Получи документы

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»

Ирина Мазалова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 комбинированного вида»

Конспект занятия

по

обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

на тему:

«Звук ж. Буква Ж»

Учитель-логопед : Мазалова И. В.

г. Богородицк

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.

Коррекционно-образовательные задачи:

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Звук [Ж] и буква Ж“» размещена в разделах

1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5)упражнять детей в делении слов на слоги;

6) учить детей преобразовывать слова;

7) совершенствовать звуковой анализ;

8) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); конверт с письмом; сюжетные картинки; мяч; листы для индивидуальной работы; предметная картинка (жук); пособие для звукового анализа; игрушка «Жук»; тетради, ручки; загадка; пособие «Слоговые домики», счетные палочки; карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И, картинка «Солнышко».

Дети встали в круг.

Логопед : Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу).

Логопед : Тихо проходите и садитесь на свои места.

Логопед : Произнесем все вместе:

«Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять

И друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить

Не вертеться, не шалить.

I. Организационный момент:

Логопед : Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

Логопед : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Дети: Да.

Показываю детям картинку с изображением банана.

Логопед : Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

Логопед : Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

Логопед : Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.

Логопед : Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

Логопед : Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Отгадайте загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети: Жук.

Логопед : С какого звука начинается слово жук?

Дети: Слово жук начинается со звука [ж].

Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.

Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,

Сядем на качели, чтобы покачаться.

Давайте дадим характеристику звуку [ж]. Произнесите звук [ж].

Дети: Ж-ж-ж.

Логопед : Звук [ж] можно пропеть?

Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко работает.

Логопед : Если горлышко работает, значит звук [ж] какой?

Дети: Звук [ж] звонкий.

Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.

Вика, дай полную характеристику звука [ж].

Вика: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.

Логопед : Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.

2. Логопед : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ

ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ

Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.

3. Логопед : Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ж] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова.

( аналогично со словами: ужи, ежевика, ножницы, жаба, жираф, ежи, лыжи, моржи, крыжовник, жилет, дождик, баклажан, художник, флажок).

Логопед :тРебята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в конце слова. Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой [ш].

Логопед : Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

3. Логопед : Ребята, что такое слог?

Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Логопед :

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед : ЖИ, ЛЫ

Дети: ЛЫЖИ

(ЖИК, НО НИК, КРЫ, ЖОВ РАФ, ЖИ ЖОК, ЛУ ЖА, ПИ, МА ЖИК, Ё ЖОК, ФЛА ДИК, ДОЖ ЦЫ, НОЖ, НИ ЖОК, КРУ РАВЛЬ, ЖУ)

Логопед : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» ( Карточка с заданием: дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах).

Логопед : Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем:

В домик к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук нас приземлился,

Жужжа, закружился:

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

Логопед : Сядет на место тот, кто назовет ласково:

Флаг – флажок

(снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).

Логопед : У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово». Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж].

(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).

Логопед : Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

Логопед : Ребята, что это: буква или звук?

Дети: Это буква.

Логопед : Правильно. А чем буква отличается от звука?

Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.

Логопед : Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж. Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку.

Логопед : Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок.

Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками.

(выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж, О, У, А, И. Дети читают слоги)

Слушает ЖУК внимательно,

Как вы слоги читаете старательно.

Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ

Логопед : Хорошо, молодцы.

А сейчас посмотрите на буквы. Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У, Ж, К)

Дети: Жук.

Логопед : Правильно. Возьмите «светофорчики». Выкладывает схему слова ЖУК.

(дети выполняют задание)

Логопед : Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Логопед : Саша, почему ты поставил первым синий кружок?

Саша: Звук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим кружком.

Аналогичная работа со звуками : [у], [к].

Логопед : Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.

Скороговорку повторите,

На звук [ж] сильней нажмите :

Жутко жуку жить на суку.

Логопед : Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем. Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях.

(дети выполняют задание в тетрадях)

Логопед : Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?

(ответы детей)

Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]?

Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.

Логопед : Правильно, ребята, молодцы!

Жук не зря у нас гостил,

Букву Ж он изучил.

И за знания в ответ

Нам оставил свой портрет.

За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.

Можете отдохнуть.

Литература:

С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.

Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» - М. : Баласс, 2002. – 128 с.

Г. А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб. : Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с.

Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

О. В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия», Волгоград, 2013. – 239 с.

Автор: Мазалова Ирина Владимировна, логопед

МДОУ «Детский сад №9 КВ»

Тульская область, г. Богородицк, Россия

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук и буква «Д». Программное содержание: 1. Знакомство.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М» Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М],.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]» Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе по лексической теме: «Дикие животные» «Путешествие в лесную школу» (дифференциация.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Конспект занятия в по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Тема: Звук [Ч] и буква Ч. Цель: называние слов с.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы» Образовательные задачи: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования; 2. Познакомить с буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук к [К’], буква К» Тема. Звук К (К', буква К. 1. Анализ звука. При произношении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов;.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [о], буква О» Тема: Звук [о], буква О. Цель: знакомство с буквой О, со звуком [о]. Задачи: 1).Образовательные: познакомить детей с буквой О, со звуком.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Тема: Звук и буква «Б» Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6 - 7 лет Форма ОД: занятие по обучению грамоте Форма организации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»
Опубликовано: 7 марта 2017 в 14:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД