Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Опасные природные явления во все времена года»

Валентина Егоровна Рябова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Опасные природные явления во все времена года»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка, безопасность, труд.

Цели: Закрепить правила безопасного поведения во время опасных природных явлений. Расширять представления детей о правильном поведении на природе во время: гололёда, метели, половодья, наводнения; грозы, урагана, смерча.

Предшествующая работа: наблюдения, рассматривание картин, чтение художественной литературы.

Материал: аудиозапись со звуками метели, наводнения, дождя, грома, урагана; картины; губки, стаканы с водой для опыта; карточки -светофорчики.

Словарная работа: смерч, половодье.

Дети входят в группу. Звучит детская песенка: «Неприятность эту мы переживём».

- Ребята, в группе у нас как- то необычно: много гостей, поздоровайтесь, звучит музыка, кругом картины.

- Посмотрите на картины и скажите, какие времена года изображены на них? (зима, весна, лето, осень).

- Всё верно! А сейчас давайте обозначим все картины условными цветными фишками: зима - голубая фишка; весна - зелёная; лето – красная; осень -желтая фишка.

(дети выполняют задание).

- Ребята, в каждое время года бывают опасные природные явления. Вот сегодня вы узнаете, как оберегать себя в разных опасных природных ситуациях.

Рассматриваем картины зимы.

Всё белым – бело от пуха

Нет порядка во дворе,

Крутит вьюга-завируха

Белом снегом в декабре.

Стонет, охает, поёт,

Погулять нам не даёт!

Когда это бывает? (зимой)

- Какие природные явления бывают зимой?

(снегопад, метель, мороз, гололёд)

- Что такое метель?

(перенос снега очень сильным ветром)

- Да, ребята, метель всегда сопровождается снегопадом.

Стихотворение «Снегопад»:

Снег кружится, снег ложиться

Снег! Снег! Снег!

Тротуары замело

Всё вокруг белым бело!

Снега – снега – снегопад

Хватит дела для лопат

Для лопат и для скребков

Для больших грузовиков.

Снег кружиться, снег ложиться

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Только дворник говорит

Я этот вторник не забуду никогда,

Снегопад для нас беда.

Целый день скребок скребёт.

Целый день метла метёт

Сто потов с меня сошло,

А кругом опять бело….

Снег! Снег! Снег!

- Скажите, чем опасна метель?

(под снегом остаются здания, занесены все дороги, останавливается движение, нарушается нормальная жизнь людей, обрываются линии передач)

- Что надо сделать, когда начинается метель?

(закрыть окна и двери, не выходить из дома, если метель застала на улице нужно укрыться в близлежащим здании).

(включается аудиозапись со звуками «метель»)

Стихотворение «Гололёд»:

Гололёд, гололёд….

Лёд у дома, у ворот

Я люблю скользить по льду

Хоть куда по льду пойду!

Но едва лишь сделал шаг,

На дорожку тут же шмяк!

Как же в садик мне дойти?

Не ползком туда ж ползти

Гололёд, гололёд

По чуть-чуть скольжу вперёд.

- О чём говорится в стихотворении?

(о гололёде)

- Чем опасен гололёд?

(очень скользко, трудно идти, можно упасть)

- Да, ребята, гололёд – это слой плотного льда, образовавшейся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах!

Гололёд является причиной травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, верх лицом, т. к. можно получить сотрясение мозга.

- Как же себя вести, чтобы не получить травм?

(подобрать нескользящую обувь; идти не торопясь; передвигаться осторожно; жилым людям лучше вообще не выходить из дома).

- После зимы наступает что? (весна).

Стихотворение «Ледоход»:

Ура! Весна и ледоход!

Плывёт, плывёт по речке лёд…

Глядят ребята там и тут,

Как льдины по воде плывут.

Ну чем тебе не корабли!

Но нет! – не уходи с земли!

На лёд коварный не ступай,

Опасно это, так и знай.

Такой корабль перевернётся,

На части может расколоться

Иль унесёт на центр реки.

Весной от речки прочь беги.

Рассматриваем картины: «Весна».

- Что происходит весной с водоёмами?

(лёд темнеет, покрывается трещинами, тает)

- Да, весной очень опасно ходить по подтаявшему льду на реке, т. к. он может проломиться. Выходить на такой лёд чрезвычайно опасно. Нельзя кататься на льдинах, обходить проруби, полыньи, край льда).

Загадка:

Тает, тает белый снег,

Мишка не зевай!

Ведь вода из полных рек

Льётся через край

Может затопить берлогу,

Деревеньку и дорогу.

Что это? (Половодье)

- Что такое ПОЛОВОДЬЕ?

(в мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса, поля, расположенные вдоль реки)

- А ещё, ребята, серьёзным стихийным бедствием является наводнение.

Причина наводнения-сильные ливни, таяние снегов.

Из-за этого возникает подъём уровня воды в водоёмах, разрушая мосты, дороги, дома.

Прослушивание аудиозаписи со звуками «наводнения»

- Наводнение приносит ущерб, гибнут люди, животные.

- Как же вести себя во время наводнения:

(отключить газ, воду, электричество; знать места, где хранятся лодки, брёвна, ведь дерево не тонет; в сумку собрать быстро документы, лекарства, тёплые вещи, трёхдневный запас продуктов и воды; если поступил сигнал об эвакуации, покинут свои места.

- Молодцы! А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Да» или «Нет».

- Повернитесь к столу, возьмите «светофорчики» (карточки с зелёным и красным сигналами».

- Если вы согласны с моим высказыванием, покажите корточки с зелёным кружком, если не согласны-с красным.

- Будьте внимательны!

1. Наводнения- это грозные и опасные природные явления. (Да)

2. Наводнения возникают от разливов рек, сильных ливней, от таяния снега. (Да)

3. На замёрзших озёрах

Лёд бывает непрочен,

И ходить по такому

Весело очень! (Нет)

4. Водоёмы опасны:

Может лёд провалиться

И спасать вся округа

Вас напрасно примчится… (Да)

5. Если вы услышали сигнал о наводнении, быстро надо сложить сумку необходимые вещи, продукты питания и документы. (Да)

6. Если ваш дом попадает в объявленный регион затопления надо не забыть включить газ, воду, электричество. (Нет)

7. Если вода резко поднимается надо быстрее занять безопасное место - верхние этажи, крыши, деревья и ждать спасателей. (Да)

Молодцы ребята! Вы всё знаете!

Загадка:

«Холодный ветер нагоняет

Дождем наполненные тучи.

Как стрелы молнии летают,

Грохочет страшный гром трескучий.

Скажи, какое же явление,

Подходит под определение?» (Гроза)

- В какое время года бывает гроза? (Весной, летом).

- Вот сегодня вы узнаете, какие опасности могут вас подстерегать в лесу, на лугу, в природе. Мы научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях, ведь в жизни главное – лучше избежать опасность, как с ней бороться

- Как вы понимаете слово «безопасность»? (ответы детей)

Безопасность - это когда ведешь себя так, чтобы не случилась неприятность, беда.

Я хочу познакомить вас с таким явлением природы, как «ГРОЗА»

Рассматривание иллюстраций «Гроза».

Летом стоит жаркая погода. Вода в водоемах быстро нагревается и превращается в пар, который поднимается вверх.

Пар – мельчайшие капельки воды, которые встретившись наверху друг с другом, образуют легкие белые облака.

При жаркой погоде таких капелек собирается миллион, облачка превращаются в тучи, которые гонит ветер.

ОПЫТ.

- Я предлагаю провести опыт: «Откуда берется дождь».

На подносе влажные губки в форме облаков. Дети обследуют губку сверху и снизу (сверху она сухая, а внутри немного влажная).

- Представьте, что губка - это облако. Сожмите ее так, чтобы пошел «дождь».

Почему из такого облака не идет дождь? (мало капелек воды).

Добавьте из стакана немного воды на губку и сожмите ее снова. Что происходит? (из такого «облака» идет «дождь», но не сильный).

- А теперь нужно вылить оставшуюся воду в стакане на губку и сжать ее снова.

Что происходит? (идет сильный «дождь»).

В нашем «облаке» собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для «облака» и вышли дождем.

Так и гроза зарождается в тучах тяжелых, полных воды. От этого образуются электрические разряды, которые разряжаются ослепительной вспышкой – МОЛНИЕЙ!

Прослушивание аудиозаписи со звуками грозы.

- Что опаснее, гром или молния? (ответы детей)

Да, молния опаснее, потому что, это и есть электрический разряд.

Рассматривание иллюстраций: «Молния».

Стихотворение:

Страшна гроза,

Ее не ждут,

Она весь век в пути,

И неба голубой лоскут

Прилип к ее груди.

Она разрушит, обольет,

Сорвет с лесов наряд,

Но в синем лоскуте ее

Две звездочки горят.

ГРОЗА – бурное ненастье с дождем, громом, молнией и порывами ветра.

Прослушивание аудиозаписи со звуками дождя.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ: (дети отвечают)

1) Переждите ее в помещении.

2) Закройте окна, двери. Выключите все электроприборы, телевизор и мобильный телефон.

3) Если гроза застала на улице – не укрывайтесь вблизи высоких деревьев.

4) Нельзя находиться вблизи металлических оград, влажных стен.

5) Если гроза застала в водоеме - немедленно нужно выбраться на берег.

6) Во время грозы не бегайте.

7) Если негде укрыться, нужно лечь на землю.

Существует ШАРОВАЯ МОЛНИЯ.

Рассматривание иллюстраций.

Как себя вести при встрече с ней?

8) Сохранять спокойствие и не двигаться.

9) Самим к ней не приближаться, не касаться ее чем – либо и не убегать от нее.

Летом часто бывают УРАГАНЫ (см. иллюстрацию) – это очень сильный ветер, его скорость больше, чем мчащийся автомобиль.

И если ветер очень – очень сильный, у него может быть несколько названий: БУРЯ и СМЕРЧ.

Стихотворение «Смерч»:

То не выдумки болтушек,

Здесь поспорить я готов:

Дождь бывает из лягушек

Воробьев или котов.

Может всем на удивленье

Дождь такой нам смерч прислать,

Очень грозное явленье,

И о нем должны вы знать!

Далеко над океаном

Кружит ветра карусель,

Будто бы для великана

Там взбивается постель.

И огромная воронка

К нам торопится прийти,

С завываньем, гулом звонким

Все вбирая на пути.

Зазеваются лягушки

Или же ленивый кот-

Смерч сейчас же, как игрушки,

Их подхватит, унесет.

Крыши снимет он при этом,

Провода порвет везде,

Хулиганит только летом -

И на суше, и в воде!»

СМЕРЧ - сильный вихрь, обладающий чудовищной силой. Он образуется в грозовом облаке и распространяется вниз, до самой земли в виде воронки.

Срывает крыши с домов, вырывает деревья с корнем и даже прочные деревянные дома, переворачивает тяжелые вагоны, автобусы.

ОПАСНО! При урагане, буре, смерче находиться на возвышенном месте на мосту, вблизи столбов, заборов, деревьев.

Русская народная игра «Дождь».

Стихотворение «Туман»:

Шел по городу Туман очень важно

И глядел по сторонам очень важно.

Где ступал он, белый дым появлялся.

И внезапно город наш потерялся.

Где - то спряталась полоска восхода,

Пешеходам не найти перехода.

И автобусы в корабли превратились,

По волнам Тумана вдаль покатились.

Не мигают огоньки светофора,

Не судачат старички у забора,

Даже руг мой закадычный Серёжка

Вдруг растаял, словно снег на дорожке.

- В какое время года чаще всего бывает туман? (осенью).

- Чем опасен туман?

(При переходе дороги не видно машин, а водителям не видно пешеходов).

- Как избежать опасности на дорогах?

(водители должны ехать медленно со включенными фарами.

Пешеходы должны быть очень внимательны. Если есть возможность, нужно переждать дома такое опасное явление, как туман).

- Сегодня мы с вами говорили об опасных природных явлениях во все времена года.

- Надеемся, что если вам придётся встретиться с опасными природными явлениями, то вы не будете паниковать, вспомните правила поведения, выполните их, не подвергая свою жизнь риску.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Опасные природные явления во все времена года»
Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Опасные природные явления во все времена года»
Опубликовано: 4 июня 2013 в 20:00
+68
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 77.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...