал с дуба. Он дубовый».

5. Игра «Назови ласково» (с мячом).

Напомнить детям, что деревья приносят огромную пользу природе и людям. Предложить назвать все деревья ласковыми словами:

береза – берёзка – берёзонька

ель – ёлка – ёлочка…

рябина – рябинка – рябинушка …и т. д.

6. Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»:

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивание – руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивание – руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветви!

(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево и вперёд -

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд.)

Он их вертит, он их крутит,

(Вращение туловищем.)

Да когда же отдых будет?

(В неглубоком наклоне расслабленно покачать руками.)

7. Игра «Назови плоды» (с мячом).

- А теперь, ребята, прежде чем сесть, назовите плоды деревьев.

Отвечает тот, кому я кину мячик.

У берёзы – серёжки

У дуба – жёлуди

У тополя – пух

У ёлки – шишки …и т. д.

8. Составление предложений с союзом -а- и предлогами -на-, -под-:

- Дети, а теперь познакомьтесь с гостями из леса. Они хотят с вами поиграть.

Выставить на магнитной доске картинки с изображением деревьев

и показать детям плоскостные фигурки белки и дятла (с обратной стороны фигурок прикреплены магниты).

Вызванный к доске ребёнок белочку «сажает» на дуб (фигурка держится на магните, а дятла - на берёзу. При этом ему нужно составить фразу: «Белка сидит на дубе, а дятел сидит на берёзе».

Следующий ребёнок «пересаживает» фигурки на другие деревья: «Белка сидит на ёлке, а дятел сидит на сосне».

Затем задание меняется: добавляются фигурки зайца и ёжика.

Составляются предложения с предлогом –под-: «Заяц сидит под ёлкой, а ёжик сидит под дубом». И т. д.

Далее составляются предложение с разными предлогами:

«Белочка сидит на ёлке, а ёжик сидит под ёлкой».

«Дятел сидит на дубе, а зайчик сидит под дубом». И т. д.

9. Итог занятия.

- Ребята, зверькам очень понравилось с вами играть. Вы хорошо знаете названия всех деревьев, их плодов и листьев, умеете грамотно составлять предложения. Все молодцы!

Публикации по теме:

Конспект обобщающего занятия по теме «Осень», младшая группаКонспект обобщающего занятия по теме «Осень», младшая группа «Осень в гости к нам пришла» Задачи: Закреплять знания детей о характерных признаках и явлениях осени; приспособления птиц, насекомых и.

Д. Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель: Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворение. Задачи: Учить детей запоминать и выразительно.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Весна
  • Правила поведения
Автор публикации:
«Деревья». Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в старшей логопедической группе
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 11:53
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...
Аппликация «Мой друг снеговик»
ппликация на тему «Мой друг снеговик» с использованием манной крупы. Вот и пришла зима! Правда погода в этом году не особо радует нас снегом… А так уже...