Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с родным краем в группе общеразвивающей направленности (6–7 л)

тамара соловьева
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с родным краем в группе общеразвивающей направленности (6–7 л)

Тема: «Люблю тебя, село родное!»

Цель занятия: Обобщить представления детей о Родине, о селе Крученая Балка, о труде взрослых.

Задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о родном селе. 2. Дать знания из истории возникновения села. 3. Воспитывать любовь к родному краю, подчеркнув, что наше село связано со всей страной; здесь, как и по всей России, труд людей почетен.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, экспериментирование, аналитико-синтетический.

Словарная работа:

Хлеборобы, механизаторы, сельскохозяйственные культуры, комбайнер, плотник, слесарь, электрик.

Предварительная работа:

1. Заучивание стихов, пословиц о Родине, о селе, о труде;

2. Беседы о Родине, родном крае;

3. Экскурсии по улицам села, в школьный музей, к реке, в парк, на ток, в бригаду.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран. Слайды с фотографиями улиц и памятников села Крученая Балка, людей села на своих рабочих местах; макеты «Образование села Крученая Балка», «Жизнь и быт первых поселенцев села Крученая Балка».

Ход образовательной деятельности:

Звучит аудиозапись «С чего начинается Родина…» в исполнении М. Бернеса

Дети входят в групповую комнату, подходят к картам (России, Ростовской области, Сальского района)

Воспитатель: (обводящим жестом, показывая на карту России) В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – село, город, улица, дом, где он родился.

«На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той!»

- Но у нас есть карта Сальского района

/рассматривание карты/

- Где город Сальск?

-Где село Крученая Балка? (дети показывают).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что же такое Родина?

Дети:

1. Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!

2. Слышишь голос соловья – это Родина твоя!

3. Видишь звёздочки Кремля – это Родина твоя!

4. Детский сад, где все друзья – это Родина твоя!

Воспитатель: Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,

И в лесу смородина – (дети:) это тоже Родина!

Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о нашем селе, о людях, которые своим трудом помогают расти нашему селу и процветать.

Скажите мне, пожалуйста, почему мы нашу страну зовем Родиной?

Дети: Мы в ней родились, в ней живем, говорим на родном языке.

Воспитатель: Как называется наша Родина?

Дети: Россия (показ на карте).

Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины?

Дети: Москва (показ на карте, показ фотографий)

Воспитатель: Какая она, наша Родина?

Дети: Большая, много лесов, рек, озер. В ней проживает много разных народов.

Воспитатель: О Родине мы знаем много пословиц. Кто назовет их?

Дети:

1. Родина любимая - что мать родимая.

2. Человек без родины, что птица без песни

3. На чужой стороне и весна не красна

4. Жить - родине служить.

Воспитатель: Дети, наша Родина – это Россия. И правильно вы говорите, что Родиной мы зовем ее, потому что все в ней для нас родное, она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку. Даже пословица говорит, что она нам, как «мать родимая». Наша Родина велика и необъятна. А кто мне скажет, с чего начинается Родина?

Дети: Родина там, где мы родились.

Воспитатель: верно, дети! Родина там, где мы родились и живем. А живем мы в селе. Село наше – это наша маленькая Родина. Все вы ходите в одну группу, но живете в разных селах. Как называются ваши села?

Дети: Крученая Балка, Широкие Нивы, Сысоево-Александровское.

Воспитатель: Почему они так называются? (ответы детей из опыта).

Сегодня мы поговорим с вами о селе Крученая Балка, где находится наш детский сад.

Воспитатель: Как вы думаете, какое наше село?

Дети: Красивое, большое.

Воспитатель: Действительно, наше село красивое, вокруг села раскинулись поля, много балок, где растут красивые и лечебные растения, протекает река Средний Егорлык. Давайте вспомним как Елена Митина в своем стихотворении «Крученая Балка», говорит о красоте села и живущих в нем людях.

Дети читают стихотворение:

1. Люблю тебя, село родное! Люблю таким, какое есть,

Людей, живущих на просторе, чьи имена не перечесть.

2. Люблю смотреть в глаза людские, что согревают теплотой.

И карие, и голубые, в которых – ласка и покой!

3. Люблю бродить весенним утром по травам мокрым от росы,

И размышлять о жизни мудрой у дальней лесополосы.

4. Люблю поля, луга и степи, все то, что радует мне глаз.

Пусть остается все на свете для тех, кто будет после нас.

5. Дай Бог, чтоб жизнь продлилась долго, чтоб помнили и стар и млад:

Беречь село – веленье долга. И каждый жить в нем будет рад!

Воспитатель: Очень, очень давно, на этом месте, где сейчас расположено наше село, когда-то были дикие, пустые степи и жили здесь только дикие звери и птицы. Но, так же давно, это место понравилось, когда-то, проезжавшим мимо переселенцам, которые искали себе подходящее место для жизни. Они увидели глубокую балку, которая могла скрывать их от пронизывающих ветров, рядом протекала река, где можно было ловить рыбу для пропитания, купаться в ней и стирать белье. И они начали строить дома вдоль берега реки, разводить скот и птицу, распахивать землю. (использование макетов для показа детям). Постепенно стали приезжать люди с других краев и селиться здесь. Село так и назвали Крученая Балка, за то, что вся местность состояла из мелких и глубоких балок, как бы перекручиваясь, переходя плавно из одной балки в другую. В те давние времена село было сначала очень маленькое, всего несколько домиков, сделанных из глины и камыша, а сейчас наше село стало большим, светлым и красивым, с множеством улиц, где дома построены из прочного кирпича, шифера и металлопластика.

Воспитатель: Скажи, Алена, как называется улица, на которой ты живешь?

Ребенок: улица, на которой я живу, называется Молодежная.

Воспитатель: А ты, Арина?

Ребенок: Я живу на улице Челнокова.

Воспитатель: На какой улице живет Эмилия?

Ребенок: На улице Космонавтов.

Воспитатель: Сережа, а на какой улице живет твоя бабушка?

Ребенок: Моя бабушка живет на улице Вишневой.

Воспитатель: Какая из улиц у нас самая длинная?

Дети: самая длинная улица Ленина.

Воспитатель: Вот видите, сколько у нас улиц в селе. И какие у них названия: Молодежная, Космонавтов, Челнокова, Ленина, а еще есть у нас улица Победы, Комсомольская, Свободы, Тихая, Заречная, Садовая и еще много других. А какие учреждения нашего села вы знаете? (свои слова педагог сопровождает показом слайдов с изображением перечисляемых улиц и учреждений).

Дети: Школа, магазин, Дом культуры, детский сад, медпункт, почта…

Воспитатель: Какой строительный материал использовали для их постройки?

Дети: Кирпич.

Воспитатель: А раньше из чего делали дома? (из глины).

Эксперимент: дети сравнивают на ощупь два материала: глину и кирпич, выясняют: что прочнее. Воспитатель напоминает детям о том, что кирпич это специально изготавливаемый на заводах состав из глины и воды, которому придают форму кирпича и обжигают в специальной, очень горячей печи. Глина - один из самых распространенных высококачественных природных материалов, которыми богат наш край. А изготавливаемый у нас кирпич идет далеко за пределы региона.

Воспитатель: Есть ли у нас памятники в селе, кому они поставлены?

Дети: Да, есть памятник летчику Челнокову и мемориал «Павшим односельчанам» (слайды).

Воспитатель: Какое самое красивое место в селе?

Дети: площадь возле Дома культуры, березовая роща, парк (слайды).

Физкультминутка.

Дети переходят в зону регионального компонента (плакаты и растения нашей местности).

Воспитатель: благодаря прекрасным людям нашего села, их рабочим рукам наше село хорошеет год от года. Много есть пословиц о людях труда. Какие пословицы вы знаете?

Дети:

«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»

«Что посеешь – то и пожнешь»

«Мала пчела и та работает»

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться»

Воспитатель: Эта пословица относится и к труженикам нашего села. Люди нашего села любят трудиться. Они выращивают на наших полях много разных культур, а затем сдают Родине. Какие сельскохозяйственные культуры, которые у нас выращивают, вы знаете?

Дети: Пшеница, горох, ячмень, просо, лен, горчица (дети находят на рабочей стене и показывают культуры-гербарии).

Воспитатель: Подумайте и назовите профессию людей, которые выращивают хлеб?

Дети: Хлеборобы.

Воспитатель: Назовите пословицу о людях этой профессии.

Дети: «Кто вспашет, тот и сеять будет».

Воспитатель: Вот видите, пословица говорит о том, что труд хлебороба связан с техникой. Назовите технику, на которой трудятся хлеборобы.

Дети: Трактора, комбайны.

Воспитатель: Но чтобы вспахать, посеять, вырастить и собрать урожай, нужна исправная техника. Где её ремонтируют?

Дети: В мастерской.

Воспитатель: Эта мастерская называется МТМ (Машинотракторная мастерская). Какой ремонт делают тракторам?

Дети: Меняют колёса, делают мотор.

Воспитатель: Кто трудиться на ремонте техники?

Дети: Токари, слесари, сварщики, электрики.

Воспитатель: Много людей занято на ремонте. Они знают, что от их умения зависит будущее урожая. Есть люди, которые зимой ремонтируют технику, а весной и осенью садятся за штурвал трактора, комбайна.

У нас немало есть людей, которыми можно гордиться. Вспомните, кого из таких людей нашего села вы знаете, чьи фотографии вы видели в школьном музее трудовой славы? (Труфанова П. Т., Калачева М. И. и т. д., (показ слайдов).

Воспитатель: И сегодня у нас есть прекрасные люди, которые живут и трудятся в нашем селе, не только в поле, но и в детском саду, школе, медпункте, доме культуры (показ слайдов людей села за работой).

Сколько их людей умелых

Самых сильных, самых смелых

Каждый занят важным делом

Дома, в поле, у машин.

Видишь сколько дел вокруг.

Сколько всюду сильных рук.

Ведь не зря людьми труда

Наша Родина горда.

Воспитатель: Как вы думаете, чем поощряют людей, которые хорошо трудятся?

Дети: Медалями.

Воспитатель: Верно! Родина не забывает таких людей. За свой труд для Родины они получают медали, ордена, их фотографии печатают в газетах, награждают почётными грамотами, ценными подарками.

Воспитатель: Дети, сегодня вы много узнали о своём селе, нашей маленькой Родине, о хороших людях. Послушайте, какие хорошие слова можно сказать о том месте, где мы живем (читает стихотворение И. Векшегоновой, «Родина»)

Ромашки весь луг засыпали,

А клевер – пушистый шмель.

И пахнет сосной и липою,

И машет крылами ель.

Вот здесь, где все дышит сказкою,

Родились мы и живем,

Поэтому край наш ласковый

Родиной зовем.

Просмотр видеоролика с пейзажами с. Крученая Балка в разные времена года под звучание аудиозаписи «Моя Россия».

Публикации по теме:

Смотр-конкурс социальной рекламы «Здоровый образ жизни против наркотиков» В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38» с 03.12.12г. по 14.12.12г. проходил смотр-конкурс социальной рекламы «Здоровый образ жизни.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с родным краем в группе общеразвивающей направленности (6–7 л)
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 15:52
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...