Папки-передвижки

Конспект НОД по краеведению в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по городам республики Коми».

Елена Истомина
Конспект НОД по краеведению в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по городам республики Коми».

Цель: систематизация и обобщение знаний о городах республики Коми.

Задачи :

Образовательные:

расширять представления детей о городах республики Коми (архитектура, природа, полезные ископаемые, занятия жителей – профессии, символика – гербы городов); учить ориентироваться по карте; расширять кругозор.

Развивающие:

развивать речь, творческое воображение.

Воспитательные:

воспитывать чувство любви и гордости за свой край, свою родину.

Публикация «Конспект НОД по краеведению в подготовительной к школе группе по теме „Путешествие по городам республики Коми“,» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

• «Социализация»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора дошкольников о родном крае.

• «Коммуникация»: развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

• «Чтение художественной литературы»: использование художественных произведений о родном крае: стихи коми поэтов.

• «Физическая культура»: приобщение дошкольников к ценностям физической культуры через коми подвижные игры.

• «Музыка»: использование музыкальных произведений о коми крае.

Материал к занятию: мультимедийная презентация по теме «Путешествие по республике Коми», карта республики Коми, контурные карты формата А4 на каждого ребёнка; фотография коми поэта А. Е. Ванеева, аудиозаписи песен о городах республики Коми, стихотворение А. Е. Ванеева «Это север- край неповторимый», песня Вавиловой «Песня о Сыктывкаре».

Предварительная работа : занятие по краеведению по теме «Усть-Сысольск- Сыктывкар. Страницы истории»; экскурсия в национальный музей РК (отдел природы) по теме «Волшебные камни»; разучивание песни Вавиловой «Песня о Сыктывкаре»; разучивание и повторение коми подвижных игр «Ошко-бабо», «Пышкай», «Ёма-кулёма».

Ход занятия:

Дети читают стихотворение коми поэта А. Е. Ванеева «Это север- край неповторимый».

«Тихие, задумчивые сосны

И под снегом сон тетеревов.

И фонтаны в крае нефтеносном,

И огни растущих городов.

В новых сёлах древние былины,

Золотые скирды на полях.

Это север, край неповторимый,

Край отцов и Родина моя.

Пусть и вьюга мечется шальная,

От мороза стынет кровь в руках,

Но зато огонь не затухает

В сердце лесоруба- паренька.

Он в тайге лютые сосны рубит,

Он влюблён в профессию свою.

Паренёк за холод не разлюбит

Край отцов

И Родину свою.

Ведь морозы жгучие не вечны,

Пролетит холодная зима,

От черёмух в платьях подвенечных

Вся округа будет без ума.

Возвратятся радостные птицы,

Позабросив тёплые края,

И весною словно обновится

Край отцов

И Родина моя.

Но, мороз ни разу не изведав,

Оценить не сможешь теплоту.

Понимали прадеды и деды

Северных просторов красоту.

И горжусь, что сам на них похож я,

Что не еду в тёплые края,

Что на свете мне всего дороже

Край отцов

И Родина моя.

Педагог: Эти проникновенные строки написал известный коми поэт А. Е. Ванеев о родной Коми земле. (Педагог показывает детям портрет писателя). Республика Коми – это наша Родина. В ней много разных городов, сёл, деревень, в которых живут, трудятся, растут жители коми края. Вот как выглядит наша Республика на карте. (Педагог показывает и обводит контуры республики). Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей родине и побывать в роли путешественников - исследователей. Вы согласны?

Дети: да.

Педагог: каждый из вас получит маршрутный лист – контурную карту республики Коми, куда вы будете отмечать те места, куда мы сегодня попадём, что интересного и примечательного вы узнаете о городах республики коми, тоже будем фиксировать на карте (маршрутном листе). Итак, вы готовы к путешествию? Приготовили свои инструменты.

Дети: готовы.

Педагог показывает слайд №2 (изображение карты РК).

Ребята, мы начинаем наше путешествие с города Сыктывкара. Я предлагаю перед отъездом спеть песню о родном городе Сыктывкаре – дети исполняют «Песню о Сыктывкаре». Давайте мы на наших маршрутных листах (контурных картах) отметим начальный пункт путешествия красной точкой. (Дети на картах отмечают г. Сыктывкар).

Педагог показывает слайд №3 (вокзалы – железнодорожный и аэропорт).

С детьми определяем, на каком виде транспорта будем путешествовать.

Педагог: кто выбрал железнодорожный путь выбирайте места согласно купленным билетам. С детьми исполняем песню на коми языке : «Тутостiс паровоз вагонъяссо нуигмоз, чу-чу, чо-чо, ыло-ыло мододчо…».

Пока мы едем, давайте вспомним, что на здании аэропорта висит герб города Сыктывкара. Давайте попробуем прочитать его. (Показ слайда №4).

Дети дают ответы.

Педагог : а вы знаете, как назывался наш город в прошлом?

Ответы детей.

Педагог: правильно, Усть-Сысольск. Я покажу вам, каким был наш город раньше. (Показ слайдов №5,6).

Педагог: итак, наша первая остановка – это город Ухта. Давайте также найдём и отметим его на наших контурных картах (дети отмечают).

Показ слайдов №7, слайд №8 (попробуйте прочитать информацию о городе Ухта по его гербу- дети дают ответы). Показ слайдов №10,11 – об истории возникновения г. Ухта. Показ слайдов №12,13,14,15,16 – занятие жителей Ухты – нефтедобыча). Я предлагаю на наших маршрутных листах отметить нефть значком (с детьми определяем значок – чёрный треугольник- так отмечается это полезное ископаемое на картах);

Город красив и зимой и летом – слайд №17).

Педагог включает запись песни «У Печоры, у реки…».

Педагог: ребята, вы наверное уже догадались, что мы с вами доехали до следующего северного города Печора – это портовый город. Давайте отметим его на карте. (Показ слайдов №18, 19,20).

У города Печора есть свой герб – показ слайда №21. Ответьте, пожалуйста, какой элемент на гербе говорит о том, что люди в этом городе работают на речном транспорте? (Ответы детей).

А ещё в городе Печора добывают электроэнергию и там есть гидрометеорологическая обсерватория. Здесь работают люди, которые следят за погодой и дают её прогноз жителям республики (Показ слайдов №22, 23, 24).

Педагог:

Мы немного устали. Давайте с вами поиграем в игру на коми языке (по выбору детей «Пышкай», «Ошко-бабо», «Ема–кулёма»).

Педагог: наше путешествие продолжается, юный путешественник –исследователь, посмотри в окно поезда. Мы приехали с вами в ещё один северный город, который называется Инта. (Слайд №25»). Я также предлагаю отметить его на маршрутных листах – картах. Также и у этого города есть герб, который многое может нам рассказать. (Показ слайда №26). В этом северном городе добывают уголь. Давайте мы его на наших картах отметим значком – чёрный квадрат. (Показ слайдов (27-35) – о добыче угля и использовании в хозяйстве страны.) А давайте мы с вами прогуляемся по улицам города. Он красив зимой и летом, в котором много достопримечательностей – это и водонапорная башня (изображена на гербе города). Этот архитектурный памятник охраняется государством. Он выложен из красного кирпича. Также он является визитной карточкой города и нарисован нагербе. Обратите внимание на украшение домов. Они стоят как сказочные теремки. (Показ слайдов №36, 37, 38).

Педагог : наш поезд отправляется дальше. Посмотрите в окно – леса уже не видно, вокруг простирается бескрайнее поле – мы попали в тундру. (Показ слайда №39). А вот вдалеке виднеется самый северный город нашей республики - Воркута. (Показ слайда № 40). Даже летом земля здесь не тает до конца. Тут вечная мерзлота. Ребята, кто может объяснить выражение «Вечная мерзлота»?

(Дети дают ответы).

А так выглядит Воркута летом (показ слайда №41). Давайте мы отметим самый северный город на наших картах.

Педагог: Воркута тоже является городом шахтером. Здесь добывают каменный уголь. Давайте возле Воркуты на картах также поставим значок – чёрный квадрат. Обратите внимание на герб Воркуты. (Показ слайда №42). Попробуем сравнить гербы г. Инты и г. Воркуты (показ слайда № 43).

Г. Воркута был сначала маленьким посёлком. (показ слайдов №44, 45, 46, 47). А так выглядит Воркута в наше время. (показ слайдов №48, №49).

Педагог : наше путешествие подошло к концу. Посмотрите на свои маршрутные листы и скажите, в каких городах Коми республики удалось нам побывать и расскажите об их главных богатствах. Дети дают ответы.

А какое же самое главное богатство нашей республики кроме природных вы узнаете, если отгадаете кроссворд. (Показ слайда №).

Дети отгадывают кроссворд.

Педагог: Действительно, самое главное богатство нашей республики - это её люди. И о знаменитых людях республики коми мы поговорим на следующем занятии. А на прощание я хочу дать вам домашнее задание – нарисовать полюбившиеся виды городов республики Коми, в которых мы сегодня побывали и с помощью маршрутных листов – карт рассказать родителям о нашем сегодняшнем путешествии.

Педагог : до свидания. Аддзысьлытодз.

Публикации по теме:

Дидактическая игрушка  Коми-снеговикДидактическая игрушка  Коми-снеговик Снеговик выполнен в технике модульного оригами. Коми снеговик подходит для знакомства детей дошкольного возраста с национальной символикой.

У нас — «Коми неделя»У нас — «Коми неделя» У нас- Коми неделя. В детском саду «Белоснежка» стало традицией проводить «Коми неделю» два раза в год (в ноябре и январе). Каждый день.

Автор публикации:
Конспект НОД по краеведению в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по городам республики Коми».
Опубликовано: 11 марта 2015 в 20:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД