Лучший педагог года

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Елена Пашинина
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Программные задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;

- формировать навык слого-звукового анализа слов;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами;

-учить согласовывать числительные с существительными;

-закреплять навык составления предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам;

2. Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе „Дифференциация звуков [ш]-[ж]“» размещена в разделах

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

-развивать мышление, память, связную речь;

3. Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование: индивидуальные зеркала, мультимедийное оборудование, презентация, предметные картинки на звуки ш-ж, фишки для звукового анализа, су-джок шарики.

План занятия:

1. Организационный момент. Дети в кругу

-Ребята, какой у нас девиз?

«Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно»

-А чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок. Артикуляционные упражнения «Лягушка-слоник», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка». слайд 2

2. Постановка цели занятия

Загадки

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (змея) выставляется картинка

-Как жужжит жук? (жжж)

-Как шипит змея? (шшш)

-Кто догадался с какими звуками мы будем играть?

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж и чётко их произносить.

3. Сравнение звуков ш-ж по акустико-артикуляционным признакам. Характеристика. Обозначение.

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.

-Какой фишкой обозначим звук ш? ж? (к картинкам жука и змейки прикрепляем соответствующую фишку)

4. Дифференциация звуков ш-ж на слух. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Светофор»

Дети поднимают символы: жук, змейка.

Словарный материал:

шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди/

5. Дифференциация звуков ш-ж в словах.

А) Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами. Картинки на слайдах 3-8

Слова:

снег-снежок утюг -утюжок

сапог-сапожок петух-петушок

флаг-флажок пирог-пирожок

Б)Игровое упражнение «Посчитай-ка». Согласование числительных с существительными.

-Пройдите по снежкам и посчитайте со словами-названиями картинок (индивид. картинки)

Слова: жук, кошка, подушка, желудь, ёжик.

В) Классификация картинок со звуками ш-ж «Подарим картинки жуку и змейке». Определение места звука в слове.

Работа по индивидуальным картинкам.

Г) Подвижная игра «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем…» Деление слов на слоги.

Работа по картинкам на доске.

6. Игра «Четвёртый лишний». Звуковой анализ слова «жук».

Картинки: шуба, шапка, жук, шарф. Слайд 9

-Какая картинка лишняя, почему?

-Назовите первый звук в слове «Жук». Какой звук /ж/? (согласный твёрдый. звонкий). Какой фишкой обозначим? (синей с колокольчиком)

Аналогично анализируем второй и третий звук

Проверяем на слайде 10.

7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.

Дети становятся в круг. Выполняют движения.

На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом

Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.

Низко -низко наклоняюсь.

8. Составление предложений по сюжетным картинкам на слайдах 11-15.

Женя едет на машине.

Алёша держит флажок.

В лукошке лежат вишни.

Миша катается на лыжах.

Пожарник тушит пожар.

9. Дифференциация звуков ш-ж в чистоговорках. Картинки на слайдах 16-21

*Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

«Уходи колючий ёж

В тёмный лес,

Где ты живёшь». (все вместе с су-джок шариками)

*Вяжет на зиму жираф

Шерстяной пушистый шарф.

*Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

*В темноте шуршал камыш,

Кошка думала, что мышь,

Прибежала в камыши,

В камышах нет ни души.

*Ежу на ужин мышонок нужен.

*Хорош пирожок,

Внутри творожок.

10 Итог.

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.

Прикреплённые файлы:

sh-zh_4gv9e.pptx | 4698,42 Кб
 
Публикации по теме:

Игра по формированию звуковой культуры речи «Веселый Звукоград» Игра по звуковой культуре речи «Веселый Звукоград» Цель: Развитие слухового восприятия и внимания, мышления и речи. Дети делятся на две.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в средней группе «В гости к бабушке Федоре» Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гости к бабушке Федоре» Никишина.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Дифференциация звуков Л – Ль (звуковая культура речи). Программное содержание: закрепить.

Конспект ООД по формированию звуковой культуры речи «Звук [ц]» Программное содержание: Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]» Цели: Образовательные: закреплять навыки различения на слух согласных звуков [с] и [ш], правильного употребления их в речи; совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [З]-[Ж]» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков з-ж». Тема: «Дифференциация звуков з-ж» Интеграция образовательных.

Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]» Коррекционно-развивающие задачи. 1. Закрепить правильное произношение звуков В, Ф., В’, Ф’. 2. Закрепить понятие «согласный» звук. 3. Учить.

Занятие по формированию звуковой культуры речи «Помоги Буратино». Звуки [з]-[з’] [с]-[с’]» Цель: закрепить умение детей определять в словах звуки З и ЗЬ, С и СЬ, упражнять в правильном их произношении. Участники: дети старшей.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ч — Щ. Звуковой анализ слова [дом]» Цели: - упражнять в правильном произношении звуков Ч - Щ; - формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ: слышать и различать в словах,.

Занятие по формированию звуковой культуры речи «Звук [з]» Тема: Звуковая культура речи: звук [з]. Цель: автоматизируем звук [з] изолировано, в слогах и словах; учимся произносить звук [з] твёрдо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»
Опубликовано: 9 января 2016 в 12:54
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД