Конспект НОД по обогащению словаря детей старшей группы «В гостях у Бабушки-Загадушки»

Галина Голубева
Конспект НОД по обогащению словаря детей старшей группы «В гостях у Бабушки-Загадушки»

Конспект НОД по обогащению словаря ребенка ст. гр.

«В гостях у Бабушки-Загадушки»

Задачи:

Развивающие:

Обогащать, закреплять и активизировать словарь по теме «Зима. Зимующие птицы», используя речевые игры и графические изображения;

Назвать предмет, его признаки, качества, действия, обогащать речь прилагательными и глаголами;

Подбирать антонимы и синонимы;

Упражнять в подборе определений и сравнений к названному слову;

Научить составлять описательный рассказ;

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его;

Прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать заботу о птицах.

Организационный момент

1. Приходит в группу Бабушка-Загадушка: Здравствуйте, дети! Меня зовут Бабушка-Загадушка. Почему меня так назвали? Ответы детей.

2. Б: Отгадайте мои загадки, и вы узнаете, о ком мы сегодня поговорим!

В серой шубке перовой Повадкой вороватая

И в морозы он герой, Крикуша хрипловатая,

Скачет, на лету резвится, Всем она знакома,

Не орел – а все же птица. (Воробей) Кто она? … (Ворона!

Чернокрылый, красногрудый, Черный жилет, красный берет,

И зимой найдет приют: Нос как топор, хвост как упор. (Дятел)

Не боится он простуды,

С первым снегом тут, как тут. Синяя косынка, темненькая спинка

(Снегирь) Маленькая птичка, звать ее … (Синичка)

Вы правильно поняли, мы сегодня поведем разговор о птицах.

3. Игра «Угадай по описанию» (Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее).

У этой птицы ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях, питаются ягодами рябины, ясеня, клена. Кто это? (Снегирь).

4. Беседа о птицах

Ребята, а как вы понимаете слова из загадок? Дети говорят, как они понимают слова - вороватая, хрипловатая. Воровата – ворует, тащит без спроса, хрипловатая – кричит хриплым голосом, крикунья – кричит; красногрудый, чернокрылый – красная грудка, черные крылья? Птица Снегирь названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. Воробей – от слова «ворчать», «ворковать». Птицы синицы издают довольно громкий мелодичный посвист - "сии-сии". Вот и назвали их синицами.

Скажите ребята, а птицы, которых мы отгадали, как называются одним словом? (Зимующие). А почему их так называют? (Потому что они зимуют рядом с нами, живут в городе или лесу). А что отличает птиц, от других животных? (У них есть крылья и они умеют летать). Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки и жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.)

Перья – оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное.) Какие птицы по земле ходят, а какие прыгают? Почему говорят, что птицы – наши друзья? (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады).

5. Игра «Что общего»

Все птицы разные, но у всех них есть одинаковые части тела. Какие части тела есть у всех птиц? (Туловище, голова, крылья, хвост). А вы знаете, что хвост есть не только у птиц? (Детям раздаю картинки с изображением рыбы, лисы, самолета, девочки, птички, кометы и обсуждаем картинки и почему, эти предметы называют одним и тем же словом).

6. Игра «Кто как поет». Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.

7. Игра «Что это?» (необходимо закончить предложение).

Ворона, дятел, снегирь – это … птицы;

Береза, тополь, сосна – это… деревья;

Сирень, орешник, шиповник – это… кусты;

Ромашка, роза, колокольчик – это… цветы;

Опенок, сыроежка, мухомор – это… грибы;

Комар, бабочка, пчела – это… насекомые;

Кукушка, сова, сорока – это… птицы;

Заяц, волк, лиса – это… животные.

8. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем. Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках,

Всем хватило зернышек.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

9. Игра «Наоборот» с мячом

Скажу я слово высоко, а ты ответишь … низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь … близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь … пол.

Скажу я слово потерял, а скажешь ты … нашел.

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты … храбрец.

Теперь начало я скажу – ну, отвечай, … конец.

10. Бабушка-Загадушка принесла «Чудесный мешочек». (Определять предмет на ощупь, из чего он сделан: деревянный, стеклянный, пластмассовый, резиновый, бумажный, металлический, меховой).

11. Чтение басни Крылова «Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Мораль басни «Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

О чем говорится в этой басне? Как вы понимаете слово взгромоздясь, близехонько? Подберите слова, близкие к этому слову. Кого автор называет плутовкой? Какое настроение у вороны, когда она уронила сыр? А как по-другому можно еще сказать? А у Лисы?

12. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку). Какое слово прячется здесь? (Корм). Давай те послушаем стихотворение.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Я принесла с собой кормушку. Давайте насыплем корм и оставим её для птиц.

13. Рефлексия.

Бабушка-Загадушка прощается с детьми:

Поскорее выходите и на птичек посмотрите,

Прилетели, прилетели, стайку встретили метели!

А Мороз-Красный нос им рябинки принес.

Хорошо угостил, хорошо подсластил,

До свиданья гости! Ждем еще вас в гости!

Публикации по теме:

Д. Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель: Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворение. Задачи: Учить детей запоминать и выразительно.

Паспорт проекта «Зимние забавы» Паспорт проекта «Зимние забавы» Тема проекта: Зимние забавы Вид проекта: информационно-практико-ориентированный Срок проекта: 12.01.2012.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Русские народные сказки
  • Космос
Автор публикации:
Конспект НОД по обогащению словаря детей старшей группы «В гостях у Бабушки-Загадушки»
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 14:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческие идеи и демонстрационный материал для проведения мероприятия...
В летний период открывает свои двери для любознательных малышей лесная Школа Человеткина. Уверена, что вы узнали главного...
Тематическое развлечение для старшего дошкольного возраста в летний период «День...
"Очень, очень любят мороженое дети, Ведь оно вкуснее всех сладостей на свете! Детям дай мороженое: целый день бы ели, А потом и песенку хорошую бы...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в ст. группе «Все профессии...
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны. Инструменты». Цели: Познавательные: формировать познавательную сферу, расширять и укреплять знания о...
Игры для развития дыхания
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия детей с речевыми нарушениями. Правильное дыхание – залог успеха в...
План-конспект и презентация интегрированной НОД в средней группе «Осенний лес полон...
План-конспект и презентация интегрированной НОД в средней группе «Осенний лес полон звуков и чудес» Музыкальный руководитель Сидорова М. В. Тип...