Марина Деревскова
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина –Борисовка»
Цель:формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном селе. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины – малой и большой.
Задачи:
Образовательные:
• углубить знания детей о своей стране, о малой родине, её истории и исторической значимости, чем богата и знаменита малая родина, о её жителях, учреждениях и достопримечательностях.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию „Моя малая Родина –Борисовка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• расширять и активизировать словарь по нравственно-патриотической тематике; развивать логическое мышление детей, речь, внимание; развитие лексико-грамматических представлений; расширять кругозор детей.
Воспитательные :
• воспитывать любовь кРоссии, к малой родине; воспитывать дружеские отношения между детьми; выработать умение слышать и выполнять инструкцию педагога; формировать познавательный интерес, желание поддерживать своих односельчан и быть полезными для них, прививать гордость за достижения своей малой Родины.
Оборудование:презентация, музыкальное сопровождение, альбомные листы, цветные фломастеры, снежки, разрезные картинки, сердечко, медали «Знатоки малой Родины».
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций о селе, заучивание стихов, проведение бесед о значении Родины, имеющую свою символику. Дать понятия: что такое государственная символика, символика городов. Раскрыть смысл слов: губернии, учреждения, объять. Ознакомить с пословицами и раскрыть их смысл.
Содержание НОД
(звучит музыка)
В- Доброе утро, ребята!
Дети: Здравствуйте!
В- Давайте порадуемся солнцу и птицам!
А так же порадуемся улыбчивым лицам.
И всем, кто живет на этой планете,
Доброе утро! Скажем мы вместе!
Доброе утро!- маме и папе
Доброе утро останется с нами.
В-. Сегодня нас с вами ждут необыкновенные встречи и находки чего-то нового. В знак доброго приветствия я приготовила вам это замечательное сердце- как символ уважения, преданности и любви.
В- Я хочу, чтобы взяв его в руки, вы сказали своё имя.
В-. Сегодня нас с вами ждут необыкновенные встречи и находки чего-то нового. В знак доброго приветствия я приготовила вам это замечательное сердце- как символ уважения, преданности и любви.
В- Я хочу, чтобы взяв его в руки, вы сказали своё имя.
В-. Сегодня нас с вами ждут необыкновенные встречи и находки чего-то нового. В знак доброго приветствия я приготовила вам это замечательное сердце- как символ уважения, преданности и любви.
В- Я хочу, чтобы взяв его в руки, вы сказали своё имя.
Игра «Давайте познакомимся»
В- Пусть это сердечко греет нас весь день, на протяжении всего занятия. Очень приятно нашим гостям познакомиться с вами. Ребята у каждого человека есть Родина – страна где он живет. И даже у нашей страны есть имя. Как называется наша страна?
Дети: Россия
В. - В народе существует много пословиц о Родине. Ребята, а какие пословицы знаете вы?
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить - Родине служить.
Родина мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины - что соловей без песни.
В. - Молодцы! Много пословиц знаете. О Родине написано много стихов. И сейчас ребята некоторые из них прочтут.
Кирилл М
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
Ваня С
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Вика Б
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и цветные карандаши.
В. - Но у каждого из нас есть своя малая Родина- тот уголок земли, где мы родились, где мы выросли, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.
Есть на свете одна деревенька,
Не большая она, не богата
По сравнению с вселенной,
Можно смело сказать – маловата
Только буду я эту деревню
В своей памяти вечно хранить,
Потому что, счастливое детство
В ней пришлось с милой мамой прожить.
В. - Наша малая Родина- это село, в котором мы живем. И у нашей малой Родины есть имя. Как называется наше село?
Дети: Борисовка.
В. - Ребята, хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете.
В. - На какой планете мы живем?
Дети: Земля.
В. - Возьмите синий фломастер и нарисуйте большой круг. Эта планета Земля.
В. - Как называется наша страна?
Дети: Россия.
В. - Возьмите фломастер красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия.
В. - А как называется область, в которой мы живем?
Дети: Челябинская область.
В. - Возьмите фломастер коричневого цвета и внутри кругов рисуем еще один круг - это наша область.
В. - А как называется район, в котором мы живем?
Дети: Пластовский район.
В. - Возьмите, фломастер желтого цвета и внутри кругов рисуем еще один круг – это наш район.
В. - А наше село находится в Пластовском районе. Возьмите, фломастер зеленого цвета и нарисуйте маленький круг- это наша малая Родина- Борисовка. Посмотрите, какое оно маленькое на такой большой Земле. Наше любимое село Борисовка.
В. - Ребята, а почему мы наше село нарисовали зелёным цветом?
Дети: Зеленым цветом на карте обозначают леса, а их в нашем селе много.
В: Ребята, а как называется наш большой и богатый край?
Дети: Южный Урал
В. - Предлагаю объять нашу Родину, наш зеленый уголок.
Физкультминутка
Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир!
Встречай меня!
В. - Ребята, а хотите совершить прогулку по нашей малой Родине, по Борисовке.
Дети: Да
В. - Пойдем пешком, потому что мы увидим много интересного и важного. Путешествуя пешком мы можем рассмотреть всё внимательнее.
(звучит музыка-фон, дети и воспитатель гуляют) На слайде появляются здания Борисовки (Звуковой эффект) (появляются герои-крестьяне
Гости: Господи, куда это мы попали?
В. - Ребята, посмотрите, какие то люди, одеты как-то странно. А давайте спросим кто они такие? Но сначала поздороваемся.
В. и дети: Здравствуйте.
Гости: Здравствуйте, люди добрые.
В. -Скажите, пожалуйста, а вы кто такие?
Гости: Мы крестьяне села Борисовка мы жили задолго до вашего рождения, даже до рождения ваших родителей. Я – Петр, а это мой брат Иван.
В. - Ребята крестьяне – это бедные люди, которые работали на земле, выращивали домашних животных.
В. – Добро пожаловать в село Борисовку.
Гости: А вы кто такие?
Дети: Мы жители современной Борисовки.
В. - А как вы к нам попали из прошлого века?
Гости: Наша матушка сматывала пряжу в клубочек да потеряла его. И попросила нас с братом найти этот клубочек. Клубочек оказался волшебный и привел нас к вам.
В. - Как интересно! Мы с ребятами как раз решили прогуляться по нашему селу, пойдете с нами. Хотите узнать много нового и интересного?
Гости: Да хотим!
В. – А вы ребята хотите узнать? Возьмём с собой гостей из прошлого века?
Дети: да.
В. – Уважаемые Иван и Петр, вы много видели, много знаете, расскажите нам историю возникновения нашего села?
В. - Ребята давайте присядем и послушаем интересную историю.
Гости: Зародилось наше село Борисовка очень давно, основателями были простые крестьяне-переселенцы из Курской и Орловской губернии. (слайд-фото крестьяне-переселенцы) А во главе села был поставлен поверенный Борис Денисов (слайд-фото Бориса Денисова, имя которого и закрепилось за селом. Так и назвали наше село Борисовка.
В-. Ребята поверенный это – самый главный человек в селе.
В- Как интересно. А скажите уважаемые гости, почему на Южный Урал переселялись крестьяне из разных губерний?
Гости: А вы что не знаете? Южный Урал богатый край, богат он полезными ископаемыми, самоцветами и золотом. Люди и ехали в эти края добывать самоцветы и золото.
Гость: Жили мы сначала в маленьких низеньких- домиках- избах. Большую часть нашей избы занимала печь, которая служила, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Кушали мы из общего чугунка, да и то кашу, хлеб, овощи да бобы. И тогда мы с братом решили переселиться в село Борисовка, стали работать, вести хозяйство, добывать золото да самоцветы. Зажили хорошо. А потом мы с Иваном построили большой рубленный дом, а для наших малых детей построили школу -детский сад.
В- Спасибо вам гости за рассказ ваш интересный, мы много нового узнали об истории Борисовки.
В. -А сейчас давайте продолжим прогулку и вы уважаемые гости увидите, как изменилось наше село за 185 лет.
В – Ребята, покажем нашим гостям красивые, современные здания Борисовки. Но, к сожалению, наши с вами красивые здания села разрушились и нам нужно их восстановить.
Игра «Собери картинку»
В. - Вика, что получилось на твоей картинке.
Вика: Это здание Администрации Борисовского сельского поселения
В. - Посмотрите, ребята, какая картинка получилась у Вики.
В-А вы знаете кто глава Борисовского сельского поселения?
Дети: Да, Фролов Александр Степанович
В. - Молодцы! Правильно!
В-. А вы ребята знаете, что в номинации «Самое благоустроенное поселение», наше поселение в течение четырех лет занимало первые места в области. А также наше Борисовское поселение было удостоено дипломом в номинации «Золотая осень».
В- Кирюша, что получилось на твоей картинке.
Кирюша: Это здание Дома культуры с. Борисовка
В - Посмотрите, ребята, какая картинка получилась у Кирюши. Ребята, в Доме культуры проводятся в течение года праздничные мероприятия, концерты, жители села посещают разные кружки. Народный хор «Вечерки», под руководством Ереклинцева Андрея Леонидовича принимает участие в праздничных мероприятиях поселения и района, участвует в областных фестивалях и конкурсах, где получают дипломы лауреатов. Директором Дома культуры является Евдокимова Людмила Алексеевна 2014 году была удостоена премии Губернатора Челябинской области.
В- Ваня, что получилось на твоей картинке.
Ваня: Это здание нашего медпункта, там лечат людей, делают прививки.
В. - Посмотрите, ребята, какая картинка получилась у Вани.
В- А кто работает в медпункте?
Дети: Наши врачи Соколова Наталья Борисовна, Хренова Вера Петровна. В медпункте работает зубной врач Грачева Мария Алексеевна.
В- Вероника, что получилось на твоей картинке.
Вероника: Это наша Борисовская школа. В ней учатся дети и работают учителя.
В- Посмотрите, ребята, какая картинка получилась у Вероники. В этой школе учились ваши мамы и папы. В этом году нашей школе исполняется 40 лет. Директором школы является Ереклинцева Наталья Викторовна, которая удостоена звания Человек года 2016 А молодой учитель Симонова Елена Сергеевна получила Областную премию имени В. Поляничко Большое внимание уделяется работе с молодежью. Руководитель молодежи – заместитель директора по воспитательной работе, кандидат педагогических наук, депутат Борисовского поселения, Стихнина Ира Петровна.
Гордость нашей школы- это медалисты, которые школу закончили с медалью: Деревскова Елена, Букреева Юля
В – Саша, что получилось на твоей картинке.
Саша: Это наш детский сад.
В. - Посмотрите, ребята, какая картинка получилась у Саши.
В- А как зовут заведующего нашего детского сада?
Дети: Матыгина Елена Викторовна
В- Правильно, ребята! Елена Викторовна в 2015 году была удостоена премии Губернатора Челябинской области.
Гости: Ребята, а чем вы занимаетесь в детском саду?
Дети: Мы в детском саду играем, спим…
В- Наш дружный коллектив принимает участие в районных и областных конкурсах. И занимает призовые места.
В. -Уважаемые гости, а как же вы отдыхаете в свободное время?
Гости: По праздникам мы в церковь ходим, песни поем, в русские народные игры играем.
Гости – Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима
Гости – Ребята, а какая зима?
Дети: Зима холодная, лютая, морозная, ветреная, снежная, красивая, белая.
(Крестьяне предлагают поиграть в подвижную игру)
Гости: «Мороз» – русская народная зимняя игра-хоровод
Дети: «Идет Зимушка-Зима,
У ней белая коса.
С ней идут три тетки –
Белые поддевки: Метель, Вьюга да Пурга.
У тех теток есть слуга:
Злющий дядька Мороз,
Кого схватит – тот замерз!»
Гости: Ребята нам так понравилась прогулка по нашему селу Борисовка. Мы узнали много нового и интересного.
Вос-ль: Ребята, а давайте снова возьмём наше теплое сердечко. Я предлагаю взять это сердечко сказать лишь одно словечко «Какое наше село?»
Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
Дети: Наше село красивое, чистое, зеленное, современное, ухоженное, любимое, цветущее, гостеприимное, прекрасное, замечательное, удивительное.
В. - Так как мы живем в селе Борисовка, то нас, ребята, называют борисовчанами. Кирюша повтори, Вика повтори.
В. - А какие жители нашего села?
Дети: трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые
В: Молодцы, ребята. Вот и подошла к концу наша прогулка. А сейчас давайте вспомним, о чём мы сегодня беседовали?
Гости: Ребята, почему наше село называется Борисовка?
Дети: Наше село названо в честь поверенного Бориса Денисова.
Гости: Ребята, а кто был основателем нашего села?
Дети: Основателями нашего села были крестьяне-переселенцы.
В- Да, правильно ребята, 185 лет назад крестьяне-переселенцы основали наше село.
В- А вы Иван да Пётр не забыли где мы сегодня с вами побывали и с кем познакомились?
Гости: Ой, ребята, помогите, забыли!
В- Ребята, а как вы думаете мы можем гордиться нашим селом?
Гости: Но нам пора возвращаться в свой прошлый век. До свидания, люди добрые.
В: И на память, ребята, я хотела бы вам подарить медали «Знатоки малой Родины». Я надеюсь, что вы очень любите свое село. Став взрослее, получив образование, кто-то останется в родном селе навсегда.