«Число 10». Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Татьяна Мурышева
«Число 10». Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: Число 10. Запись числа 10.

Цель:

1) сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить её с десятью предметами;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, посмотрю в учебнике»;

3) тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-9 с количеством, прямой и обратный счет до 10, умение составлять числовой ряд;

4) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию

Демонстрационный:

1) Карточки с числами 7, 8, 9 (по 2 шт.).

Раздаточный:

1) Наборы кругов и треугольников (по 10 на каждого ребенка).

2) Карточки с числом 10 (по 2 на каждого ребенка).

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли вы фрукты?

- Какие фрукты вы любите больше всего?

- Растут ли на вашей даче или в деревне у бабушки какие-либо фрукты?

- Где можно купить фрукты в городе? (В магазине, на рынке.)

Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались на даче у Тани и Вани, которые решили набрать в своем саду яблок и груш.

- Хотите помочь брату и сестре собрать урожай?

- Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Сбор урожая».

Дидактические задачи:

1) актуализировать умение считать до 10, сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь.

Дети садятся за столы по 4 человека, на середине которых находятся круги и треугольники по 9 на каждого ребенка. Круги имеют меньший размер, чем треугольники.

Воспитатель рассказывает, что Таня решила собирать яблоки, а Ваня – груши. Таня сорвала девять яблок. Дети должны от общего количества отсчитать 9 кругов.

Ваня сорвал столько же груш. Дети должны отсчитать по 9 треугольников.

- Маленькая Таня обиделась на брата: «У тебя груш больше, чем у меня яблок!» Как вы думаете, стоит ли Тане обижаться на брата?

Как правило, дети говорят, что яблок и груш поровну, по 0.

- Но маленькая Таня не умеет считать. Как показать, что яблок и груш поровну?

Дети должны расположить круги и треугольники парами.

- Почему вы считаете, что яблок и груш поровну? (Потому что у каждого яблока есть пара – груша.)

Воспитатель делает вывод: девять и девять – поровну.

Вдруг с дерева упало еще одно яблоко. Воспитатель кладет на стол круги по количеству детей, и дети берут по одному кругу.

- Поровну ли теперь груш и яблок? (Нет.)

- Чего больше? (Яблок больше.)

- Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну? (Надо добавить одну грушу или убрать одно яблоко.)

Решаем добавить грушу.

Воспитатель кладет на стол треугольники по количеству детей, и дети берут по одному треугольнику.

- Сколько яблок (груш?

Как правило, к этому времени дети уже умеют считать до десяти, поэтому они считают: 1, 2, 3, …9, 10. Воспитатель следит за тем, чтобы они соблюдали правила счета, и в завершении делает вывод: при счете предметов после 9 идет число 10.

- Как получить число 10? (Было 9 яблок (груш, добавили еще одно (одну) и получили 10.)

- Что можно сказать о количестве яблок и груш? (Их поровну.)

Воспитатель делает вывод: десять и десять – поровну.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Напиши число»

Дидактические задачи:

1) Создать мотивационную ситуацию для знакомства с записью числа 10;

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель рассказывает детям, что Таня и Ваня захотели отправить посылку с яблоками и грушами своим друзьям в другой город. Дети положили яблоки в один ящик, груши – в другой и ящики заколотили.

«сколько в ящике яблок (груш? – спросил работник почты, когда дети пришли отправлять посылки. – При отправки посылки это необходимо знать».

Дети ответили работнику почты, но он боится забыть, так как посылки будут отправлять завтра и посылок много.

- Что можно сделать для того, чтобы, на открывая ящиков, знать, сколько в них фруктов? (Нужно записать количество с помощью цифр.)

Воспитатель кладет на середину стола карточки, на которых написано: 8, 9, 10, 01, 100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количества детей.

Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с числами и положить на каждый «ящик» - около ряда кругов и треугольников.

Как правило, дети знают, как записывается число 10, и правильно выбирают карточки. В этом случае воспитатель берет другую карточку и рассказывает, что маленькая Таня выбрала такую запись.

- Смогли вы помочь работникам почты? (Нет, не смогли.)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записать число десять.)

- Что же нам надо делать? (Узнать, как записать число десять)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «Запиши число» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) Познакомить с записью числа 10, сформировать умение соотносить запись числа 10 с количеством предметов;

2) Закрепить способ действий «если что-то не знаю, посмотрю в учебнике»;

3) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление, воображение, инициативность, творческие способности.

- Сможете ли вы сами определить это по учебнику? (Да.)

Дети открывают учебник и находят общепринятую запись числа 10. Воспитатель предлагает им взять карточки и показать Тане, как правильно записывается число десять.

- Молодцы! Значит, как можно узнать то, что вы не знаете, а очень нужно знать? (По учебнику.)

Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что число десять записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.

- Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число десять? (Один нуль.)

- С какой стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить число десять? (Справа.)

- В каком случае пишут число 10? (Когда имеется 10 предметов.)

Воспитатель делает вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется десять предметов.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Яблонька».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, умение выражать эмоции мимикой.

Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней нарвать яблок. Дети встают на ковер.

- У дороги яблонька стоит,

А на ветке яблочко весит.

Сильно яблоньку потряс,

Вот и яблочко у нас.

В сладко яблочко вопьюсь,

Ах, какой приятный вкус!

- Покажите, как вы едите яблоко.

- Не говоря ни слова, дайте понять, что яблоко сладкое (кислое.)

5.2. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч. 3).

Дидактические задачи:

1) Закрепить умение соотносить число с количеством;

2) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение, мелкую моторику руки.

Дети садятся за столы и открывают учебники-тетради.

№ 1, с. 15

«Прикрепи на каждую кастрюлю карточку с числом, которое показывает количество яблок в кастрюле».

Воспитатель задает детям вопрос:

- Что можно приготовить из яблок (груш, слив? (Компот, варенье, джем, повидло, можно выжать сок.)

Воспитатель предлагает детям сварить компот.

- Как будет называться компот из яблок (груш, персиков, слив?

- Как будет называться компот, сваренный из разных плодов? (Ассорти.)

Воспитатель читает детям задание, после чего дети работают самостоятельно.

После выполнения задания воспитатель задает вопрос:

- Какое число вы прикрепили на красную (синюю, темно-зеленую, желтую, светло-зеленую) кастрюлю?

5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч. 3).

Дидактические задачи:

3) Закрепить порядковый счет до 10 и обратно, умение составлять числовой ряд;

4) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение, мелкую моторику руки.

№ 2, с. 15

«Соедини числа по порядку так, чтобы тропинки не пересекались».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок и рассказывает, что Таня и Ваня собираются домой. Бабушка идет их провожать. Чтобы добраться от домика бабушки до электрички, нужно идти от столбика к столбику, причем числа на столбиках должны располагаться по порядку.

- Назовите числа по порядку от 1 до 10.

Дети делают это хором.

- Проведите дорожку, соединяя числа по порядку.

После того как дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:

- С какой стороны вы обошли низкую елочку (березку, высокую елку?

Благополучно добрались до платформы и приехали домой, а бабушка, проводив внуков, идет обратно.

- Назовите числа в обратном порядке.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- чем вы помогли Тане и Ване?

- Как вы думаете, что помогло вам помирить Таню и Ваню, отправить посылку с фруктами, добраться до электрички?

Дети должны прийти к выводу о том, что сделать все это помогло умение считать до 10 и знание записи числа 10.

После занятия воспитатель, показывая детям домик с числом 10, задает вопрос:

- Куда нужно поместить этот домик?

После ответов детей домик с числом 10 располагается справа от домика с числом 9.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей в старшей группе «В поисках приключений» Программное содержание - Учить детей пользоваться планом нескольких помещений первого этажа детского сада. Продолжать учить детей ориентироваться.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе .

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательные области в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект НОД по разделу: «Формирование элементарных математических представлений» с детьми средней группы Задачи: Закреплять прямой счёт.

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группеКонспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Программное содержание: Учить детей.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Страна математики» Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы. Задачи: 1. Упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Прогулка в лес»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Прогулка в лес» Прогулка в лес Цель Закрепить знание цифр, состав числа из двух меньших. Развивать логическое мышление через логические задачи – стихи.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Маша и Медведь пришли в гости» Цель: 1. Узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры и составлять из них рисунок по образцу. 2. Соотносить цифры с количеством.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Осенняя прогулка за грибами» Конспект НОД по ФЭМП Старшая группа. Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: Различие предметов по форме; решение логических и математических задач; работа с геометрическими фигурами; развитие сенсорных способностей.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
«Число 10». Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Опубликовано: 16 марта 2016 в 14:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развивающая доска или Бизиборд
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города «Памятник Колобку" Цель работы: формирование у детей интереса к...
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возра¬ста является подражательная речь, которая обусловлена...
Новогодний утренник для младшей группы.
МБДОУ№1 Новогодний утренник Воспитатель: Макаова Р. А. 2017г Ведущий : Здравствуй праздник Новогодний! Гости к нам пришли сегодня! Детки выучили...
Конспект итогового занятия по развитию речи «Ох, уж эти сказки…»
Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Ох, уж эти сказки Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей...