МААМ-картинки

«Деревья». Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в старшей логопедической группе

Наталья Пантелеева
«Деревья». Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в старшей логопедической группе

Тема: Деревья

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

обобщать и систематизировать знания детей о деревьях;

активизировать словарный запас по теме «Деревья»;

формировать навык словообразования: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и относительные прилагательные;

учить составлять сложносочинённые предложения с противительным союзом –а- и предлогами –на-, -под-;

упражнять в правильном употреблении существительных в предложном падеже (на сосне, не берёзе);

Публикация «„Деревья“, Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в старшей логопедической группе» размещена в разделах

Коррекционно-развивающая:

развивать внимание, память и познавательную активность;

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать любовь к природе и бережное отношение к деревьям.

Предшествующая работа: экскурсия в парк, беседы о деревьях, рассматривание картин с изображением деревьев, чтение и заучивание стихов о деревьях.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, плоскостные магнитные фигурки белки, дятла, зайчика и ёжика, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Каждый ребёнок берёт картинку с изображением дерева, называет его и выставляет на доску.

2. Отгадывание загадок о деревьях :

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки. (Берёза)

Если дунет ветерок,

Задрожит её листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок … (осины).

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Кудри в реку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит-

Никому не говорит. (Ива)

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят только(ёлки)

3. Беседа о деревьях.

Из каких частей состоит каждое дерево? (Корень, ствол, ветки, листья, плоды).

Как называются деревья с иголками? (Хвойные).

Как называются деревья с листьями? (Лиственные).

Какие изменения происходят в природе с деревьями весной? (осенью, зимой, летом)

Какую пользу природе приносят деревья?

Как нужно относиться к деревьям?

4. Игра «Найди листок».

Детям предлагается рассмотреть натуральные листья и найти среди них берёзовый, кленовый, дубовый, осиновый и другие листья. При этом нужно составлять предложения с относительными прилагательными.

Например:

«Этот лист упал с берёзы. Он берёзовый.»

«Этот листик упал с дуба. Он дубовый».

5. Игра «Назови ласково» (с мячом).

Напомнить детям, что деревья приносят огромную пользу природе и людям. Предложить назвать все деревья ласковыми словами :

береза – берёзка – берёзонька

ель – ёлка – ёлочка…

рябина – рябинка – рябинушка …и т. д.

6. Динамическая пауза «Выросли деревья в поле» :

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивание – руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивание – руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветви!

(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево и вперёд -

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд.)

Он их вертит, он их крутит,

(Вращение туловищем.)

Да когда же отдых будет?

(В неглубоком наклоне расслабленно покачать руками.)

7. Игра «Назови плоды» (с мячом).

- А теперь, ребята, прежде чем сесть, назовите плоды деревьев.

Отвечает тот, кому я кину мячик.

У берёзы – серёжки

У дуба – жёлуди

У тополя – пух

У ёлки – шишки …и т. д.

8. Составление предложений с союзом -а- и предлогами -на-, -под-:

- Дети, а теперь познакомьтесь с гостями из леса. Они хотят с вами поиграть.

Выставить на магнитной доске картинки с изображением деревьев

и показать детям плоскостные фигурки белки и дятла (с обратной стороны фигурок прикреплены магниты).

Вызванный к доске ребёнок белочку «сажает» на дуб (фигурка держится на магните, а дятла - на берёзу. При этом ему нужно составить фразу: «Белка сидит на дубе, а дятел сидит на берёзе».

Следующий ребёнок «пересаживает» фигурки на другие деревья : «Белка сидит на ёлке, а дятел сидит на сосне».

Затем задание меняется: добавляются фигурки зайца и ёжика.

Составляются предложения с предлогом –под- : «Заяц сидит под ёлкой, а ёжик сидит под дубом». И т. д.

Далее составляются предложение с разными предлогами:

«Белочка сидит на ёлке, а ёжик сидит под ёлкой».

«Дятел сидит на дубе, а зайчик сидит под дубом». И т. д.

9. Итог занятия.

- Ребята, зверькам очень понравилось с вами играть. Вы хорошо знаете названия всех деревьев, их плодов и листьев, умеете грамотно составлять предложения. Все молодцы!

Публикации по теме:

Конспект обобщающего занятия по теме «Осень», младшая группаКонспект обобщающего занятия по теме «Осень», младшая группа «Осень в гости к нам пришла» Задачи: Закреплять знания детей о характерных признаках и явлениях осени; приспособления птиц, насекомых и.

Д. Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель: Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворение. Задачи: Учить детей запоминать и выразительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Деревья». Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в старшей логопедической группе
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 11:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД