Лучший педагог года

Конспект НОД по знакомству с жизнью, бытом и культурой казачества «Трудом красен человек»

Инна Масленникова
Конспект НОД по знакомству с жизнью, бытом и культурой казачества «Трудом красен человек»

Тема:

Цель: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой казачества.

Задачи:

Образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»

(нравственное воспитание) :

- сформировать представление о жизни казаков, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды;

- развивать интерес к истории казачества.

Образовательной области «Речевое развитие»

- продолжать работу по обогащению бытового словаря детей;

- побуждать детей интересоваться смыслом слов быта казаков.

Публикация «Конспект НОД по знакомству с жизнью, бытом и культурой казачества „Трудом красен человек“» размещена в разделах

Образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

- продолжать развивать декоративное творчество детей;

- продолжать учить плавным поворотом руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке);

- развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, шапка - кубанка, рушник, настольник, гончар.

Предварительная работа:заучивание пословиц о казаках, подборка иллюстраций предметами из быта казаков, песен о казаках.

Методы и приемы: наглядный метод (просмотр презентации, словесный метод (рассказ о предметах быта казаков, рассказ пословиц, загадывание загадки, практический метод (росписьузором калины - глэчика); словесный приём (загадка, пословицы, наглядный приём (показ презентации).

Материал: трафарет, краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, презентация о труде казаков.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодняшняя наша встреча посвящена нашим трудолюбивым предкам, а каким, вы сейчас узнаете, прослушав фрагмент р. н. песни («Мы казаки, казаки»)Как вы думаете, кто исполнил эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, крепкие, независимые, сильные, храбрые, умелые. Самым главным занятием казаков - охрана границ России от врагов. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Воспитатель: сегодня, вы познакомитесь, с некоторыми предметами из быта, которыми пользовались наши далекие предки.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а самое главное – охранял границу от врагов.

Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове кубанка, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака. О казаках, в народе сочинили пословицы, давайте их расскажем:

- Казак без коня, что солдат без ружья.

- Казак в беде не плачет.

- Конь казаку – лучший друг.

- Казак сам голодает, а конь его сыт.

- Терпи казак - атаманом будешь.

- Казаку честь-родину беречь.

- Казачьему роду-нет переводу.

- Где казак - там и слава.

- Без коня казак кругом сирота.

- Казак без службы, не казак.

Воспитатель:жена казака - казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, погладить её. Белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким. Повторите, как называется такой утюг?

Дети: рубель!

Воспитатель: Казачка должна была приготовить пищу. А где, отгадайте загадку:

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

Зимой много ест,

Летом много спит.

Тело тёплое, а крови нет.

Сесть на неё сядешь,

А не везёт.

Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит,

Кашу варит, блины жарит. (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили одежду, в холодное время года спали на печи, на её лежанке. Хлеб пекли в печи сами. У каждого в доме была большая печь с лежанкой. А к празднику казачки пекли каравай. А летом пользовались печью стоявшей во дворе, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом.

Раньше говорили: «Всё, что в печи, - на стол мечи». Ели казаки за деревянным столом, у которого стояли лавки. Важным предметом в казачьем быту была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха и все должно этому служить. Возле кровати родителей находилась колыбель. Как вы думаете для чего? (ответы детей)

Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы. Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой такой работы нет.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть! Её старинное название – настольник, потому что ее клали на стол.

Воспитатель: А вы знаете, как называли полотенце?

Дети: Рушник.

Воспитатель: Посмотрите,какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы. Они вышивали птиц, цветы, животных.

Воспитатель: Посмотрите, какие цвета они использовали?

Дети: Красный и черный.

Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом.

Воспитатель: Ещё одним из старейших промыслов казаков было гончарное ремесло. Вы знаете, что делали из глины?

Дети: Из глины делали посуду, детские игрушки, кирпич.

Воспитатель: Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами.

Запомнили название посуды? (повторите).

Воспитатель:А теперь ребята, я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать глэчик узором – «ветками калины».

Работы детей «Роспись узором калины - глэчика». Рассматривание готовых работ.

Итог: Ребята, о ком сегодня мы беседовали? Ребята что нового вы узнали о казаках? Какие новые слова вы запомнили, что они означают? Как трудились казаки? Какую работу выполнили вы? Что понравилось вам больше всего при встрече? Что бы вы хотели узнать в следующий раз?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Неизведанное рядом» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 5–6 лет Цель: Познакомить с понятиями «устье», «исток», «русло» Задачи: Знакомить детей с наличием водоемов, находящихся в Павловском районе.

Конспект НОД в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «На улицах города» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Алёнушка» города Слободского Кировской.

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Конспект НОД по образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: Радуга добра (Средняя группа) РАДУГА ДОБРА Цель: создание педагогических условий для становления духовно-нравственных качеств дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Буратино на дороге» Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Тема: «Буратино на дороге» Цель: обеспечение.

Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми старшей группы Программное содержание: -Уточнить и обобщить представления детей о труде взрослых, профессиях (повар, швея, учитель, врач, парикмахер, летчик,.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Цель: Обучение использованию социо - игровой технологии для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Задачи:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Статья на тему: "Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Планирование непосредственно-образовательной деятельности в области «Социально-коммуникативное развитие» Тема НОД: «Бабушка-Забавушка» Группа- вторая младшая гр. Цель: развитие представлений детей о собственном образе мальчика (девочки) Интеграция:.

Проект «Я и моя семья» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 2–3 лет Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный. Продолжительность:1 неделя. Актуальность проекта: Семья – это первый социальный институт,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по знакомству с жизнью, бытом и культурой казачества «Трудом красен человек»
Опубликовано: 22 октября 2016 в 18:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД