Конспект НОД по коммуникации. Обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Алина Кудряшова
Конспект НОД по коммуникации. Обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по коммуникации. Составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Как помочь птицам зимой?» в группе компенсирующей направленности. Составила: воспитатель высшей квалификационной категории Кудряшова Алина Николаевна, МБДОУ детский сад комбинированного вида №35, Каширского муниципального района

Цель: Развивать связную речь детей.

Задачи.

Обучающие:

1Обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок Н. Е. Ильяковой «Как помочь птицам зимой?»

2Обучение составлению предложений по опорным словам.

Закрепляющие:

1Развитие умения грамматически правильно строить своё высказывание.

2Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.

3Продолжение обучения составлению предложений по опорным словам.

4Уточнение знаний о зимующих птицах.

Воспитательные:

Воспитание желания заботиться о птицах в холодное время года, подкармливать их.

Коррекционные:

Способствовать развитию словесно-логического мышления, памяти, мелкой моторики.

Интегрированные области: познание, художественное творчество, физическая культура, чтение художественной литературы.

Оборудование:

серия сюжетных картинок;

серия сюжетных картинок на каждого ребёнка;

предметные картинки с изображением зимующих птиц: снегирь, синица, ворона, галка, воробей, свиристель, голубь, сорока; ласточка;

пальчиковый бассейн;

игрушка воробей;

кормушка;

коробки с песком;

стаканчики с карандашами.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке, беседа о зимующих птицах, чтение стихов о птицах, чтение книг о природе В Бианки, изготовление кормушек, изготовление птиц, разучивание пальчиковой гимнастики, д/и «Угадай кого не стало», «Один – много», п/и «Летели птицы».

Словарь: зимующие, оперенье, летающая, поющая, кричащая, обогреть, обледенел, подобрали, торопились.

Предполагаемые результаты: Дети должны знать и называть зимующих птиц, находить их на картинках. Составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок. Отвечать на вопросы полным предложением

Методы и приёмы: Словесные- объяснение, вопросы, беседа; наглядные – серия сюжетных картинок, предметные картинки, игрушка; практические – определение на ощупь, раскладывание картинок.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1 часть - вводная.

-Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Когда я пришла утром в детский сад, увидела, что у нас в группе находится воробей и что-то прячет в нашем пальчиковом бассейне. Посмотрите, что он спрятал? (Дети вытаскивают из бассейна по одной картинке с изображением птицы).

-Назовите, кто изображён у вас на картинках. (Дети называют птиц и вешают их на мольберт).

-Ворона, синица и т. д. - это кто? Почему, это птицы, а не животные? (У них есть туловище, покрытое перьями, крылья, хвост, клюв)

-Правильно, это птицы. Какие это птицы, зимующие или перелётные? Почему, зимующие? (Остаются с нами зимовать и питаются семенами растений и ягодами)

Дидактическая игра «Какая?»

-Ребята, сейчас мы будем говорить, какой может быть птица. Я вам немного помогу, буду называть начало слова, а вы заканчивать его.

Краси, быст, сме, летаю, пою, крича, лёг, малень, заботли, пёст, голод…

Дидактическая игра «Весёлый воробей».

Воспитатель читает стихотворение и выставляет кормушку.

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку.

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зёрна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждёт в кормушке. (Н. Нищева)

-Ребята, давайте положим корм на нашу кормушку, может к ней кто-нибудь прилетит. Ой, правда, посмотрите это же воробушек. Какой он шустрый, весёлый. Сейчас я буду помогать ему двигаться, а вы будете определять где находится воробей (на кормушке, в кормушке, около кормушки, над кормушкой)

2 часть – основная.

-Ребята, оказывается, воробушек принёс нам не только картинки с птицами, но ещё какие - то картинки (на доске выложена сск) и хочет, чтобы вы, рассмотрев их, рассказали, какая история произошла с ним однажды.

Беседа по картинкам.

Картинка 1.

-Какое время года изображено на этой картинке? Почему вы так думаете? Кто изображён на картинке? Во что одета девочка? Во что одет мальчик? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с птичкой? Почему замёрзла птичка? Что решили сделать дети?

Картинка 2.

-Что делают дети на этой картинке? Что у мальчика в руках? Куда ребята положили воробушка? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чём могут разговаривать дети?

Картинка 3.

-Кого вы видите на этой картинке? Где находятся ребята и птичка? Как одеты дети? Почему? Как выглядит воробей? Что он делает? А что делают дети? Почему воробушек отогрелся?

Картинка 4.

Кого вы видите на этой картинке? Что ребята повесили на берёзу в парке? Зачем? Что девочка насыпает в кормушку? Где сидит воробушек? Какое настроение у детей?

Физкультминутка.

Все тропинки занесло повороты туловищем влево-вправо

Снег блестит, искрится подняться на носочки, руки – вверх

Клювиком в моё стекло присесть, постучать пальцами по полу

Стукнула синица.

Составление предложений по опорным словам.

- Ребята, сейчас я буду называть вам набор слов, а вы будете составлять предложения.

Зима, дети, идти, гулять, парк. - Зимой дети пошли гулять в парк.

Ребята, увидеть, на, птичка, снег. - Ребята увидели на снегу птичку.

Девочка, взять, на, воробушек, ладошки. – Девочка взяла воробушка на ладошки.

Ребята, забрать, воробушек, дом. – Ребята забрали воробушка домой.

Воробушек, согреть, клевать, семечки. – Воробушек согрелся и клюёт семечки.

Дети, повесить, кормушку, парк. – Дети повесили в парке кормушку.

Ребята, выпустить, воробушек. – Ребята выпустили воробушка.

Дети, подкармливать, птицы. – Дети подкармливали птиц.

Работа детей за столами.

- Ребята, садитесь за столы. Посмотрите, у вас на столах есть карандаши – веточки. На ваши веточки прилетели птички и зацепились своими лапками.

(Дети берут карандаш указательным пальцем, указательным и безымянным, средним и мизинцем)

Пока мы с вами разговаривали, наш весёлый воробушек перепутал у вас все картинки. Разложите картинки правильно. Сейчас вы внимательно посмотрите на картинки и составите рассказ о том, что же произошло с воробушком, но сначала давайте придумаем название нашему рассказу.

(Если дети затрудняются, воспитатель предлагает названия: Зимой в парке. Дети и воробушек. Как помочь птицам зимой? Как дети нашли кота. Птичка)

- Кто хочет рассказать свою историю. Постарайтесь использовать в своём рассказе слова и предложения, которые мы с вами составляли.

Воспитатель заслушивает 2-3 рассказа. Остальные дети рассказывают в другое время.

3 часть – подведение итогов.

-Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат коробки с песком. Нарисуйте в них то, о чём мы составляли рассказ. (Дети рисуют по собственному желанию воробья или любой сюжет из серии картинок)

-Что же мы сегодня делали? Как должны люди относиться к птицам, животным?

Воспитатель заканчивает занятие стихами:

Снегирь, и сорока, и клёст, и синица –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Используемая литература.

1. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! / С. П.: Детство – Пресс, 2003.

2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. / М.: Гном и Д, 2009.

3. Ильякова Н. Е. Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий. /М.: Гном и Д, 2006.

4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. / М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Публикации по теме:

Презентация: «Развитие связной речи средствами дополнительного образования» Считаю, что данная аторская разработка будет очень полезна и интересна широкому кругу педагогов: учителям и воспитателям специальных детских.

Уровни освоения детьми речевых умений и навыков. "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок" Умения, навыки.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД по коммуникации. Обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок.
Опубликовано: 30 января 2013 в 14:31
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....