Конспект НОД по краеведению в старшей группе «Каргатуй»

Нафиса Шарафиева
Конспект НОД по краеведению в старшей группе «Каргатуй»

Конспект НОД по краеведению.

Тема: «Каргатуй».

Цель:

Познакомить детей с особенностью башкирского народного праздника «Воронья каша».

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с башкирскими народными обычаями и традициями, с видами устного народного творчества.

Познакомить детей с обычаями и традициями празднования «Вороньей каши».

Закрепить знание элементов башкирского народного женского костюма.

Развивающие:

Развивать интерес к национальной культуре, традициям.

Расширять кругозор.

Воспитательные:

Воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе).

Воспитывать интерес к своим корням, к истории башкирского народа, его традициям.

Воспитывать патриотические чувства.

Прививать бережное отношение к наследию башкирского народа.

Поощрять познавательную активность детей.

Здоровьесберегающие:

Увеличение двигательной активности на занятии.

Оборудование: сундук с продуктами, казанок, ветка дерева, разноцветные ленточки, тюбетейка, башкирский женский костюм, 2 маски грачей, иллюстрации праздника «Воронья каша».

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение, наглядные методы (демонстрация иллюстраций, предметов быта из музея детского сада)

Ход:

Звучит башкирская мелодия. Дети проходят, встают в круг.

- Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли.

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

Дети здороваются.

- Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает».

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

- За морем теплее, а у нас светлее.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Где кто родился, там и пригодится.

- О чём эти пословицы? (о Родине, о России). (Дети объясняют смысл пословиц).

- Да, наша республика Башкортостан огромна, есть здесь реки и озёра, горы и леса. Населяют Башкортостан люди разных национальностей (перечисляем эти национальности).

- А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (башкирский народный). Посмотрите, какой он красивый. А в каких случаях мы с вами одеваем праздничный национальный костюм? (Ответы детей).

- Вот сегодня я хочу поговорить с вами об обычаях и традициях проведения праздников у башкирского народа.

- Обычаи и праздники башкир зародились давным– давно, они являются выражением эмоциональной жизни народов Башкортостана. Башкиры очень уважительны к истории своего народа. Обычаи и праздники башкир чтут и соблюдают по сей день. Самые любимые башкирские праздники знаете и вы.

- Вспомните, в каких из них вам приходилось участвовать? (Сабантуй, Навруз). Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить… знаете почему? Потому что такие праздники — это праздники сердца, души народа. Башкирские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

Русское слово "праздник" происходит от древнерусского порозденъ, то есть порожний. Получается, что праздник — это время пустое, незанятое, то есть свободное от труда и других обычных занятий. Конечно, так оно и есть — не зря же говорят: есть праздники и есть будни, обыденные, обычные дни. У башкир же есть два слова, означающие праздник. Это слово означает «красота», «весеннее торжество». Ни один праздник башкирского народа не проходил без игры на музыкальном инструменте курай. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Курай».

Физминутка. Башкирская игра «Курай».

- Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. А для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!

Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится на сей раз. (Открываем сундук, а там продукты: пшено, масло, молоко и казанок-треножник).

-Для проведения какого праздника необходимы эти продукты? (Если дети затрудняются ответить, то напомнить, как в прошлом году мы приглашали их группу посмотреть праздник на улице.)

-Догадайтесь, ребята, о каком празднике идет речь.

В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения! Вот одна из таких закличек:

Иди на праздник Каргатуй

Повеселись и потанцуй.

Жадный на праздник не пойдет,

Но дома покоя не найдет.

(Ответы детей.)

-Это праздник встречи весны. Именно с прилетом грачей начиналась весна – так думали в древности башкиры. Радуясь, они собирались на берегу реки и, пока варилась вкусная каша, веселились.

(Включается аудиозапись крик грачей)

-Слышите, как кричат грачи, это значит, наступила весна, просыпается природа (под веселую башкирскую музыку в зал “влетают” дети, изображая грачей, кричат “кар – кар – кар”).

1-ый ребенок:

Прилетели к нам грачи,

“Кар – кар – кар”, - кричат они.

И зовут всех нас на луг.

Приходи и ты, мой друг!

2-ой ребенок:

Не забудь ты взять, дружок

Яйца, соль и казанок.

Молочка добавим в кашу,

Ну, и маслица, в придачу.

-Да, ребята, самым популярным весенним праздником башкирского народа, конечно, является Карга боткасы (переводится с башкирского как Воронья, грачиная каша). (Показ иллюстрации праздника).

В древности люди верили, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны. Поэтому, с таянием снега и появлялись первые ручьи, в честь прилета ворон устраивали праздник Карга боткасы.

В это день красиво одевали детей, и отправляли их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. (Все это показывается и кладется в одну большую корзину.) Народ собирался на возвышенности, зажигался костер, и в большом казане готовили кашу. (Показ иллюстрации.) Пока бабушки готовили вкусную кашу дети и молодые девушки веселились, песни пели, танцевали, разные игры играли. Мы с вами тоже сыграем нашу любимую игру.

Башкирская народная игра “Тюбетейка”.

Задания во время игры: 1-ый ребенок рассказывает стихотворение, 2-ой ребенок проводит пальчиковую игру, 3-ий ребенок танцует (или коллективный танец).

- После шумного веселья всех звали к костру, и начинали раздавать кашу. Первая порция полагалась земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам как благодарность за принесенную весну. После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике. Когда все расходились, стаи птиц налетели на кашу, оставленную им.

- По традиции некоторые башкиры обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Вспоминая эту традицию, дети завязали ленточки с пожеланиями, чтобы на земле был мир, никогда не было войн, вовремя шли дожди, были хорошие урожаи, чтобы всегда светило солнышко, пели птицы, бежали ручейки, зеленела трава, чтобы не было пожаров, не гибли деревья и звери в лесу, чтобы планета цвела. Призвали всех быть милосердными к природе, Матушке-Земле.

(Детям раздаются разноцветные ленточки и предлагается завязать их на заранее подготовленную веточку, произнося благопожелания.)

- Ну вот, наша встреча подошла к концу. С каким праздником мы с вами сегодня познакомились? Когда и где проводится этот праздник?

- Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

- Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы обязательно расскажите родителям о празднике «Воронья каша».

В конце воспитатель угощает всех башкирским национальным блюдом - чак–чак.

Под башкирскую мелодию дети уходят.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Проект «Масленица» Программное содержание: Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Проект «Масленица» Уважаемые педагоги. Хочу представить вашему вниманию презентацию подготовленную к празднику "масленица" Программное содержание: Образовательные.

Автор публикации:
Конспект НОД по краеведению в старшей группе «Каргатуй»
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 21:01
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...