Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы»

Венера Сокурова
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы»

Тема: «Малые фольклорные формы»

Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, потешки, загадки, частушки, скороговорки, считалки.)

Задачи:

• Закрепить малые фольклорные формы, представления о жанровых особенностей, назначении пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.

• Учить детей понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, отгадывать загадки, построенные на описании; исполнять частушки; рассказывать потешки;

• Развивать речь, её выразительность, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой „Малые фольклорные формы“» размещена в разделах

• Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Методы, используемые на занятии: Художественное слово, игра.

Методические приемы: словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные; игровые приемы – сюрпризный момент; использование технических средств.

Предварительная работа: Разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок, частушек с детьми.

Продолжительность: 30 минут

Материалы: Петрушка, русские народные костюмы, обруч с лентами, презентация.

Оборудование: уголок в группе, оформленный под ярмарку: матрешки, деревянные ложки, самовар с баранками и тульскими пряниками.

Воспитатель зазывает детей:

Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые!

Весь люд честной в наш дом большой,

С песнями да плясками, с играми да сказками.

Под исполнение русской народной мелодии входят в группу дети:

– Проходите, добры молодцы да красны девицы. Поприветствуйте гостей дорогих, как это было принято на Руси.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются и кланяются)

Веселья Вам да радости!

Давно мы Вас ждём- поджидаем, занятие без Вас не начинаем.

Воспитатель: Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли слышно, всем ли места хватило? Готовы ли вы, ребятушки?

Психогимнастика

Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение, доброжелательные улыбки…

- Поделитесь с гостями своим настроением, улыбнитесь им.

- А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.

Утро сегодня выдалось ясное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!

Пальчиковая гимнастика «Утречко»:

Утро настало, солнышко встало.

– А ну, братец Федя, разбуди соседей!

– Вставай, Большак!

– Вставай, Указка!

– Вставай, Середка!

– Вставай, Сиротка!

– Вставай, Крошка- Митрошка!

– Привет, ладошка!

Все потянулись и проснулись.

Вбегает Петрушка (воспитатель).

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я услышал задорную, весёлую песню и прибежал сюда к вам! Она мне очень нравится. Ведь я всегда на народных гуляньях пою песни, рассказываю потешки, прибаутки, небылицы. А эти народные гулянья бывают на ярмарке. Я вас туда и приглашаю. Но я сегодня не буду выступать, я буду смотреть, как вы выступаете.

Ребята, а что же такое ярмарка?

Ярмарка- это большой праздничный базар, там не только продают и покупают товары, но еще смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов, катаются на карусели и играют в русские народные игры.

Сегодня, ребята, мы с вами будем путешествовать по необычной, удивительной стране, а как называется эта страна, вы узнаете если отгадайте мою загадку.

Он знаком вам с детских лет,

В нем есть чудо, есть и смех.

Он смекалка, мудрость он.

В нем найдет себя любой,

Хоть певец он иль танцор,

Есть другие жанры в нем.

Вы узнаете его

Очень быстро и легко.

Это же, конечно, он:

Детский, близкий вам …

- А что такое ФОЛЬКЛОР?

(Фольклор- это устное народное творчество.)

А что входит в устное народное творчество?

(Пословицы, потешки, считалки, поговорки, частушки, загадки, пестушки, скороговорки, небылицы, дразнилки, заклички)

Путешествуя по удивительной стране «Фольклор», мы побываем в разных городах. А на остановках мы будем отдыхать, играя в разные подвижные игры, т. е. забавляться.

Воспитатель:

1. И первая наша остановка будет в городе Пословица. Но для того, чтобы нам войти в этот город, необходимо вспомнить пословицы.

В народе говорят: “Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли”.

Ребята, а еда без соли бывает вкусная?

Дети: Нет, еда без соли невкусная.

«Что за золото пословицы русские!»- говорил А. С. Пушкин.

В: Что же такое пословица?

Д: Пословица- это жанр устного народного творчества, короткое, мудрое выражение с поучительным смыслом.

В: Молодцы, ребята, правильно.

- А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.

1. Не зная броду, не суйся в воду.

2. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

3. Чует кошка, чьё мясо съела.

4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5. Куда иголка – туда и нитка.

6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Молодцы, ребята, очень много пословиц вы знаете.

Вот мы все знаем пословицы. Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво построены, они советуют, поучают, наставляют, предупреждают. Существует много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение над жизнью.

Объясните смысл пословиц

1. Один за всех, все за одного.

(Эта пословица о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу, они поддерживают друг друга в беде.)

2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

(Перед тем, как что- то сделать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело пойдет хорошо.)

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(Эта пословица о том, что хорошо иметь много друзей, дружба дороже денег, богатства.)

А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.

Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).

Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

Игра «Узнай пословицу по картинке».

2. Потешка – это жанр фольклора, веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей.

– А какими потешками вас забавляли родители? («Ладушки», «Петушок, петушок», «Идет коза рогатая.», «Сорока, белобока.»)

– Давайте вместе и вспомним про Сороку- белобоку, которая кашу варила.

Сорока, сорока,

Сорока белобока,

Кашку варила

На порог скакала,

Гостей созывала,

Гости не бывали,

Кашки не едали.

– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.

– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши и говорите да, а если нет, то потопаете и говорите нет.

Сорока-белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить,

На рынок пошла и вот что взяла…

Парное молоко?---да! Масло топлёное? ---да

Куриное яйцо?---нет! Рыбка солёная? ---нет

Крупа манная?---да! Лавровый лист? ---нет

Капуста кочанная?---нет! Золотистый рис? ---да

Соленый огурец?---нет! Чернослив да изюм?---да

Мясной рулет?---нет! Перец болгарский? ---нет

Сахар да соль?---да! Перец острый? ---нет

Белая фасоль?---нет! Клубничное варенье? ---да

Бисквитное печенье? ---нет

– Да, славная кашка получилась!

3.-Молодцы. Мы можем следовать дальше. Рядом с городом Потешек расположился ещё один замечательный городок Поговорка. И здесь ребята вы должны также пройти испытание – выполнить задание: закончить поговорку.

1. Без году (неделя).

2. Брать быка (за рога)

3. Вставлять палки (в колёса)

4. Делать из мухи (слона).

5. Заблудиться в трёх (соснах)

6. Как с гуся (вода)

7. Не видать, как своих (ушей).

8. Обвести вокруг (пальца)

9. Показать, где раки (зимуют)

10. Переливать из пустого в (порожнее).

11. Друзья познаются в (беде).

12. Дорога ложка к (обеду).

13. Зарубить себе (на носу).

-Молодцы, ребята!

4. А теперь отправляемся дальше. И следующая наша остановка это город Частушка.

Ребята, а что такое частушки?

Частушки- это жанр устного народного творчества, короткая веселая песенка.

Ой, девчонки-хохотушки,

И мальчишки- запевалы

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать людей!

(девочки и мальчики поют ч а с т у ш к и)

– Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.

Ребята, посмотрите на их нарядные костюмы. Это сарафаны у девочек и рубахи у мальчиков. Это русские народные костюмы.

У каждого народа есть свои национальные костюмы. У нас, у кабардинцев, тоже есть очень красивый национальный костюм, который называется адыгэ фащэ. Вот посмотрите. Это женский национальный костюм, а это мужской национальный костюм.

А теперь и к игре можно перейти. Но, чтобы игра была честной необходимо посчитаться.

– Что для этого используем? (Считалку)

– А что такое считалка, как думаете?

Что же это за жанр?

5.Считалка – жанр устного народного творчества, короткие стихи, для выбора ведущего или распределения ролей в игре.

Когда я была такой, как вы, и играла со своими подругами, у нас была такая считалка:

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

А какие у вас сегодня считалки?

Кто знает считалки?

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть:

В кошки-мышки, салочки,

Прятки, догонялочки.

Книжки будем мы читать,

Будем очень много знать.

Аты-баты, шли солдаты

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплыл ясный месяц.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать

Бежит зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать.

Выходи, тебе искать.

* * *

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звезды, месяц, луг, цветы,

Ты поди-ка поводи!

* * *

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он.

Кто не верит – выйди вон!

* * *

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает

И одну из них стирает.

Что тут делать? Как тут быть?

Выходи скорей водить.

* * *

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились на обед

И съедали сто котлет.

А потом ложились спать –

Начинай считать опять

6. ИГРА

Выходи играть - ребята,

Выходи играть - девчата,

Лента яркая - атлас,

Закружит всех дружно нас!

Проводится русская народная игра "Карусель". (К обручу привязаны атласные яркие разноцветные ленты. Каждый ребёнок берётся за одну ленту, говорят слова игры и идут по кругу).

"Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!"

(игра проводится 2-3 раза).

А дальше мы попадаем в наш любимый городок. Как называется этот городок? Этот городок называется Сказка.

Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам. Сказку любили, её любят и сегодня.

7. Молодцы, ребята. А теперь идём вперед. Впереди у нас веселый городок. Его жители не работают, а с утра до вечера без умолку говорят. Этот городок называется Скороговорка.

А что такое скороговорка?

Скороговорка- это жанр устного народного творчества, стихотворение, в котором собраны труднопроизносимые слова.

Игра “Скажи правильно и быстро”

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

8. Хороши, детки, ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идем дальше. Играем в хороводную игру «Ваня, Ваня- простота».

Хороводная игра «Ваня, Ваня — простота»

Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняются движения по тексту:

"Ваня, Ваня - простота!

Купил лошадь без хвоста.

(дети идут по кругу, взявшись

за руки по направлению вперед)

Сел задом наперед,

(не разворачиваясь, меняем

направление на противоположное.

Т. е. дети идут в хороводе,

спиной вперёд)

И поехал в огород.

Не доехал до горы -

Закусали комары!

(дети поворачиваются друг

к другу и щекочут друг друга) "

9.- А теперь я предлагаю вам в город загадок заглянуть.

Ребята, а что такое загадка?

Загадка- это жанр устного народного творчества, выражение, которое нуждается в разгадке.

1. Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

(Осень)

2. Белое одеяло

Землю одевало

Солнце припекло

Одеяло убежало.

(Снег)

3. Не огонь, а греет.

Не лампа, а светит

Как мячик, круглое

Как тыква желтое

(Солнце)

4. Он холодный, проливной

По пятам бежит за мной,

Убегаю- только хуже.

Потому что всюду лужи.

(Дождь)

Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями.

10. Обобщение занятия

-Где мы побывали сегодня? (На ярмарке.)

-Для чего люди устраивали ярмарки? (Покупали и продавали разные товары, развлекались, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)

- Как одним словом можно назвать эти формы устного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».

Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Вот и заканчивается наше путешествие. Но страна Устное народное творчество, т. е. Фольклор такая огромная и поучительная, что мы с вами не раз ещё посетим её и встретимся со всеми её жанрами, которые научат нас уму- разуму.

Петрушка: Но я не отпущу вас без подарка. Ведь дети с ярмарки никогда не возвращались с пустыми руками. И здесь на нашей ярмарке для нас приготовили сладкие угощения. Посмотрите - (раздаю детям петушков на палочке).

Вот пришла пора и с гостями прощаться.

До свиданья, гости дорогие!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чудо-дерево»Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чудо-дерево» Конспект НОД Вид Интегрированное Тип Художественная литература Группа Средняя Форма проведения Подгрупповая ФГОС Интеграция образовательных.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и фольклором «Что такое загадка? Какие бывают загадки?» Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и фольклором. Тема: «Что такое загадка?» «Какие бывают загадки?» Цели: дать детям.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными сказками о животных, развивать мышление, расширять словарный запас, умение понимать.

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе «Домашние животные» Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и их детенышами,.

Конспект НОД по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой средней группе Тема: «Космос» Программное содержание: упражнять в согласовании прилагательных с существительными, сущ–х с числительными (один, два, пять,обогащать словарный.

Конспект НОД в средней группе «Малые фольклорные формы» Цель: Актуализировать знания детей о малых фольклорных формах Задачи: - Разобрать смысл пословиц, поговорок, потешек - Воспитывать отзывчивость,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «В гостях у бабушки-рассказушки» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ДЕТИ 6-7 ЛЕТ) ПО ОЗНОКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы». Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами (загадками). Задачи: • Помочь детям понять, как правильно.

НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» Цель: воспитывать у детей интерес к художественной литературе, закрепить понятие «басня», уточнить представления о жанровых особенностях.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «О чём печалилась осень?» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «О чём печалилась осень?» Цель: Закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы»
Опубликовано: 22 августа 2017 в 17:10
+135Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД