Конспект НОД по образовательной области «Познание». Тема: «Наш край»

Татьяна Перевозчикова
Конспект НОД по образовательной области «Познание». Тема: «Наш край»

Программное содержание:

o познакомить детей с тем, чем богата Сибирь, с природой родного края - растительным и животным миром;

o развивать у детей внимание и желание слушать рассказ воспитателя;

o отвечать на вопросы;

o воспитывать любовь к родному краю, его природе. бережное и заботливое отношение к ней.

Материал:

o книга с иллюстрациями «Нефть и люди»,

o альбомы с картинками животных, птиц, растений,

o книги «Как искали Тюменскую нефть», «Здравствуй, Тюменская нефть».

o вертолет, сделанный из стульев

o фонограмма

Ход НОД:

Игровой момент: появляется игрушка Незнайка с книгой в руках. В ней очень красочные иллюстрации, но он не умеет читать и не знает о чем они рассказывают. А вы хотите услышать о чем рассказывает эта книга.

Беседа: Эта книга рассказывает о нашем крае - Сибири и о людях животных здесь. Наш город (А как он называется) находится в Западной Сибири. Здесь добывают нефть и газ, которые являются богатством нашего края. В недалеком прошлом прилетели в Радужный на вертолетах со всех концов нашей страны геологи- разведчики, буровые мастера. А почему они прилетели на вертолетах? Да потому что в нашем городе не было дорог, были одни болота, тайга- лес, песок. Жили геологи в разноцветных палатках - поэтому и город наш назвали Радужный, да еще потому, что здесь было много разноцветных радуг. Радужный от слова радуга.

Вслед за геологами приехали строители, дорожники, которые построили дороги, дома, которые с начало все были деревянные, одноэтажные.

- А какой наш город сейчас?

- Большой, красивый с многоэтажными домами.

- Какими видами транспорта, можно попасть к нам в город?

- На автомобиле, автобусе, самолете.

- А хотите побывать в путешествии по нашему краю? Тогда в путь. Полетим на вертолете.

Заводим двигатель-р-р-р, полетели-у-у-у. Летим над тайгой. (Дети усаживаются в импровизированный вертолет и под музыкальное сопровождение «летят»)

Внизу виднеются какие-то странные сооружения

- Что это?

- Это буровая вышка, устанавливается она для того, чтобы добывать нефть. А люди, которые ее добывают, называются нефтяники.

- Что же такое нефть? Она черного цвета, называют ее «черное золото».

- А для чего добывают нефть? Ее используют в народном хозяйстве для нужд людей ; из нее производят путем переработки: бензин, солярку, асфальт для дорог, пленку для теплиц, кинопленку для мультфильмов и кинофильмов, резину для игрушек, пластмассу для игрушек и письменных принадлежностей.

Но вот на пути нам повстречалась река.

- Какая река?

- Да, это река Аган.

- А что это на поверхности реки? Это нефть.

- А как же она попала в речку? Когда неправильно добывают и перекачивают нефть она попадает в речку

- А к чему это приводит? К тому, что погибнет в речке вся рыба.

- Какая рыба водится в наших реках (Аган, Негус, Ампута).

- Это щука, язь, плотва, окунь, сырок, щекур, ерш, сорога.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

- А как можно ловить рыбу? Можно ловить только удочкой. Нельзя убивать рыбу в речке, так как река может остаться без рыбы. Можно ловить приспособлениями для ловли рыбы мордой (напоминает корзинку сплетенную из веток).

- Мы пролетаем над лесом- тайгой. Лес - это наше богатство.

- Какие деревья растут в лесу?

Загадка: «Зимой и летом одним цветом?» (ели, сосны, кедры, пихты)

Загадка: «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.» (Береза).

А еще растут рябина, ива.

- Как надо вести себя в лесу?

- Не ломать деревьев, не разорять муравейники, птичьи гнезда, не срывать много цветов.

- Чем богат кедр?

- Кедровыми шишками, которые очень любят дети, а также их заготавливают на зиму белки.

- Что еще растет в нашем лесу? Грибы.

- Какие вы знаете грибы?

- А все ли грибы можно собирать? Да, встречаются и несъедобные грибы - мухоморы, поганки. Они ядовитые. Ими можно отравиться.

- Как нужно грибы собирать? Можно их срывать или нужно срезать ножом, чтоб не испортить грибницу - корневую систему, а то грибы перестанут расти

- А какие ягоды мы собираем в лесу и на болоте?

Рассказать о витаминах, лечебных свойствах ягод. Как нужно собирать ягоды? Осторожно, не рвать с корнем, чтоб они снова выросли на будущий год.

Вот чем богаты наши леса. Они кормят нас, поэтому нужно все это охранять и беречь.

- А какие животные живут в наших лесах? Отгадайте?

1. Зимой белый, летом серый?

2. Рыжая хозяйка по лесу пошла, стежки- дорожки хвостом подмела.

3. Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе Орешки я грызу.

4. Зимой спит, летом ульи ворошит.

5. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом.

6. Комочек пуха, длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку.

7. Иглы при себе носит

Шить не умеет.

8. Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко

- Как мы должны относиться к животным? Нужно беречь и охранять их, нельзя бездумно истреблять их. В лесу живут еще лоси, олени.

- А еще в нашем лесу живут птицы. Это, сова, кричит у-у-у; глухарь, рябчик, куропатка, дятел - он стучит целый день по дереву, является санитаром леса, он лечит деревья, добывая из их коры червяков; ворона, воробей, синички. Птиц нельзя обижать, нельзя разорять птичьи гнезда. Летом птицы питаются в лесу ягодами, хвоей, около домов подбирают крошки. Зимой птицам голодно и поэтому им нужно помогать, делать кормушки. загадки:

1. Черная заплатка

И белая заплатка

На березе скачет.

2. Посередь деревьев

Кузнецы куют.

Местными жителями нашего края являются ханты и манси. Это такие народности. Они живут в лесу в жилищах, которые называются - чумы, строятся они из оленьей шкуры. Чем же занимаются ханты? Оленеводством, рыболовством, собирают ягоды, грибы. Ханты хранят продуты в лобазах - строят его на высоких ножках, чтобы не могли туда попасть звери и даже мыши.

Физминутка: Подвижная игра хантов «Северные олени». Кто является врагом оленей? Волки и медведи. Двое детей - медведи. Живут они в берлоге. Остальные -олени. По сигналу «удар в бубен» - олени с поднятыми вверх руками и растопыренными пальцами (рога оленей) передвигаются по залу прыжками. На сигнал «медведи» - медведи догоняют убегающих оленей, которые прячутся возле чума.

- Вот и закончилась наша экскурсия, мы приземляемся в нашем детском саду. Хочется прочитать в заключение стихотворение:

Пускай бураны злятся - все напрасно!

Пусть темень девять месяцев в году!

А все-таки земля моя прекрасна,

Другой такой я в мире не найду!

Программное содержание:

o познакомить детей с тем, чем богата Сибирь, с природой родного края - растительным и животным миром;

o развивать у детей внимание и желание слушать рассказ воспитателя;

o отвечать на вопросы;

o воспитывать любовь к родному краю, его природе. бережное и заботливое отношение к ней.

Материал:

o книга с иллюстрациями «Нефть и люди»,

o альбомы с картинками животных, птиц, растений,

o книги «Как искали Тюменскую нефть», «Здравствуй, Тюменская нефть».

o вертолет, сделанный из стульев

o фонограмма

Ход НОД:

Игровой момент: появляется игрушка Незнайка с книгой в руках. В ней очень красочные иллюстрации, но он не умеет читать и не знает о чем они рассказывают. А вы хотите услышать о чем рассказывает эта книга.

Беседа: Эта книга рассказывает о нашем крае - Сибири и о людях животных здесь. Наш город (А как он называется) находится в Западной Сибири. Здесь добывают нефть и газ, которые являются богатством нашего края. В недалеком прошлом прилетели в Радужный на вертолетах со всех концов нашей страны геологи- разведчики, буровые мастера. А почему они прилетели на вертолетах? Да потому что в нашем городе не было дорог, были одни болота, тайга- лес, песок. Жили геологи в разноцветных палатках - поэтому и город наш назвали Радужный, да еще потому, что здесь было много разноцветных радуг. Радужный от слова радуга.

Вслед за геологами приехали строители, дорожники, которые построили дороги, дома, которые с начало все были деревянные, одноэтажные.

- А какой наш город сейчас?

- Большой, красивый с многоэтажными домами.

- Какими видами транспорта, можно попасть к нам в город?

- На автомобиле, автобусе, самолете.

- А хотите побывать в путешествии по нашему краю? Тогда в путь. Полетим на вертолете.

Заводим двигатель-р-р-р, полетели-у-у-у. Летим над тайгой. (Дети усаживаются в импровизированный вертолет и под музыкальное сопровождение «летят»)

Внизу виднеются какие-то странные сооружения

- Что это?

- Это буровая вышка, устанавливается она для того, чтобы добывать нефть. А люди, которые ее добывают, называются нефтяники.

- Что же такое нефть? Она черного цвета, называют ее «черное золото».

- А для чего добывают нефть? Ее используют в народном хозяйстве для нужд людей ; из нее производят путем переработки: бензин, солярку, асфальт для дорог, пленку для теплиц, кинопленку для мультфильмов и кинофильмов, резину для игрушек, пластмассу для игрушек и письменных принадлежностей.

Но вот на пути нам повстречалась река.

- Какая река?

- Да, это река Аган.

- А что это на поверхности реки? Это нефть.

- А как же она попала в речку? Когда неправильно добывают и перекачивают нефть она попадает в речку

- А к чему это приводит? К тому, что погибнет в речке вся рыба.

- Какая рыба водится в наших реках (Аган, Негус, Ампута).

- Это щука, язь, плотва, окунь, сырок, щекур, ерш, сорога.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

- А как можно ловить рыбу? Можно ловить только удочкой. Нельзя убивать рыбу в речке, так как река может остаться без рыбы. Можно ловить приспособлениями для ловли рыбы мордой (напоминает корзинку сплетенную из веток).

- Мы пролетаем над лесом- тайгой. Лес - это наше богатство.

- Какие деревья растут в лесу?

Загадка: «Зимой и летом одним цветом?» (ели, сосны, кедры, пихты)

Загадка: «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.» (Береза).

А еще растут рябина, ива.

- Как надо вести себя в лесу?

- Не ломать деревьев, не разорять муравейники, птичьи гнезда, не срывать много цветов.

- Чем богат кедр?

- Кедровыми шишками, которые очень любят дети, а также их заготавливают на зиму белки.

- Что еще растет в нашем лесу? Грибы.

- Какие вы знаете грибы?

- А все ли грибы можно собирать? Да, встречаются и несъедобные грибы - мухоморы, поганки. Они ядовитые. Ими можно отравиться.

- Как нужно грибы собирать? Можно их срывать или нужно срезать ножом, чтоб не испортить грибницу - корневую систему, а то грибы перестанут расти

- А какие ягоды мы собираем в лесу и на болоте?

Рассказать о витаминах, лечебных свойствах ягод. Как нужно собирать ягоды? Осторожно, не рвать с корнем, чтоб они снова выросли на будущий год.

Вот чем богаты наши леса. Они кормят нас, поэтому нужно все это охранять и беречь.

- А какие животные живут в наших лесах? Отгадайте?

1. Зимой белый, летом серый?

2. Рыжая хозяйка по лесу пошла, стежки- дорожки хвостом подмела.

3. Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе Орешки я грызу.

4. Зимой спит, летом ульи ворошит.

5. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом.

6. Комочек пуха, длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку.

7. Иглы при себе носит

Шить не умеет.

8. Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко

- Как мы должны относиться к животным? Нужно беречь и охранять их, нельзя бездумно истреблять их. В лесу живут еще лоси, олени.

- А еще в нашем лесу живут птицы. Это, сова, кричит у-у-у; глухарь, рябчик, куропатка, дятел - он стучит целый день по дереву, является санитаром леса, он лечит деревья, добывая из их коры червяков; ворона, воробей, синички. Птиц нельзя обижать, нельзя разорять птичьи гнезда. Летом птицы питаются в лесу ягодами, хвоей, около домов подбирают крошки. Зимой птицам голодно и поэтому им нужно помогать, делать кормушки. загадки:

1. Черная заплатка

И белая заплатка

На березе скачет.

2. Посередь деревьев

Кузнецы куют.

Местными жителями нашего края являются ханты и манси. Это такие народности. Они живут в лесу в жилищах, которые называются - чумы, строятся они из оленьей шкуры. Чем же занимаются ханты? Оленеводством, рыболовством, собирают ягоды, грибы. Ханты хранят продуты в лобазах - строят его на высоких ножках, чтобы не могли туда попасть звери и даже мыши.

Физминутка: Подвижная игра хантов «Северные олени». Кто является врагом оленей? Волки и медведи. Двое детей - медведи. Живут они в берлоге. Остальные -олени. По сигналу «удар в бубен» - олени с поднятыми вверх руками и растопыренными пальцами (рога оленей) передвигаются по залу прыжками. На сигнал «медведи» - медведи догоняют убегающих оленей, которые прячутся возле чума.

- Вот и закончилась наша экскурсия, мы приземляемся в нашем детском саду. Хочется прочитать в заключение стихотворение:

Пускай бураны злятся - все напрасно!

Пусть темень девять месяцев в году!

А все-таки земля моя прекрасна,

Другой такой я в мире не найду!

Публикации по теме:

Проект. Наша малая Родина — Дергачевский район Познавательный проект по ознакомлению с родным краем «Наша малая родина – Дергачевский район» Длительность проекта: три месяца (октябрь-декабрь).

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. Ознакомление с родным краем. СентябрьДень города. День освобождения Брянщины. Закреплять знание детьми истории боевой славы родного города,.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Этикет
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект НОД по образовательной области «Познание». Тема: «Наш край»
Опубликовано: 18 января 2013 в 18:10
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...